Оперативно-разыскная деятельность ОВД – основа борьбы с терроризмом

Предупреждение террористических актов

Сегодня важную роль в противодействии терроризму играет оперативно-розыскная деятельность, проводимая органами внутренних дел.

Её основными задачами являются:

1. Постоянное ориентирование (нацеливание) негласного аппарата на выявление лиц, замышляющих или потенциально способных совершить тер­рористический акт.

2. Приобретение (укрепление) оперативных позиций на объектах. Предпочтение при этом отдается установлению негласных отношений с лицами из числа работников и служащих, находящихся по роду своей деятельности в местах возможного совершения терактов.

3. Установление конфиденциального сотрудничества с гражданами, работающими в подобных местах, а также с их связями. Как правило, это положительно сказывается и на повышении общего уровня раскрываемости преступлений.

4. Анализ и тщательное изучение оперативной и иной информации о незаконном приобретении (изготовлении) оружия, боеприпасов, ВВ,ВУ,их продаже и хранении отдельными лицами.

5. Систематический анализ информации о совершенных терактах и ложных сообщениях об их угрозе, в том числе и с учетом зарубежного опыта. Это позволяет выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, вносить корректировку в расстановку сил и использование средств поих предубеждению, выявлятьновые поисковые признаки подозре­ваемых и т.п.

6. Выявление лиц и фактов, имеющих отношение к подготовке терак­тов, хищения оружия, боеприпасов, ВВ и совершению тяжких преступлений с их использованием.

Для предотвращения терроризма чаще других в практике оперативных аппаратов используются следующие оперативно-разыскные мероприятия:

- опрос граждан - мероприятие, позволяющее выявлять потенциальных свидетелей, осведомленных о лицах, причастных к террористической дея­тельности, и о конкретных действиях с их стороны, прямо или косвенно ука­зывающихна их противоправную деятельность;

- сбор образцов для сравнительного исследования - добывание, в том числе негласное, определенных предметов (например, сумок, одежды), конкретных материалов (ВВ, ВУ, составляющих к ним) или их частей для осмот­ра, анализа, испытания или проверки в интересах выяснения их особенностей;

- обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств - обследование (в том числе тайное) соответствующих объектов в ин­тересах решения задач предотвращения и пресечения актов терроризма. Спе­цифика данного мероприятия как метода ОРД заключается в том, что оно обеспечивает сбор не только разведывательной информации, но и данных, указывающих на источники доказательств, использование которых в после­дующем гарантирует привлечение объектов ОРД к ответственности;

- оперативное внедрение - форма разведывательной операции; предпо­лагает проникновение оперативного работника в криминальную среду лиц, вынашивающих террористические намерения или склонных к совершению подобных преступлений, и добывание нужных сведений от самих объектов в целях недопущения и пресечения их преступной деятельности;

- наблюдение - получение информации об интересующем объекте путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, на транспорте и на открытой местности.

1.2. Тактика действий ОВД по выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих террористические акции

Одним из главных направлений оперативно-разыскной деятельности ОВД является своевременное выявление различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, в т.ч. замышляющих и подготав­ливающих террористические акции. И в этой же связи причин и усло­вий, способствующих их противоправной деятельности.

Анализ практики борьбы с террористическими акциями показывает: деятельность оперативных подразделений ОВД, в чью компетенцию вхо­дит это направление работы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Продолжающееся осложнение оперативной обстановки во многом связано с недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников, просчетами в организации оперативно-розыскной и следственной работы.

В теории оперативно-розыскной деятельности ОВД под выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, понимается процесс осуществления комплекса оперативно-розыскных, иных мероприятий, включающих поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку и принятие решения в целях предупреждения, пре­сечения, раскрытия и расследования преступлений. На оперативные под­разделения ОВД возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий "кон­вейер" сбора информации, носящей не только криминальный, но и пред криминальный характер, ее накопление и обработку в целях принятия не­обходимых мер.

Как правило, сначала должна анализироваться и оцениваться опе­ративная обстановка на обслуживаемой территории или по линии работы. Исходя из этого, на последующих этапах определяются цели и объекты поиска, его направления, необходимые для этого силы и средства, формы осуществления оперативно-поисковой работы.

С точки зрения содержательной эта деятельность предполагает обна­ружение первичных сведений о подготовке или совершении преступлений, не известных ОВД, и о лицах, не состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах, однако являющихся носителями криминальной информации.

Анализ практики свидетельствует о том, что лиц, от которых можно ожидать организации или совершения террористических акций, в т.ч. в форме взрывов, следует выявлять среди следующих категорий граждан:

- ранее судимых за преступления террористического характера, или связанных с незаконным оборотом ВВ и ВУ;

- в отношении которых поступала следственная или оперативно-розыскная информация о попытках приобрести ВВ, изготовить ВУ или совершить террористическую акцию;

-чья производственная или служебная деятельность (бывшая либо настоящая) связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использо­ванием оружия, боеприпасов или ВВ;

- лидеров и боевиков организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);

- прошедших подготовку в качестве подрывников в учебных заведе­ниях и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленно­сти;

- работающих (работавших) в области химических технологий, связанных с производством ВВ, порохов, других взрывоопасных материа­лов;

- пиротехников кино- и видеостудий;

- бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных орга­нов и спецслужб, имеющих опыт обращения с ВВ и ВУ, замеченных в связях с криминальными структурами;

- имеющих опыт боевых действий в локальных вооруженных кон­фликтах;

- участников конфликтующих, хулиганских молодежных группиро­вок, а также лиц, входящих в неформальные объединения экстремист­ского толка, систематически нарушающих общественный порядок;

- склонных к незаконной охоте и браконьерству;

- задержанных вблизи мест хранения взрывчатых материалов;

- учащихся учебных заведений, чья практика и обучение специаль­ности связаны с горнорудной промышленностью, металлообработкой, хи­мическими технологиями, радиотехникой;

- занимающихся изготовлением самодельных ВУ для различных це­лей;

- психически больных (включая больных пироманией), высказы­вающих агрессивные намерения.

Для своевременного выявления лиц, замышляющих совершение преступления с применением ВУ, необходимо:

- обучать источники оперативной информации распознаванию внешних признаков приготовительных действий для осуществления взрыва;

- оказывать им помощь в установлении доверительных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений с применением ВУ;

- привлекать к конфиденциальному сотрудничеству граждан, имею­щих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступле­ний с применением ВУ;

- использовать возможности информационных центров для выявле­ния конфиденциальных сотрудников, состоящих на связи в других опе­ративных аппаратах ОВД, которые могут предоставлять информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативного работника.

К фактам, представляющим оперативный интерес применительно к борьбе с террористическими взрывами следует в первую очередь, отнести обстоятельства, способствующие их совершению. На практике подобные обстоятельства могут находить самое разнообразное проявление. К ос­новным из них следует отнести факторы, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. Чаще всего они заключаются в недос­татках системы государственного контроля за оборотом оружия, боепри­пасов, ВВ и ВУ, нарушениях правил их учета и охраны. Именно эти фак­ты чаще всего служат причиной попадания ВВ и ВУ в сферу незаконного оборота.

Успешное решение задачи выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, применительно к борьбе с террористическими взрывами, в значительной степени определяется системой мер по форми­рованию специализированного негласного аппарата для выявления и опе­ративного прикрытия каналов незаконного распространения ВВ и ВУ.

При этом возможны следующие виды специализации:

- линейный, т.е. ориентированный на выявление преступников в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в среде лиц, со стороны которых можно ожидать совершения преступлений с приме­нением ВВ и ВУ;

- объектово-территориальный, т.е. заключающийся в оперативном обслуживании одного или группы объектов оборота ВВ и ВУ.

Такая систематизация позволяет ориентировать силы негласного ап­парата на наиболее сложных в оперативном отношении объектах или уча­стках, на создание системы оперативного слежения за незаконным распро­странением взрывчатых материалов и раскрытия преступлений террори­стического характера, совершаемых с применением ВУ.

Полученные первичные сведения о лицах и фактах подлежат тщательной проверке. Это позволяет определить достоверность по­ступившей информации, ее полноту и возможность дальнейшего использования в предупреждении, пресечении и раскрытии террористических взрывов.

Такая проверка необходима, прежде всего, потому,что первоначаль­ные сведения могут не соответствовать действительности, а их использо­вание может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан или дать большие возможности террористам для более тщательного сокрытия свои действий.

В зависимости от характера полученных сведений, мероприятия по их проверке осуществляются в сроки, как правило, не превышающие 3-10 суток. Если поступившая информация свидетельствует о подго­товке преступления и реально угрожает жизни и здоровью граждан, то од­новременно принимаются меры профилактического характера либо по его пресечению. Причем мероприятия, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, планируются и осуществляются немедленно вслед за поступившей об этом информацией и имеют целью недопущение со­вершения подготавливаемого преступления.

Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес, весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной информации. Однако в каждом случае в процес­се проверки следует установить:

-местожительство (местонахождение) проверяемого, его личность, судимость, связи, поведение и образ жизни;

- причастность проверяемого к противоправным действиям, о кото­рых сообщается, имел ли место сам факт криминального события, прича­стность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у не­го ценностей, приобретенных преступным путем;

- преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления и созданию условий, способствующих осуще­ствлению преступных намерений.

Выясняются также иные обстоятельства, исходя из тех или иных конкретных данных, содержащихся в первичной информации. Каждое выявленное лицо проверяется по оперативно-розыскным учетам ОВД.

Все документы, которые поступают в результате поиска информации и ее проверки, собираются в специальную папку, именуемую "провероч­ным материалом". Каждый проверочный материал регист­рируется в специальном журнале, который ведется отдельно по линиям криминальной милиции.

По результатам проверки могут приниматься следующие реше­ния:

1) если первичные данные представляют оперативный интерес для других служб и подразделений криминальной милиции и ОВД в целом, то принимается решение о передаче материалов заинтересованной сторо­не;

2) при неподтверждении первичных сведений принимается решение о списании имеющихся материалов в установленном порядке;

3) в случае установления при проверке, что совершенные проверяе­мым противоправные действия не представляют большой общественной опасности, может быть принято решение об отказе в возбуждении уголов­ного дела с применением к виновному мер административного и общест­венного воздействия;

4) при установлении лиц, ведущих антиобщественный образ жиз­ни, и данных о том, что они могут совершать преступления, а также причин и условий, способствующих им в этом, принимается решение о взятии такого лица под оперативно-профилактическое наблюдение, и принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;

5) в случае выявления фактов подготовки либо совершения пре­ступлений, подтверждаемых наличием обоснованных данных, если для пресечения или раскрытия необходим комплекс агентурно-оперативных мероприятий, обеспечивающих обнаружение доказательств, а иным путем достичь указанных целей невозможно либо затруднительно, заводятся дела оперативной разработки, по ним проводится комплекс негласных опера­тивно-разыскных мероприятий по их разработке;

6) если в поступившей первичной информации в результате ее про­верки будет установлено, что лицо совершило преступление и есть дос­товерные данные об этом, то материалы передаются следователю для ре­шения вопроса о возбуждении уголовного дела или же оно возбуждается органом дознания.

Мероприятия по выявлению лиц и фактов, представляющих опера­тивный интерес для ОВД, являются начальными в процессе их деятельно­сти и осуществляются непрерывно не только в рамках рассматриваемого направления, но и при определенных тактических условиях - в рамках иных направлений их оперативно-служебной деятельности (предупрежде­ние, пресечение и раскрытие преступлений).

Таким образам, основной целью выявления лиц и фактов, имею­щих отношение к террористической деятельности, является инфор­мационное обеспечение всей оперативно-разыскной деятельности ор­ганов внутренних дел, то есть при ее осуществлении реализуется, главным образом, познавательная сторона этой деятельности.