Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Ритм – правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. Стихотворная речь, стройная и красивая, сильнее воздействует на людей, чем какая-либо другая форма речи. Слова, подчиняясь ритму, становятся какими-то другими, более звучными, речь делается упорядоченной и мелодичной. Именно поэтому стихотворная речь наиболее способна передать мысли и чувства поэта.
Различают двусложные размеры стиха и трехсложные. В двусложных стихах повторяются группы из двух слогов с одинаковым расположением ударных и безударных слогов.
Стопа – это группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных.
Хорей – это двусложный размер стиха с ударением на нечетных слогах.
Ямб – это двусложный размер стиха с ударением на четных слогах.
Бывают стихи, у которых в стопе не два, а три слога – это трехсложный размер стиха.
Амфибрахий – это трехсложный размер стиха, в стопе которого первый и третий слоги безударные, а второй – ударный.
Дактиль – трехсложный размер стиха, в стопе которого первый слог ударный, а второй и третий – безударные.
Анапест – трехсложный размер стиха, в стопе которого первые два слога безударные, а третий – ударный.
Повторение согласных звуков в поэтической речи называется аллитерацией. Аллитерация служит выражению мысли и чувства.
Рифма: ее смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значение.
Рифма – это повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк. Рифма имеет большое смысловое значение. Слово, находящееся на конце строки, подчеркнутое следующей за ним паузой и выделенное при помощи звукового повтора, естественно привлекает к себе наибольшее внимание, занимает наиболее выгодное место в строке.
Рифма - важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха. «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее и заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе»/ В.Маяковский/.
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы: мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха; женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог; дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки; гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвертый слог или дальше.