Техническое описание маршрута

09.07.2004 г.
Первый день нашего путешествия. Аэропорт Шереметьево-1. Московское время 15-00. Ждем посадку на самолет Владивостокских авиалиний, следующий по маршруту Москва – Иркутск – Владивосток. Опоздание на полтора часа. Но нам спешить некуда, в Иркутск должны были прилететь 2 часа ночи, а теперь получится в четыре. Нестрашно. Регистрация, оформление багажа и оружия прошло для нас успешно. В разрешенные 20кг нам удалось вместить наши 30)).


10.07.2004 г.
В аэропорту города Иркутск нас встретил Алексей Сырэнов – житель поселка Орлик. Он приехал за нами на микроавтобусе, чтобы доставить нас до Орлика, о чем мы договаривались еще из Москвы. Ехали долго, но нескучно. По дороге закупили недостающие продукты. После въезда в Бурятию часто останавливались на Святых Местах. Буряты, которые ехали с нами объясняли, что тут живет бог, и окропляли эти самые места водкой (правда, которую мы купили). Обряд показался нам сомнительным. Когда у нас водка кончилась…, окропления резко сократились, а потом закончились вовсе. В Орлик мы прибыли около двух часов дня. Поселок большой и проживают в нем только буряты, русских мы не видели. Жители селения праздновали
какой-то большой праздник, правда, не помню какой и по какому поводу. Мы решили продолжить наше путешествие. Расплатились за нашу доставку по цене (5500), которую обговаривали по телефону еще из Москвы, и как оказалось потом – это в Бурятии большая редкость. Менять условия на ходу это в пределах местных правил и к этому надо быть готовыми. Далее мы договаривались двигаться на лошадях вверх по реке Тиссе, но оказалось, что лошади находятся в 90км вверх по реке и добраться до них можно только на автомобиле Урал. Это оказалось правдой. Мы убедились, что другие монстры внедорожники там не смогли пройти. Для начала разговора предложили цену 12000р. Сговорились на шести. Дорога проходила по руслу Тиссы, уровень воды в которой был в это время существенно выше среднего. В некоторых местах во время движения вода заливала кузов, в котором мы и располагались. Катание по такой дороге было увлекательным. Общее мнение – деньги потрачены не зря. Очередная остановка на очередном Святом Месте. Просьба, правда тон больше походил на требование, в выделении очередной дозы водки или спирта для «окропления» была уверенно пресечена. И вот долгожданное озеро Дозор-Нур. В реке прыгали хариусы. Пробовали ловить но, к сожалению неудачно. Несколько мелких экземпляров и все. Сделали пятиминутку – свежесоленый хариус быстрого приготовления. Костерок. Палатка. Сон. Ничего себе денечек!!!!!!


11.07.2004 г.
Рыбалка была хорошей, хариус некрупный, до полкило, за то почти на каждый заброс. Брал на мушку связанную….. ну кто ловит хариуса, знает из чего)))))) Способ древний и простой, лобковый волос и шерстинка из носка. Блесну в основном игнорировал. Несколько раз подходили местные буряты, с предложением обсудить дальнейший план нашей заброски. В результате переговоров цена за лошадь-день увеличилась с 200 до 800 рублей. Кроме того, убедили нас двигаться не на Белин-Бажен , а на Малый Белин , поднимаясь по реке Саган-Гол к монгольской границе. Сошлись на четырех с половиной тысячах за заброску катамарана и основной части продуктов к началу сплава по Малому Белину. 12.07.2004 г.
Маршрут начался с переправы нас на левый берег Тиссы на худенькой резиновой лодченке. Далее нас ждал увлекательный километров на пять подъем по заболоченному стланику среди частых жиденьких сосенок, очень напоминающий северную часть Карелии. Устали сильно. Жара была градусов под сорок. К обеду вышли к руслу реки Саган-Гол. Дорога стала ровнее, меньше крутых подъемов. Идти стало легче. В русле реки местами лежали ледники, хотя жара была около сорока градусов. Прошли километров 25-30 и встали на ночевку на правом берегу.


13.07.2004 г.
Вышли около десяти. К обеду добрались до перевала и истока реки Саган-Гол. На перевале небольшое озерцо. Рыбы в нем нет. Искупались (вода нежаркая…) сделали обед. Собрали немного Золотого корня. И стали спускаться с перевала в долину реки Зун-Обо-Гол. Ночевку сделали на правом берегу Зун-Обо-Гола. Пытались рыбачить – ничего у нас не вышло.


14.07.2004 г.
Вышли около 10-00. Переправились через реку и пошли на перевал к вершине Малого Белина. На перевале два Озера. Источники с какой-то газированной, с сильным запахом сероводорода, водой и снег. После употребления этой воды Алексей избавился от изжоги! До Монгольской границы два километра. Заманчиво. Никаких признаков присутствия пограничников или кого еще нет. Было предложение идти через Монголию, но решили отложить затею до следующего года. И попытаться по возможности оформить документы на выход. Белин начался с продолжительного водопада. Около трех километров. Потом было размытое русло, видимо после огромного паводка. Река текла по завалам, прямо по лесу разбиваясь на мелкие струйки. Идти было довольно трудно. Стапелиться решили на полянке из черемши.
Заночевали на ней же.


15.07.2004 г.

С утра строим катамаран. На правом берегу деревьев мало. Ушло много времени на поиски материала. Подходящий материал для строительства нашли на левом берегу. Закончили строительство во второй половине дня. Жара жуткая. Камни раскаленные, невозможно дотронуться. Пить хочется постоянно. Почти у всех болит горло от постоянного употребления ледяной воды. Часа в четыре погрузились и решили сплавиться немного. Сплав продолжался минуты три. Сюрприз. Водопадный участок. Как оказалось, общей протяженностью около двух километров. Обнос представлялся почти невозможным. Вытащили катамаран на берег. И отправились на разведку. На правом берегу обнаружился крутой курумник. Левый берег имел снежник и непролазные заросли кустарника. После разведки обоих вариантов, решили идти по курумнику. Среди камней удалось разыскать древний проход. Тропа…, если ее так можно назвать, точнее место, где можно было пройти было отмечено маячками, представлявшими из себя небольшие пирамидки из камней. Мы сняли рюкзаки с катамарана, и пошли по указателям. Часа через полтора, прошли около трех километров, мы вышли к руслу Белина. Я вышел немного раньше других и потом пожалел об этом. На каменном островке я увидел метрах в пяти от себя медвежонка. Мамашу долго ждать не пришлось. Настроение немного ухудшилось. Не люблю когда рычат собаки, а когда медведица рычит и морщит нос… неприятное ощущение.
Поставили палатку, оставили Настю на съедение медведям и пошли за катамараном. Идти решили по руслу реки, чтобы отработать вариант проводки катамарана… ничего не вышло. Водопад есть водопад. Разобрали катамаран. И потащили в лагерь. Пришли уже ночью часов в 12. Устали жутко. Настя не спала! Она готовилась вступить с медведем в неравную, рукопашную схватку, защищая общественное имущество! Завхоз есть завхоз!

16.07.2004 г.
Спали долго и весь день собирали катамаран заново.


17.07.2004 г.
Начало сплава около 10.00. Бесконечные завалы, обносы, перетаскивания, пропиливания, прорубания и так до обеда. К обеду завалы закончились. Дальнейшие километров около двадцати мы прошли часа за полтора. Уклон на этом участке более
двадцати метров на километр. Характер реки – сплошной порог на всем протяжении. Поделить на какие то отдельные участки не представляется возможным, да и необходимости в этом нет. Все отлично читается с воды. Где то в середине порога есть участок с негабаритным непроходом. Обнос или проводка возможны только по правому берегу. Ширина реки маленькая, проблем с чалкой нет. Часам к четырем началась гладкая вода с непонятными направлениями течения с большой скоростью, завалами и разбивками на маленькие ручейки. Создавалось впечатление, что река поменяла русло. На одном из прижимов был порван катамаран. Несколько дырок общей длиной около двух метров. Задели кормой вершину елки упавшей в воду. Строение деревьев в тех местах таково, что сучья растут вниз. В этом и заключался мой просчет. Я думал соскользнуть кормой по веткам, а там оказались сучки загнутые в обратную сторону. Встали на островке из мелкого камня. Поставили палатку, разобрали катамаран. Просушка, подготовка к ремонту. Рыбачили. Хариус на блесну брал редко. По островку протекала протока шириной около метра. Там мы заметили Хариусов. Брать на блесну он отказывался. А вот от предложения чего угодно живого, мухи, муравья, или жука одетого просто на крючок с куском лески он отказаться не смог. С десяток килограммовых рыбин скрасили наш досуг.


18.07.2004 г.
Жара жуткая. Клей сох моментально, не успевали намазывать. Комаров при этом еще больше. Раздеться нельзя по двум причинам. Солнце и комары. С рыбой все в порядке. Часам к двум ремонт закончен. Решили продолжить движение. К сожалению опять завалы. Несколько обносов и слияние с Белин-Баженом. К вечеру пороги первый и второй и стоянка на левом берегу. Красиво. Рыба прыгает кругом.


19.07.2004 г.
Спокойная река, гладкая вода, капитан шел обезьяной и ловил с катамарана рыбу. Продвигались мы существенно (раза в два) медленнее, чем было описано в лоции Тульской группы. Новенькая избушка напротив озера оказалась много лет назад как
развалившейся. Перекусили у несостоявшейся баньки, и пошли дальше. Чуть ниже избушки встретили двух рыбаков на казанке. Они оказались вертолетчиками, потому и смогли вместе со всем барахлом оказаться в тех местах. Сплавлялись до полной темноты, до бывшей базы геологов. Не соказались вертолетчиками, потому и смогли вместе со всем барахлом оказаться в тех местах. Сплавлялись до полной темноты, до бывшей базы геологов. Не советую так поступать. Лучше разбить этот участок хотя бы на два раза. Можно остановиться в районе избушки напротив озера.
А нам пришлось встать абы где.


20.07.2004 г.
Встали часов в 8. Место противное. Собрались минут за 30, если не быстрее. База геологов расположена в неудобном месте. Вставать лучше не доходя базы километра три, на правом берегу есть возвышенность. Первая после болот. Бельдыгский каскад шли без просмотра, встали на пороге Змейка с обеда. Полудневка, комаров мало.


21.07.2004 г.
Вышли в 11.00. Часам к двум подошли к треугольной пятнадцатиметровой скале на левом берегу на правом крутом повороте реки. Отсюда по описанию должна быть дорога на Уж-Бельдыр.
Поиск дороги занял около получаса. Дорога начинается над скалой, и идти следует влево. Идеальная площадка для лагеря на левом берегу перед скалой. Поставили лагерь, и пошли в поселок. Километра через два вышли на взлетную полосу двухкилометровку и по ней дошли до аэропорта. От аэропорта до курорта еще километра два. В Поселке есть горячие радоновые источники. Вода выведена в специальные ванны, в которых нам главврач курорта предложил искупаться, чем мы и заняли остаток дня. Так же в поселке есть магазин и столовая, правда в магазине очень мало чего можно купить.


22.07.2004 г.

Сплавляться начали в 14.00. Дошли до шестого порога Кызыл-Хема. Пороги не просматривали. Валы и бочки в порогах были большими, но с воды легко читались и обходились. Встали после шестого порога. Ни одного комара. Наконец-то отдохнули от них.


23.07.2004 г.
Вышли в 11.00. Шли до порога «Три Черепахи». На наш взгляд обычный типичный порог реки Кызыл-Хем. Просто мы настороженно к нему отнеслись после несчастных случаев в 2003г (пять человек). Стоянка на пороге слева.


24.07.2004 г.
Дневка. На солнце разорвало заплату на катамаране. Ремонт. Комаров сначала не было, а потом как оказалось самая комариная стоянка за этот поход.


25.07.2004 г.
Начало сплава 10.00. Типичные пороги Кызыл-Хема. Шли без просмотра Стрелка Каа-Хема. Стоянка, на острове не доходя километров пять до Унжея. Шли до 22.00.


26.07.2004 г.

Сплав. На правом берегу через километр после впадения реки Унжей деревня староверов. Живут там 6 человек. Сивковы. У них мы остановились на три дня.


30.07.2004 г.
Сплав. Порог Панфиловский, Васильевский, Байбальский. Байбальский просматривали. Проходили по правой стороне. Стоянка на впадении реки Шуй. На поляне много клубники. 31.07.2004 г. Сплав. Пороги Шуйский, Московский, Эржейская бочка. Шли без просмотра. Ночевка в Эржее.


01.07.2004 г.
Рандеву с группой из Кызыла. Радиалка в Сизим. Сплав. Стоянка в Усьть-Сизиме.


02.07.2004 г.
Сплав по ровной воде. Скорость течения около 8 км\час. Антистапель в Даниловке. Общение с местными желательно свести к нулю. Вещи не разбрасывать.


03.07.2004 г.
За нами пришла машина, заказанная еще из Москвы. До Абакана ехали всю ночь, цена 7500. Из Даниловки ходит Автобус до Кызыла.


04.07.2004 г.
Поезд Абакан – Москва.