Звучит увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (фрагмент).
- Что за произведение прозвучало? Кто написал?
- Кто исполняет увертюру? (оркестр)
- Какие оркестры вы знаете? (симфонический, духовой, народный)
- Какой оркестр исполнил увертюру? (симфонический)
- Какой оркестр называют симфоническим?
- Вы рассажены на четыре группы, но вы всё же являетесь единым целым, единым классным коллективом. И в симфоническом оркестре инструменты тоже подразделяются на группы. А на какие?
Распределите инструменты по группам (работа на интерактивной доске).
(по одному человеку от группы распределяет инструменты к своей группе)
- Как вы думаете, ребята, в Пермском крае есть оркестры?
(Оркестр в музыкальных школах, в театрах, филармонии).
- Группам было дано домашнее задание. Давайте проверим, как вы с ним справились.
(выступление групп)
Рассадить музыкантов симфонического оркестра на места. На столе образец, раздаточный материал, клей, ножницы. Пока звучит музыка симфонического оркестра, нужно вырезать и наклеить картинки с музыкальными инструментами на свои места в оркестре.
«Игра в оркестр».
Я думаю, вы со мной согласитесь, что не каждый может стать музыкантом. Но мы же можем представить себя музыкантом и без умения играть на каком-либо инструменте. Не правда ли? Давайте попробуем жестами изобразить игру на музыкальном инструменте.
(Каждая группа, встав, изображает свои инструменты под звучание музыкального фрагмента. Затем вразброс – как услышат звучание своих инструментов встают и начинают играть).
Учитель читает фрагмент стихотворения В. Солоухина «Дирижер»
Вокруг него сидели музыканты –
У каждого особый инструмент,
Сто тысяч звуков, миллион оттенков!
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал…
- Кому посвящено это стихотворение? Какую роль он играет в оркестре? Что помогает дирижеру управлять оркестром? Приведите примеры из текста.
Я предлагаю вам игру «Дирижер». Один ученик – дирижёр. Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот, на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа в группах. Квест-контроль.