Ход урока

Открытый урок по теме: Начало монголо-татарского вторжения на Русь

Цели урока:

Образовательные:

· сравнительный анализ процесса возникновения Древнерусского государства и Монгольской державы;

· характеристика природных условий жизни монголов в период зарождения у них государственности;

· определение причин побед монголов в период их завоевательных походов до прихода на Русь.

· познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;

Развивающие:

· совершенствовать умения работы с картой; с историческими документами;

· развивать навыки сравнительного анализа; самостоятельной работы;

Воспитательные:

· воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

· чувство гражданского долга;

· познавательный интерес.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационные,проектный метод, технология критического мышления

Основные понятия: татаро- монголы, араты, нойоны, нукеры, тумен, улус, хан, Яса, «Сокровенное сказание» («Тайная исповедь монголов»)

Важнейшие даты:1208-1223 - завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
1211-1227 - создание империи Чингисхана;

1211-1215 - начало завоеваний "внешнего" мира, захват Северного Китая

1223- битва на Калке

Выдающиеся личности: Чингисхан (Темучин)

Оборудование: карта, раздаточный материал, текст документа, тесты, презентация.

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Сообщение темы и цели урока (2 мин.)
III. Изучение нового материала.
1. Рождение Монгольской империи (3 мин.)

2. Личность Чингисхана.(3 мин.)

IV. Эмоциональная разгрузка (2 мин.)
3. Завоевания монголов.(9 мин.)

4. Битва на Калке. (15 мин.)
V. Закрепление изученного. Выполнение теста. (7 мин.)
VI. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

Методы и приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Вводное слово учителя   Цель урока   Эвристическая беседа   Задание классу   Метод критического мышления   Логический переход   Сообщение учителя     Логический переход     Сообщение учащихся     Логический переход   Сообщение учителя   Вывод     Задание классу   Самостоятельная работа с учебником   Вывод Логический переход Сообщение учащегося Сжатое сообщение учителя Логический переход Работа с текстом документа Объяснение учителя Задание классу Сообщение учащихся Вывод Релаксация Сообщение учителя Проблемное задание классу Рассказ учителя Рассуждение учащихся     Задание классу     Аналитическая беседа   Вывод     Работа с тестом I. Организационный момент II. Сообщение целей и темы (1 слайд. Учитель зачитывает оба высказывания) "О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошло такое изменение, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь из урока, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь». Тема, число (слайд №2) В ходе урока мы должны с вами определить причины покорения Руси монголо-татарами и решить проблему: почему монголо - татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? III. Изучение нового материала 1. Рождение Монгольской империи Начнем наш урок с вопросов: Что мы знаем о монголо-татарах? Каковы условия возникновения Монгольской державы? А теперь вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России"). Задание: Прочитав текст, проведите его маркировку. (Приложение 1) Проверка задания: Критически оцените свои знания: 1. Какие факты вами были названы правильно? 2. Какие вы сделали ошибки? 3. Какие сведения были для вас новыми? 4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше? 5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст? 6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса? Рассмотрим условия возникновения Монгольской державы. Обратим внимание на следующие существенные моменты: 1)Монголы были кочевниками-скотоводами. 2) XI-XII вв. были благоприятными для монголов. Так как было много влажных лет и увеличились территории пастбищ, то, как отмечают ученые, следствием стало умножение стад - главного богатства кочевых племен. Произошел своеобразный демографический взрыв. С наступлением засушливых лет большое количество населения стало нуждаться в новых территориях, где можно было бы пасти скот. Это было жизненно важно, иначе им грозила голодная смерть. 3) Во 2-ой пол. XII в. у монгольских племен шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья, зарождались феодальные отношения и государственность.   Что мы еще знаем о монголо-татарах? Рассмотрим нравы и обычаи монгольских племен Сообщение «Нравы и обычаи монгольских племен» (слайд №3) Сообщение «Социальная структура монголо-татар» Рассмотрим вопрос о происхождении термина «монголо-татары»; причины, по которым автор называет монгольские племена татарами. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. В учебнике говорится, что «...монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название - «татары» - закрепилось за всеми монгольскими племенами». В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».   Проведите сравнительный анализ процессов возникновения государства у славян и монголов и заполните следующую таблицу:  
Вопросы для сравнения Древнерусскоегосударство Монгольскоегосударство
Время возникновения    
Основное занятие    
Органы власти (политическое устройство)    
Форма правления    

 

Т.о., процессы эти имели много общих черт, однако Монгольское государство отставало от Руси в своем развитии на четыре столетия.
Монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер.

 

В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства, а для этого нужно было создать мощное государство.

Создание империи проводилось под руководством политического и военного гения Чингисхана.