Единство Нама-бхаджана и Экадаши-враты.

Данное эссе приглашает провести ревизию действующих стандартов «соблюдения» Экадаши-враты, сверив их со свидетельством шастр, сад-гуру и подлинных садху, ачарьев прошлого, вместо того, чтобы маскировать неспособность контролировать чувства спекуляциями на воспевании Святого Имени или ссылками на особые и экстремальные ситуации в жизни духовных авторитетов.

Как тождественны Нама и Нами, так едины Нама-бхаджан и Экадаши-врата. Подлинные садху, такие, как Шрила Санатана Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, искушённые как в воспевании Святого Имени, так и в соблюдении Экадаши-враты, свидетельствуют собственным примером и наставлениями, приводимыми в эссе, что Святое Имя способствует правильному совершению Экадаши-враты, а правильное совершение Экадаши-враты способствует чистому воспеванию Святого Имени. Противопоставлять Харинаму и нирджал в Экадаши, значит, искажать обе таттвы: и Экадаши-таттву и Нама-таттву:

шринамабхаджана ара экадаши-врата

экататтва нитйа джани’хао тахе рата

«Шри Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это единая вечная таттва (истина)! Прими их, не разделяя, и сделай своей жизнью!» – это слова Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Шрила Джагадананда Пандит приводит в «Према-виварте». Далее:

«В Экадаши следует полностью отказаться от сна и еды! Только вкусом Кришна-намы утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы!» – такие наставления даёт Гауранга Махапрабху своим спутникам в садах Джаганнатха-валлабхи в Пури.

Мы можем придумывать свои нормы и стандарты, считая, что превзошли правила и предписания, которым следуют вечные спутники Бхагавана, и тогда у нас будет возможность реализовать на собственном опыте, что значит «навлечение на себя вреда при невыполнении этих правил». Кришна никого не лишает права обрести такой опыт, как мы помним:

«Если вайшнав по небрежности ест в Экадаши [что бы то ни было – бхунджита], всё его поклонение Вишну – впустую! Он достигает лишь темнейших из адов». («Хари-бхакти-виласа», 12.32).

«Тот, кто не соблюдает пост в Экадаши», – говорит Шри Кришна Юдхиштхире, прославляя Апара-экадаши, – «будет рождён в материальном мире одним из миллионов пузырьков в огромной массе воды или маленьким муравьём среди всех других живых существ» («Брахманда-пурана»).

«Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], какой-то вайшнав, имеющий духовное посвящение и занятый преданным служением Мне, ест зерновую пищу или только корнеплоды или плоды – за это оскорбление он никогда не увидит от Меня никакого прощения! Я низвергну его в темнейшие из адов вплоть до полного разрушения мира!» («Хари-бхакти-виласа», 12.101-102)

Можно в это не верить, считая, что к нам это не имеет отношения, и полагаться на своё исключительное положение в иерархии преданных Господа. Ум склонен гипертрофировать ценность своего вклада в копилку преданного служения. Смирение травинки (тринад апи суничена…) не стесняет его, как и настроение вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, которые считали для себя обязательным соблюдать Экадаши именно так, как мы считаем для себя необязательным.

 

С воды, пищи и сна начинаются наши наслаждения и само тело, которым мы не являемся, но интересами которого живём, забывая из-за его капризов о Кришне. Поэтому нирджал и суточное бодрствование в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы становятся особо желаемым, затребованным и ожидаемым Кришной служением Ему, без которого, как без листиков Туласи на приготовленном для Него угощении, Он ничего не принимает в эти дни. Для обретения бхакти необходимо аннулировать привычку доставлять удовольствие самому себе под предлогом служения Кришне. Мы делаем это каждый день, выполняя любую севу в настроении пуруши. Кришна закрыл на это Свои лотосные глаза, предоставив это зрелище зрению Параматмы. Но Экадаши – это особые дни, Его дни! Кришна принимает облик этих дней, Он становится ими! Под видом служения Ему мы красуемся друг перед другом, но в эти дни Он хочет, чтобы ради Него мы лишили себя этого наслаждения и выполнили указания Махапрабху: «Не ешь, не пей и не спи в Экадаши! Воспевай!». Он заявляет об этом Сам, и это условие доставить удовольствие Ему!

Соискателям бхакти не остаётся ничего другого, как только принять прибежище у этих наставлений Махапрабху и сделать Нама-бхаджан и Экадаши-врату смыслом своей жизни. Таков лейтмотив эссе.

 

Круга.

Если удача улыбнётся нам, и мы будем одним лишь вкусом Святого Имени утолять свою жажду в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, как учит этому Шри Гаурахари, то нирбандха – установленное Им ежедневное воспевание 64-х кругов Кришна-намы – не заставит себя долго ждать. Почему эти 64 круга так важны? Потому что не только Сваям Бхагаван Шри Кришна, но даже Сваям Бхагаван Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, олицетворение милосердия и великодушия, не примет от нас ничего без ежедневного лакха Своих Святых Имён, произносимых громко и отчётливо (учхарана). Мы знаем это из «Шри Чайтанья-Бхагаваты» Шрилы Вриндавана Даса Тхакура (этот фрагмент приводится в эссе), а также из «Упадешавали» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады:

«Бхагаван ничего не примет от того, кто не повторяет Хари-наму сто тысяч раз ежедневно».

Ничего, значит, ни пищу, ни служение – ничего!

Если Бхагаван не принимает от нас ничего, то наша практика перестаёт быть преданным служением – мы предлагаем Кришне то, что Ему не нужно. Преданное служение подразумевает делать счастливым Кришну, а не себя. Он говорит о том, что ожидает от нас, а мы этого не делаем и предлагаем Ему то, что Он не просит. Чем же является наша садхана-бхакти?

Определить то, чем мы занимаемся, можно, оценив своё продвижение по ступеням развития бхакти. Если наша вера в предписания шастр, слова гуру и ачарьев (шрадха) не увеличивается, материальные желания не ослабевают, вкус к воспеванию Святого Имени (ручи) не появляется, желание обрести настроение жителей Враджа не растёт, а сама цель практики (бхава) и жизни (Кришна-према) ускользает из сердца, то это не соответствует тому, что сопровождает процесс садхана-бхакти.

«Мы должны сосредоточить свои усилия на методе, позволяющем развить адхикару [качества, квалификацию] для бхакти, иначе мы никогда не сможем войти в круг вечных спутников Бхагавана». («Бхакти-таттва-вивека», 4).

Что же это за метод?

«Преданное служение, начинающееся с повторения Святых Имён Господа – это высшая из всех религий!» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.22)

Итак, всё следует начинать с воспевания Святого Имени – это высшая из религий! Бхагаван не принимает ничего без ежедневного лакха Хари-намы! А кто принимает? Надо думать, ложное эго – оно принимает от нас всё! Не воспевая 64 круга, мы ничего с этим не сможем поделать – ложное эго будет перехватывать все наши подношения Бхагавану. Мы будем стараться изо всех сил служить Кришне – изо всех сил! – но… ради себя! А следует даже о себе научиться заботиться ради Кришны. Попытка действовать через гуру – правильная, но у нас не получится использовать гуру в служении своему ложному эго: Бхагаван ничего не примет от нас даже через гуру, если наше служение гуру мотивировано продиктованными ложным эго ожиданиями. Какими? Вечными, как самсара! Их апофеозом, вбирающим в себя все формы удовлетворения эго в максимальной степени, является желание воссесть на вьясасану своего гуру. Это самый эффективный допинг, стимулирующий самозабвенное служение гуру из тех, что превращают садхана-бхакти в апарадху (оскорбление) или в садхана-бхакти-абхас (подобие садханы), а ступени развития бхакти – в ледяную горку, по которой можно катиться вниз, насвистывая на ходу полюбившиеся мелодии бхаджанов.