Общие принципы византийского искусства.

Важнейшим вкладом Византии является развитие купольных композиций, выразившихся в появлении новых типов структур – купольной базилики, центрической церкви с куполом на 8-ми опорах и крестово-купольной системы.

В искусстве: Были разработаны мотивы изображения икон: 1.Фигура уплощалась; 2.Отход от изображения многопланового пейзажа; 3.Отсутствие изображения источников света; 4. техника наложения друг на друга, высветляющих слоев краски; 5.Смена типа краски на яичном желтке, приходит темпера. 6.Использовалась обратная перспектива; 7.Уплощение 3х мерных предметов.8.Появление житейской иконы. 9. Определенные каноны изображения святых. 10.Цвета: красный – пламенность, кровь Христа, желтый - злаковидность, белый – святость чистота , зеленый – бодрость юность. 11. Балы определенная система изображения

Достигла совершенства техника перегородочной эмали, (контурные линии рисунка обозначаются тонкими золотыми перегородками, и пространство заполняется цветными сплавами). В скульптуре, как и в живописи преобладают религиозные и мифологические сюжеты. В храме в куполе изображался Христос (пантократор-вседержитель) под ним Богоматерь (оранта-защитница)

 

 

Искусство Византии периода ”Македонского ренессанса”.

В этот период происходит всплеск античности. Характерна приземистость фигур, чувственность, появления плановости и элементов пейзажа. На фресках и мозаиках храма преобладает уравновешенность линий и движении человеческих фигур. В изображениях икон появляется изображение свитка с надписями, передача перспективы, пространство, фигуры в античной одежде,охвачены единым строгим контуром, фоном как правило служит золото.

Начинает развиваться резьба по кости (преобладают религиозные и мифологические сюжеты). Появляются керамические иконы и мозаики (Богоматерь с младенцем – пропорциональна и выдержана),изображение на в полный рост (например в храме св. Софии).

 

 

Византия. Архитектура и искусство эпохи Комнинов.

Мозаика Христа вседержителя в соборе Чефалу, выполнена под руководством греков. Мозаика страшного суда в соборе в Торчелло. Владимирская Богоматерь (относится к редкому типу умиление). Шедевр византийской иконописи. Живописное мягкое письмо передает рельеф ликов, сообщая особое одухотворенное благородство.Богоматерь проникнута глубокой жизненностью.

Появляются эмали, напоминающие по внешнему виду мозаику. Сначала рисуется изображение, потом промежутки заполняются. После шлифуется, и образуется гладкая поверхность