Семантический дифференциал оценки терапевтического потенциала клиента

21. Принципы психологического консультирования

Процессуальные принципы:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Безоценочное принятие.

3. Ориентация на нормы и ценности клиента.

4. Осторожное отношение к советам.

5. Включенность клиента в процесс консультирования.

6. Позиция психолога: равноправие клиента консультанта.

7. Разделение ответственности за результат.

Ценностные и целевые принципы (выделяет экзистенциальный консультант Р. Мэй):

1. Принцип свободы.

2. Принцип индивидуальности.

3. Принцип социальной интегрированности.

4. Принцип духовности.

22. Терапевтический климат: сущность, составляющие, эффекты.

Терапевтический климат – обстановка, способствующая позитивным изменениям в личности консультируемого.

Характеристики эффективного терапевтического климата

1. искренность (конгруэнтность);

2. эмпатия (осуществление эмоционального переживания, когнитивный анализ чувств клиента и передача смысла содержания, передача эмпатии клиенту);

3. безусловное уважение клиента (требование безусловности уважения противоречит первому требованию искренности, ведь клиент может не нравиться; для преодоления этой двойственности говорят о принятии внутреннего мира, чувств клиента, но о неприятии внешнего поведения клиента).

Необходимые и достаточные условия терапевтического климата (по К. Роджерсу):

1) два лица находятся в психологическом контакте;

2) клиент пребывает в состоянии расстройства, раним и встревожен;

3) консультант активно участвует в общении;

4) консультант испытывает безусловное уважение к клиенту;

5) консультант переживает эмпатию и дает ему это понять;

6) эмпатическое понимание и безусловное уважение передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Похожего взгляда придерживается и М. Бахтин, когда говорит о том, что личность сказывается в одном слове, поступке, высказывании и не сводится к своим эмпирическим проявлениям, которые скорее способны увести от встречи с личностью клиента или терапевта.

23. Эффекты и механизмы психотерапевтического влияния в процессе консультирования: в начале, середине и в конце.

24. Особенности эмоционального реагирования клиента на разных этапах консультативной беседы (см. 86 вопрос).

25. Психологический анализ ситуации проведения беседы: пространство и время консультирования.

26. Основные методы работы консультанта.

Техники и методы, используемые консультантами различной теоретической базы:

• систематическая десенсибилизация;

• анализ сновидений;

• анализ переноса;

• адлерианский анализ стиля жизни;

• парадоксальная интенция;

• техника пустого стула;

• анализ сценариев;

• когнитивная дискуссия и многое другое.

27. Три типа беседы: характер и отличия.

Выделяют типы бесед:

стандартизированная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика;

частично стандартизированная – стойкие программа и стратегия, тактика более свободная;

свободная – программа и стратегия заранее не определены, тактика совершенно свободная.

Беседы первых двух типов могут быть более емкими по времени, опираться на меньший опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Их недостатком является неестественность, сковывающая непосредственность и вызывающая защитные механизмы. Они допустимы в том случае, когда сотрудничество уже установлено, исследуемая проблема несложна и носит частичный характер.

Беседа свободного типа ориентирована не на план, а на конкретного человека. Данные получаются не только прямым, но и косвенным образом. Такая беседа отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает спонтанность поведения и предъявляет особо высокие требования к профессиональному уровню и зрелости психолога.

Чем выше степень стандартизации беседы, тем меньше выражена в ней диалогическая интенция собеседников. И наоборот, наиболее свободная беседа, являясь наиболее спонтанной, способна включить собеседников эмоционально, а значит, имеет наибольший диалогический потенциал.

28. Причины отказа консультанта от работы.

• клиент заявляет о проблеме, которая лежит вне вашей профессиональной компетентности;

• вы чувствуете, что личностные противоречия между вами не могут быть разрешены и будут мешать процессу консультирования;

• клиент – близкий человек, друг или родственник консультанта;

• клиент по каким‑либо причинам отказывается обсуждать проблему, без решения которой вы не можете продвигаться дальше;

• после нескольких сессий вы чувствуете, что отношения с клиентом непродуктивны, и ваши попытки сдвинуть их с мертвой точки также безуспешны.

 

29. 4 этапа консультативного процесса.

I. Начальный этап вхождение в ситуацию психологической помощи.Многие исследователи утверждают, что наиболее информативными и решающими оказываются первые 4 минуты знакомства. Это время, когда принимается решение о симпатии/ антипатии, о возможности будущего доверия, о нахождения общего языка. Если для характера всего консультативного процесса решающим оказывается первый взгляд, то для того, будут ли продолжены встречи, решающим оказывается окончание первой встречи. Факт завершенности первой встречи оказывается внутренне противоречивым, двусмысленным: уже нечто должно было произойти здесь, в то же время то, что произошло, не может быть достаточным и должно дать импульс для продолжения встреч. Если во время встречи клиент не почувствовал изменения, улучшения самочувствия, какого‑то нового импульса в своей жизни, то вряд ли он придет опять. Однако, получив исчерпывающие объяснения, полностью успокоенный и умиротворенный, клиент вряд ли почувствует необходимость встречаться повторно. Понимание амбивалентности чувств, переживаемых клиентом, необходимо не для того, чтобы эффективно манипулировать ими. Они выступают для психолога косвенными ориентирами успешности работы и заслуживают того, чтобы быть учтенными.

Здесь уместно вспомнить диалог, о котором писал Бахтин. Его основная характеристика – смысловая незавершенность при технической завершенности каждой мысли или каждого физического акта диалога. Чувства, мысли, затронутые в конкретной встрече на ее смысловом уровне, должны быть проработаны, проговорены, технически завершены. Эта завершенность, тщательность в работе позволит выйти на новый смысловой уровень в следующей встрече. При непроработанности у клиента остается чувство некомпетентности специалиста, который затронул много всего, вызвал внутренний хаос и оставил все в таком виде.

Однако проработанность одного уровня не является завершением, но должна стать переходом на новый смысловой уровень, требующий новой работы.

Выделим основные задачи, решаемые на этом этапе.

1. Установление контакта и рабочих отношений в процессе ориентировки в проблеме. Для этого психолог должен выразить готовность понять и принять клиента, а также оказать возможную помощь.

2. Принятие решения о прохождении курса консультирования не только формально, но и фактически, эмоционально. Для этого должен состояться процесс принятия личности консультанта как человека, способного оказать помощь. Первая встреча особо важна. Клиент приходит со страхом и надеждой. Консультант должен ослабить страх и укрепить надежду. Снятие первоначальной напряженности и тревоги, которые могут провоцироваться самой ситуацией консультирования – распространенная задача, имеющая множество решений. Для этого используются невербальные компоненты общения: тон, поза, одежда психолога. Не менее значима обстановка, которая должна быть сбалансирована в содержании формальных и неформальных элементов. И последний элемент – форма обращения и приглашения к разговору. Однако, следует помнить, особенно начинающему консультанту, о том, что цель прихода клиента – не успокоение. Снижение уровня тревоги клиента призвано облегчить дальнейшее взаимодействие, не более того.

Клиенты могут обращаться по поводу глубоко интимных, личных проблем, о которых не говорили ни с кем, или не хотели бы ни с кем их обсуждать. Это обращение к чужому, незнакомому человеку. Насколько ситуация безопасна, можно ли раскрыться, доверять? От поведения психолога в первые минуты будет зависеть ответ на поставленный вопрос.

Ролло Мэй говорит, что человека к психологу приводят тревога и напряжение, которые он испытывает. Но если мы избавим человека от тревоги совсем, успокоим его, то исчезнет мотивация к дальнейшей работе; если же эта тревога будет чрезмерной, то мы не сможем продуктивно работать. Поэтому вначале необходимо снизить тревожность и напряжение, но не устранять их полностью.

3. На этом этапе психолог закладывает основу будущих рабочих отношений с клиентом. Поэтому, прежде всего, он заботится о поддержании или актуализации адекватной мотивации обращения за помощью. Для этого необходимо определить зону собственно психологического воздействия и возможностей: психолог работает не с ситуацией, но с восприятием и переживанием ситуации.

Часто первая встреча, особенно в нашем обществе, выполняет просветительскую задачу. Стереотипы, связанные с психотерапией, вызывают нереальные ожидания и страхи. С одной стороны, эти требования могут быть неадекватны и завышены. Женщина может просить, требовать: верните мне мужа! Является ли это требованием психологическим запросом? Может ли психолог решить эту проблему? Нет. Неадекватные запросы формулируются явно или косвенно: сделайте что‑нибудь, посоветуйте что‑нибудь. Задача консультанта прояснить свою роль и задачи, объяснив, чем он не может заниматься. Мужа мы вернуть не можем, но можем выяснить, почему вы хотите его вернуть. На чем основывается ваше желание, что для вас значит «вернуть мужа» психологически? Психологи не занимаются социальным обустройством жизни. Однако проблемы, обусловленные социальными обстоятельствами, часто являются психологическими проблемами.

Адекватной мотивацией обращения, которую следует поддерживать, является неудовлетворенность наличным состоянием дел и желание изменить это состояние.

Возможны иные ситуации работы, когда мотивация занижена либо когда нивелируются возможности психологии, что тоже исходит из неадекватных, но уже завышенных представлений о психологе. «Вы уже третий, к кому я пришел. Никто не может мне помочь». Нивелирование функции психолога происходит из того же неадекватного представления о возможностях специалиста. Подобная ситуация распространена в случаях обращения за помощью по рекомендации врача, родственников, при отсутствии собственной мотивации. Если инициатор встречи – другой человек, налицо слабая мотивация, самодостаточность, неверие в силы консультанта.

Кроме заниженной или неадекватной мотивации существует скрытая мотивация: клиент с двойным дном. Запрос такого клиента может быть вполне психологичным и адекватным, однако не истинным поводом обращения к психологу.

Итак, рассматривая причины обращения, мы встречаемся с тремя типами мотивации: истинная, скрытая (обращение в целях поддержания авторитета) и отсутствующая (возможна разная: нет проблемы или я должен справиться сам). Они могут присутствовать у одного и того же человека, и их следует различать. Работа возможна при верном выяснении мотивации обращения, ее типа и особенностей. Часто приходится прорабатывать сам факт обращения к психологу. Даже в случае отсутствия мотивации возможность того, что работа состоится, сохраняется, при условии прояснения причин обращения за помощью и актуализации адекватной собственной мотивации клиента.

4. Принятие самим психологом решения о работе с конкретным клиентом, проработка возможности отказа от работы, а также собственных затруднений, способных помешать эффективной помощи. Психолог имеет право отказаться от работы с конкретным клиентом. Однако отказ не может быть проявлением своеволия и должен быть обоснован.

Одним из главных отличий профессионала от любителя является понимание границ своих возможностей. Только профессионал может сказать: «Это не в моей компетенции». Поэтому одной из распространенных причин отказа может быть ваша некомпетентность. В таком случае вы обязаны направить человека к нужному специалисту: психологу, занимающемуся сходными проблемами, или, при необходимости, смежному специалисту: врачу, юристу, педагогу.

Кроме ограничения возможностей помощи кругом компетенций конкретного психолога, они регулируются некоторыми личностными характеристиками. Бывают редкие случаи психологической несовместимости психолога и клиента, когда отсутствие взаимопонимания представляется непреодолимой преградой. Отказ от работы по этой причине должен сопровождаться проработкой собственных установок и ожиданий консультанта с целью устранения белых пятен в своем самопознании.

Кроме необъяснимых, но непреодолимых разногласий или антипатий, существует не менее веская, но более осознанная причина для отказа от работы. Если психолог встречает клиента, имеющего те же трудности, что решает в данный момент и сам психолог, то с целью избегания проекции и идентификации, приводящих к субъективизму в работе с клиентом, рекомендуется отказаться от работы. Так, переживающий развод психолог ограничен в возможностях работы с разводящимися клиентами. Некоторые психологи считают это правило настолько важным, что говорят о том, что психолог может довести клиента только туда, куда дошел он сам (К. Юнг, Дж. Коттлер).

5. Формулирование собственно психологического запроса из жалобы клиента. Если клиент жалуется на одиночество, то избавление от этого чувства не может быть психологическим запросом. Клиента нужно еще создать как клиента, понимающего, что может психолог и чего хочет он сам.

В этом случае за жалобой на одиночество могут скрываться несколько разных мотивов. Быть может, клиент потерял близкого человека и ощущает непривычную пустоту и тоску, тогда запрос может быть сформулирован как примирение с утратой или переживание горя, а психолог может помочь в этом. А может за чувством одиночества стоит страх оказаться в близких отношениях с другим человеком. Тогда запрос будет сформулирован иначе: возможность длительных интимных (как душевных, так и физических) отношений с другим человеком без страха оказаться зависимым. В этом случае, кстати, сами терапевтические отношения уже будут таким прецедентом, на который смогут быть спроецированы проблемы клиента.

6. Определение целей, сроков и результатов работы. С самого начала принято определять, с чем мы работаем, приблизительное время, которое может потребоваться, и каковы ожидаемые результаты.

Со своей стороны, клиент на этом этапе больше всего склонен проявлять защитное поведение, препятствующее установлению доверительных и рабочих отношений. Оно может выражаться как во враждебном отношении, так и в чрезмерно зависимом, проявляться как формальное установление контакта, скрывающее закрытость для воздействий психолога.

Все перечисленные паттерны поведения свидетельствуют об отсутствии у клиента диалогической интенции в общении с консультантом, как это описывает А. Копьев. Эта интенция становится следствием ответственного выбора: говорить или не говорить всерьез о том, что волнует. Это не означает, что клиента полезнее лишить необходимости делать такой выбор, взять управление диалогом в свои руки (превратить его в монолог). Сохранение клиентом амбивалентности и ее проявления в отношении степени открытости общению с психологом отличают этот этап работы консультанта. Вместе с тем они являются условием необходимого самоопределения и самораскрытия клиента в ситуации консультирования. Недоверие, враждебность, предвзятость по отношению к консультанту – представляют собой формы избегания диалога, в его понимании М. Бахтиным.

При успешном прохождении этого этапа клиент совершает выбор в пользу доверительных и открытых отношений, которые будут условием дальнейшей работы.

II. Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.Здесь начинается работа уже с тем материалом, который предоставляет клиент: переживания, чувства, отношения, ценности, смыслы. Именно этот этап является тем пространством, в котором возможны и ожидаемы специфические психологические феномены, свойственные консультативной или психотерапевтической работе, задаваемые той или иной концепцией и техникой.

Задачи этого этапа вытекают из конкретных целей, намеченных на предыдущем этапе работы консультанта. Они могут меняться в зависимости от теоретического направления и конкретных запросов клиента, поэтому вариативность задач этого этапа слишком велика.

Клиент‑центрированное консультирование: клиент начинает переживать собственную аутентичность и включенность в реальность. К. Роджерс часто использовал термин «открытость переживанию» для описания способности индивида к реалистическому восприятию. Открытость переживанию обуславливает более эффективное поведение, при котором люди имеют более широкое перцептивное поле и способны чаще вести себя в соответствии со своим выбором, а не исходя из существующей необходимости, дает людям возможность участвовать в экзистенциальном процессе

Гештальт‑консультирование: клиент начинает четче дифференцировать переживания, вызываемые внутренними причинами и окружающим миром, другими людьми. Для того чтобы оставаться в здесь‑и‑теперь, используется техника концентрации, называемая техникой фокального осознания. С помощью этой техники клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность. Их внимание четко разделяет внутреннюю и внешнюю зоны осознания, для того чтобы были обнаружены нарушения контакта между миром и личностью.

Поведенческое консультирование: клиент научается управлять некоторыми негативными переживаниями (тревогой), подавляя их или обесценивая. Обучение релаксации может быть необходимо для достижения одной из поведенческих целей клиента, например, устранения тревоги во время публичных выступлений. Проходя через цикл напряжение‑расслабление, клиент достигает полного физического расслабления, переживание которого в критические моменты (перед выступлением) уменьшает тревогу.

Психодинамическое консультирование: клиент начинает осознавать большую часть подавляемых воспоминаний и восприятия. Клиенты воспринимают аналитиков как перевоплощение фигур, игравших важную роль в их детстве, и переносят на них чувства и эмоции, которые в прошлом были направлены на эти фигуры. Фрейд говорит о переносе любви и отмечает, что любовь эта двойственная, являющаяся смесью привязанности и враждебности

Для клиента это чрезвычайно насыщенный и напряженный этап, наполненный значимыми переживаниями, обилием личностного материала во время сессий и в промежутках между встречами.

При успешном прохождении этого этапа у клиента возникают чувства облегчения и благодарности консультанту.

III. Этап вхождения в новый опыт.Здесь клиент переводит свое новое понимание себя и мира в пространство поведения и действования, формулирует новые жизненные мотивы и цели, ценности и смыслы, испытывает восторг и удивление, ощущение преодоления препятствий и обретение выхода. Это период расставания с собой прежним и усиления новой идентичности.

Психолог в это время оказывает эмоциональную и экзистенциальную поддержку. Поддерживает тенденции трансформаций и помогает совладать с тревогой, вызванной изменениями жизненного мира. На этом этапе может оказаться необходимой проработка ценностных или поведенческих препятствий, мешающих осуществлению необходимых инновационных действий.

Эти изменения сопровождаются чувством неуверенности в своих силах, колебаниями настроения, страхом предстоящей разлуки с психологом, сопровождающими вхождение в иные способы бытия.

IV. Последний этап вхождение в повседневность обогащенным новым опытом.Заключительная стадия консультирования является не менее важной, чем все остальные. Ее значимость определяется следующими задачами психолога: ограничение пространства терапии временными границами, анализ возникшей зависимости клиента и, возможно, консультанта, помощь в достижении самостоятельности, переосмысление ситуации помощи как возможности понять свои мотивы и ценности, нахождение золотой середины между тенденцией гиперопеки и эмоционального отстранения.

Оценка достижений и возможностей клиента является предварительным условием принятия решения о прекращении отношений. Махолик и Тернер требуют определить:

• достигнуто ли уменьшение или устранение начальных проблем или симптомов клиента;

• устранены ли переживания, вызвавшие стресс и послужившие причиной обращения к психологу;

• способность клиента добиваться успеха и степень его понимания себя и других;

• приобрел ли клиент способность продуктивно планировать и выполнять свою работу;

• может ли клиент чувствовать себя раскованней и наслаждаться жизнью

Прекращение помогающих отношений должно принести клиенту больше пользы, чем вреда – это основное правило, которым руководствуются консультанты, выбирая момент окончания работы.

 

30. Раскрыть смысл макроуровня и микроуровня консультативного процесса: этапы и стадии.

Консультативный процесс становится предметомпсихологического анализа дважды: как целостный процесс, длящийся на протяжении нескольких встреч и достигающий своей цели (решение проблем клиентом, изменение состояния, принятие решения и т. д.), и в качестве отдельной встречи, которая также имеет определенную динамику развития и свою цель. Таким образом, говорить о структуре процесса консультирования можно на макроуровне(как о совокупности наших усилий оказать психологическую помощь конкретному клиенту) и на микроуровне(как о совокупности усилий психолога, ограниченных рамками конкретной встречи).

В первом случае процесс структурируется личностью и потребностями клиента,последовательная смена состояний которого и определяет характер этапов консультативного процесса. Поэтому описания структуры консультированияс этой точки зрения отражают степень приближения к решению проблемы (овладения своим поведением или зрелости личности) и содержат в первую очередь характеристики личности или состояния клиента. Хотя обычно этот процесс теоретически представляют линейным, на практике возможны возвращения к предыдущим этапам или регресс, если воспользоваться термином психоанализа. Высказывание Жака Лакана о том, что когда анализ начинается, клиент говорит не вам и не о себе, а если клиент говорит вам и о себе, то анализ завершен, относится именно к этому уровню анализа. Характер и специфика консультирования на макроуровне в наибольшей степени зависят от теоретической концепции, которой придерживается консультант.

Во втором случае этот процесс структурируется наряду с местом, которое он занимает на макроуровне (в начале, середине и в конце), временными рамками встречи, а также личностными и профессиональными качествами консультанта, в совокупности определяющими стадию консультативного процесса. Поэтому описание структуры процесса консультирования на микроуровне сосредоточено в большей степени на формальных условиях и на фигуре и способностях психолога. Через эти стадии, пусть с их частичной редукцией или в свернутом виде, процесс проходит в каждой встрече.

Содержательно этапы консультирования определяются «школой» консультанта. Именно способ концептуализации жизненных фактов и событий определяет, что именно считать результатом консультирования и каковы пути его достижения, так как этапы определяются стратегией работы с данным конкретным человеком или с его проблематикой. Последняя будет влиять на выбор техник, процедур и методов работы. Поэтому основные различия между теоретическими направлениями будут касаться именно стратегий, техник и методов работы.

Тогда как стадии консультирования менее специфичны для каждой школы и несут больший отпечаток личности психолога и его практических профессиональных навыков и умений.

Когда консультирование ограничивается рамками одной встречи, можно говорить о совпадении макроуровня с микроуровнем. Это вид краткосрочного консультирования, который применим в некоторых особых случаях и допускает использование более жестких и доминантных форм взаимодействия психолога с клиентом.

 

31. Особенности проведения первичной консультации.

■ Два типа проведения первичной беседы (по Глэддингу С.)

1) информационно ориентировочное интервью;

2) встреча, ориентированная на установление отношений.

■ Общая тактика первичной беседы: тревога консультанта, знакомство с клиентом, начало консультирования

■ Установление и поддержание контакта

■ Наблюдение за клиентом: стоп‑сигналы

■ Особенности беседы, ориентированной на установление отношений: доверие в отношениях с клиентом

■ Терапевтический климат: эмпатия, принятие и конгруэнтность

■ Проблема введения ограничений

■ Отказ консультанта от консультирования

 

32. Раскрыть смысл правила осторожного отношения к совету в психологическом консультировании.

33. Особенности консультирования немотивированных клиентов.

Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают таким образом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах.

Если "немотивированный" клиент все-таки вынужден по каким-либо причинам посещать консультанта, обычно свое нежелание поддерживать консультативный контакт он выражает по-разному — пропускает встречи, опаздывает, безразличен ко всему, что происходит во время консультирования, отказывается принять долю ответственности за процесс консультирования. Особенно часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием. Обычно это молчание для консультанта бывает очень "громким". Иногда клиент уныло крутит пуговицу и всем своим видом показывает, что он просто отсиживает в кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит: "Приходить и проводить с Вами время — не моя идея".

Казалось бы, самое простое решение, которое напрашивается, — отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации к совершенствованию и переменам своей жизни. Однако это не всегда возможно. Консультант помимо занятия частной практикой обычно трудится в какой-либо организации (школа, клиника, консультативный центр). Своей работой он не только удовлетворяет индивидуальные цели, но и служит реализации целей учреждения. Консультант вынужден оказывать помощь лицам, которые не сами обратились за ней, а направлены учителем, врачом или приведены родителями. Обязанность помогать человеку, который того не желает, вызывает стресс, а нередко противоречит мировоззрению консультанта. В таких случаях Kennedy (1977) предлагает воспользоваться терапией реальностью (основоположник — W. Glasser), т.е. при невозможности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Применительно к "немотивированным" клиентам данный принцип означает, что им следует помочь хоть чем-то. Реальная, пусть даже небольшая помощь в действительности может оказаться очень эффективной.

Встретившись с "немотивированным" клиентом, консультант должен принять его таким, каков он есть, т.е. как не заинтересованного в консультировании человека. В этом и состоит путь к успешному консультативному контакту. Если консультант пытается одолеть клиента, заставить его сотрудничать, значит, он не понимает его. Нежелание следует трактовать столь же серьезно, как любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента. Можно обстоятельно и серьезно объяснить клиенту суть и возможности консультирования. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно против его воли, возможно, начнет изменяться мотивация клиента и найдутся предпосылки для возникновения продуктивного консультативного контакта. Однако консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что "немотивированный" клиент останется лишь формальным клиентом или вообще прекратит посещения.

34. Сущность навыков консультанта: первичных и сложных.

К первичным навыкам относят процесс слушания, а к сложным – обратную связь.

35. Сущность активного слушания и техники реализации (см. 34 вопрос).

36. Сущность обратной связи консультанта виды, цели (см. 34 вопрос).

37. Эмпатия, конгруэнтность и аутентичность как профессиональные качества консультанта.

38. Функции молчания в консультировании (см. 34 вопрос).

39. Навыки установления и поддержки контакта с клиентом.

40. Влияние профессии на личность консультанта: позитивное и негативное.

1. Позитивные последствия

- Способность лучше понимать себя, других, способность к анализу, рефлексии,

- Накапливание навыков разрешения критических и травмирующих ситуаций,

- Развитость коммуникативные навыки,

- Независимость и способность противостоять чужому влиянию,

- Хорошо развитая саморегуляция,

- Толерантность, широкий взгляд на мир, возможности личной самореализации.

2. Негативные последствия (в крайней степени - личностная деформация)

- Проецирование негативной проблематики на себя и своих близких,

- Навязчивая диагностика себя и окружающих,

- Консультирование окружающих,

- Принятие роли учителя,

- Возможность сверхконтроля, появлений идей-фикс,

- Пресыщение общением, эмоциональная холодность,

- Цинизм.

 

41. Проблема «профессионального выгорания» консультанта: предпосылки, механизмы, результаты.

- Физически переживается как усталость, бессонница, долгий сон, который не приносит отдыха, понижение тонуса и общей энергетики,

- В эмоциональный сфере - обидчивость, отрицательные эмоции, злость, чувство вины, ощущение неполноценности и неудовлетворенность собой,

- Психически - формирование негативных установок по отношению к тем, с кем работает консультант, к коллегам, к себе и своей работе в целом, стремление формализовать деловые отношения, сведение к минимуму рабочих обязанностей.

Условия возникновения выгорания:

- Необходимость взаимодействия с людьми, фокус на несчастьях, трудности в получении положительной обратной связи и отсутствие четких критериев успешности,

- Рабочая ситуация - невозможность самому управлять своим режимом работы, большое количество клиентов, дефицит времени и большое количество информации, т.о. профессиональный стресс,

- Личностные особенности.

Методы противодействия:

- Другая деятельность,

- Новые проекты,

- Забота о своем здоровье,

- Вести активную социальную жизнь,

- Участие в группе самопомощи,

- Хобби.

42. Ценности консультанта и их влияние на процесс консультирования.

• одни авторы подчеркивают важность ценностно-нейтральной позиции в работе с клиентом. Консультант не имеет права проявлять, высказывать, демонстрировать свою оценку, личное отношение, этические принципы по отношению к тому, что говорит, чувствует, делает клиент, или по отношению к самому клиенту. Он должен сохранять морально-этический нейтралитет;

• другая точка зрения состоит в придании важности демонстрации собственных ценностных убеждений и отношения к темам, событиям, фактам, возникающим в ходе консультирования.

43. Сущность этической проблемы разграничения личных и профессиональных отношений.

44. Основные требования к личности психолога-консультанта.

Личность консультанта, его "Я" как основной интрумент работы.