Оперативно-разыскная деятельность ОВД – основа борьбы с терроризмом
Предупреждение террористических актов
Сегодня важную роль в противодействии терроризму играет оперативно-розыскная деятельность, проводимая органами внутренних дел.
Её основными задачами являются:
1. Постоянное ориентирование (нацеливание) негласного аппарата на выявление лиц, замышляющих или потенциально способных совершить террористический акт.
2. Приобретение (укрепление) оперативных позиций на объектах. Предпочтение при этом отдается установлению негласных отношений с лицами из числа работников и служащих, находящихся по роду своей деятельности в местах возможного совершения терактов.
3. Установление конфиденциального сотрудничества с гражданами, работающими в подобных местах, а также с их связями. Как правило, это положительно сказывается и на повышении общего уровня раскрываемости преступлений.
4. Анализ и тщательное изучение оперативной и иной информации о незаконном приобретении (изготовлении) оружия, боеприпасов, ВВ,ВУ,их продаже и хранении отдельными лицами.
5. Систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта. Это позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств поих предубеждению, выявлятьновые поисковые признаки подозреваемых и т.п.
6. Выявление лиц и фактов, имеющих отношение к подготовке терактов, хищения оружия, боеприпасов, ВВ и совершению тяжких преступлений с их использованием.
Для предотвращения терроризма чаще других в практике оперативных аппаратов используются следующие оперативно-разыскные мероприятия:
- опрос граждан - мероприятие, позволяющее выявлять потенциальных свидетелей, осведомленных о лицах, причастных к террористической деятельности, и о конкретных действиях с их стороны, прямо или косвенно указывающихна их противоправную деятельность;
- сбор образцов для сравнительного исследования - добывание, в том числе негласное, определенных предметов (например, сумок, одежды), конкретных материалов (ВВ, ВУ, составляющих к ним) или их частей для осмотра, анализа, испытания или проверки в интересах выяснения их особенностей;
- обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств - обследование (в том числе тайное) соответствующих объектов в интересах решения задач предотвращения и пресечения актов терроризма. Специфика данного мероприятия как метода ОРД заключается в том, что оно обеспечивает сбор не только разведывательной информации, но и данных, указывающих на источники доказательств, использование которых в последующем гарантирует привлечение объектов ОРД к ответственности;
- оперативное внедрение - форма разведывательной операции; предполагает проникновение оперативного работника в криминальную среду лиц, вынашивающих террористические намерения или склонных к совершению подобных преступлений, и добывание нужных сведений от самих объектов в целях недопущения и пресечения их преступной деятельности;
- наблюдение - получение информации об интересующем объекте путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, на транспорте и на открытой местности.
1.2. Тактика действий ОВД по выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих террористические акции
Одним из главных направлений оперативно-разыскной деятельности ОВД является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, в т.ч. замышляющих и подготавливающих террористические акции. И в этой же связи причин и условий, способствующих их противоправной деятельности.
Анализ практики борьбы с террористическими акциями показывает: деятельность оперативных подразделений ОВД, в чью компетенцию входит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы.
В теории оперативно-розыскной деятельности ОВД под выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, понимается процесс осуществления комплекса оперативно-розыскных, иных мероприятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные подразделения ОВД возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий "конвейер" сбора информации, носящей не только криминальный, но и пред криминальный характер, ее накопление и обработку в целях принятия необходимых мер.
Как правило, сначала должна анализироваться и оцениваться оперативная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих этапах определяются цели и объекты поиска, его направления, необходимые для этого силы и средства, формы осуществления оперативно-поисковой работы.
С точки зрения содержательной эта деятельность предполагает обнаружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных ОВД, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации.
Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от которых можно ожидать организации или совершения террористических акций, в т.ч. в форме взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан:
- ранее судимых за преступления террористического характера, или связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ;
- в отношении которых поступала следственная или оперативно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ или совершить террористическую акцию;
-чья производственная или служебная деятельность (бывшая либо настоящая) связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или ВВ;
- лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);
- прошедших подготовку в качестве подрывников в учебных заведениях и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленности;
- работающих (работавших) в области химических технологий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материалов;
- пиротехников кино- и видеостудий;
- бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными структурами;
- имеющих опыт боевых действий в локальных вооруженных конфликтах;
- участников конфликтующих, хулиганских молодежных группировок, а также лиц, входящих в неформальные объединения экстремистского толка, систематически нарушающих общественный порядок;
- склонных к незаконной охоте и браконьерству;
- задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов;
- учащихся учебных заведений, чья практика и обучение специальности связаны с горнорудной промышленностью, металлообработкой, химическими технологиями, радиотехникой;
- занимающихся изготовлением самодельных ВУ для различных целей;
- психически больных (включая больных пироманией), высказывающих агрессивные намерения.
Для своевременного выявления лиц, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, необходимо:
- обучать источники оперативной информации распознаванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва;
- оказывать им помощь в установлении доверительных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений с применением ВУ;
- привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граждан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВУ;
- использовать возможности информационных центров для выявления конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других оперативных аппаратах ОВД, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативного работника.
К фактам, представляющим оперативный интерес применительно к борьбе с террористическими взрывами следует в первую очередь, отнести обстоятельства, способствующие их совершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К основным из них следует отнести факторы, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. Чаще всего они заключаются в недостатках системы государственного контроля за оборотом оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, нарушениях правил их учета и охраны. Именно эти факты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота.
Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с террористическими взрывами, в значительной степени определяется системой мер по формированию специализированного негласного аппарата для выявления и оперативного прикрытия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ.
При этом возможны следующие виды специализации:
- линейный, т.е. ориентированный на выявление преступников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с применением ВВ и ВУ;
- объектово-территориальный, т.е. заключающийся в оперативном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ.
Такая систематизация позволяет ориентировать силы негласного аппарата на наиболее сложных в оперативном отношении объектах или участках, на создание системы оперативного слежения за незаконным распространением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений террористического характера, совершаемых с применением ВУ.
Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет определить достоверность поступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреждении, пресечении и раскрытии террористических взрывов.
Такая проверка необходима, прежде всего, потому,что первоначальные сведения могут не соответствовать действительности, а их использование может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан или дать большие возможности террористам для более тщательного сокрытия свои действий.
В зависимости от характера полученных сведений, мероприятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. Если поступившая информация свидетельствует о подготовке преступления и реально угрожает жизни и здоровью граждан, то одновременно принимаются меры профилактического характера либо по его пресечению. Причем мероприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информацией и имеют целью недопущение совершения подготавливаемого преступления.
Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес, весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной информации. Однако в каждом случае в процессе проверки следует установить:
-местожительство (местонахождение) проверяемого, его личность, судимость, связи, поведение и образ жизни;
- причастность проверяемого к противоправным действиям, о которых сообщается, имел ли место сам факт криминального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступным путем;
- преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию условий, способствующих осуществлению преступных намерений.
Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной информации. Каждое выявленное лицо проверяется по оперативно-розыскным учетам ОВД.
Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в специальную папку, именуемую "проверочным материалом". Каждый проверочный материал регистрируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям криминальной милиции.
По результатам проверки могут приниматься следующие решения:
1) если первичные данные представляют оперативный интерес для других служб и подразделений криминальной милиции и ОВД в целом, то принимается решение о передаче материалов заинтересованной стороне;
2) при неподтверждении первичных сведений принимается решение о списании имеющихся материалов в установленном порядке;
3) в случае установления при проверке, что совершенные проверяемым противоправные действия не представляют большой общественной опасности, может быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела с применением к виновному мер административного и общественного воздействия;
4) при установлении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, и данных о том, что они могут совершать преступления, а также причин и условий, способствующих им в этом, принимается решение о взятии такого лица под оперативно-профилактическое наблюдение, и принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
5) в случае выявления фактов подготовки либо совершения преступлений, подтверждаемых наличием обоснованных данных, если для пресечения или раскрытия необходим комплекс агентурно-оперативных мероприятий, обеспечивающих обнаружение доказательств, а иным путем достичь указанных целей невозможно либо затруднительно, заводятся дела оперативной разработки, по ним проводится комплекс негласных оперативно-разыскных мероприятий по их разработке;
6) если в поступившей первичной информации в результате ее проверки будет установлено, что лицо совершило преступление и есть достоверные данные об этом, то материалы передаются следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или же оно возбуждается органом дознания.
Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для ОВД, являются начальными в процессе их деятельности и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемого направления, но и при определенных тактических условиях - в рамках иных направлений их оперативно-служебной деятельности (предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений).
Таким образам, основной целью выявления лиц и фактов, имеющих отношение к террористической деятельности, является информационное обеспечение всей оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, то есть при ее осуществлении реализуется, главным образом, познавательная сторона этой деятельности.