Джапа-мала.

Джапа-мала для большинства преданных, как адхимас – для смарта-брахманов: у тех нет вкуса к Пурушоттаму, а у нас – к Харинаме на чётках! Групповой киртан – другое дело: в нём можно покрасоваться друг перед другом, но воспевать на джапа-мале, да ещё в уединении – только нирджал хуже! Мы готовы мыть туалеты, распространять книги, переводить их или писать, служить божествам, готовить пищу, давать лекции, совершать парикрамы, петь бхаджаны, проповедовать – всё, что угодно, лишь бы не брать в руки чётки и не воспевать Харинаму! Ходить туда-сюда с чётками на руке – это другое дело, это мы любим, как и групповой киртан, но уединяться с ними для воспевания – о, Кришна, пощади!…. Харинама на чётках в уединении – это самый неблагодарный для ложного эго вид преданного служения, поэтому Святому Имени никак не удаётся завоевать нашу симпатию! Другие составляющие бхакти дают обширные возможности потрафить аханкаре, но киртан на джапа-мале… Ох! Что бы ни делать (кроме нирджала и бодрствования в Экадаши), лишь бы не повторять Наму на чётках!

Насколько же нирджал встал поперёк горла, если мы объявляем во всеуслышание (в каламбуре), что готовы посвятить себя Харинаме, только бы не поститься насухую в Экадаши!? Однако и Харинама, и Экадаши-врата не являются философскими категориями свободного выбора: и то, и другое – дхарма!

 

С чего начинается жизнь человека?

«Как мать для ребёнка, а лекарство – от болезней, так и Экадаши-титхи для человека и всего мира!» или «Как забота о ребёнке – дхарма матери, а лечение болезней – дхарма медицинских трав, так и соблюдение Экадаши – дхарма всех людей, которая их защищает» («Хари-бхакти-виласа», 12.105).

«Верховный Господь предписал пост в Экадаши, как лучшее лекарство, избавляющее от самых страшных заболеваний и дарующее мир обитателям самсары». («Хари-бхакти-виласа», 12.110)

Избавление от самых страшных заболеваний и мир – даже это приносит обитателям самсары пост, предписанный Господом в Экадаши! Насколько же добр Всевышний! Человек, порабощённый страстями и инстинктами, ведёт жизнь животного, хотя и в человеческом теле. Ему предоставляется милость начать жизнь человека. С чего она начинается? Уже ясно, что не с человеческого тела. С чего же? С регуляции побуждений чувств и ума наставлениями шастр, которые предписывают держать в Экадаши сухой пост, как Господь заповедал, а не придумывать удобные нам методы удовлетворения Его чувств, идя на поводу у своих собственных.