Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей. Основные принципы работы с такими детьми.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностями возникают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все".

Проблемы образования одаренных и талантливых детей:

- Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования;

- В практике работы современных школ сложность представляет диагностика одаренности детей. Сложность заключается в определении его интеллектуальных особенностей, наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств, которые не "дотягивают" до нормы, которые выше этой нормы, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них;

- Социально-педагогические проблемы заключаются, прежде всего, в невозможности построения надежного прогноза развития одаренности;

- Среди многих психолого-педагогических проблем в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности;

- Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей;

- Проблемность в обеспечении психологической подготовки родителей.

Основные принципы работы с такими детьми:

- принцип деятельности - максимального разнообразия возможностей для развития личности;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип психологической комфортности - учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии;

- принцип непрерывности обучения;

- принцип минимакса - учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников;

- принцип творчества – дети должны свои идеи и фантазии выражать на листе бумаги, поделках и т.д.