Искусство этрусков. Скульптура.

Культовые сооружения этрусков. Основные принципы построения этрусского храма.

К культовым сооружениям этруссков следует отнести: священные рощи и пещеры (места поклонений); открытые площадки; отдельно стоящие алтари (рядом с храмом или на площадке),закрытые святилища.

Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (посвящались триаде богов) и небольшие – с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри). Одноцелловые храмы выкладывались из кирпича – сырца; с двускатной кровлей с большим выносом. Кровля и колонны выполнялись из дерева.

Этрусские храмы в отличие от греческих стояли на высоком пьедестале – так называемом подиуме. В отличие от греческого периптера, воспринимавшегося одинаково гармонично со всех сторон, этрусский храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшались глубоким портиком; с остальных сторон храм замыкался глухой стеной. В этрусских храмах применялся так называемый этрусский или тосканский ордер. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и капитель сходную с капителью греч дорического стиля. Большинство храмов этрусков относятся к простильному типу,применялась терракотовая облицовка.

Обшие закономености трёхцелловых храмов: 1.S участка широкая (ш = 5/6 длины); 2.S закрытого помещ = ½ участка; 3.Располагался на высоком подиуме с широкой лестницей; 4.широкий интерколумний; 5.Тосканские колонны h = 1/3 ширины участка; 6.Центральная целла 4/10 S, по 3/10 S закрытого помещения; 7.Только один фасад; 8.Двускатное перекрытие; 9.Глубокий портик; 10.Материалы: кирпич-сырец (стены), перекрытия, конструкции (дерево); 11.использовали росписи на фризе, на храме –круглые скульптуры.Декор-украшение крыши глиняными обожеными фигурками раскрашенными

 

Искусство этрусков. Скульптура.

Важное место в этрусском искусстве занимала скульптура. Периодизация Соколова:

8-7 в до н.э. Создание малых бронзовых статуэток 10 см. и бронзовых погребальных масок. Материал: глина, бронза, слоновая кость, дерево. Особенности пропорциональность

6 в до н.э. Погребальная и Декоративная. Обработка бронзы в Этрурии достигла уже большого совершенства: употреблялось литье, последующая чеканка, гравировка, выполнялись статуи крупных размеров. Прекрасным образцом этрусской скульптуры времени ее расцвета является изящная голова статуи Гермеса из Вей. 1.Рельефные стелы, саркофаги. Исполнялись обобщенно и стилизованно. Статуэтки животных делали в городе Вульчи. Саркофаги – Тарквин. Рельефные стелы – Полония. 2.Бронзовые статуэтки 15-20 см. Храмовая: -антефиксы (украшения в виде сщита, расположенные вдоль края кровли по продольной стене храма); -фризы (выс 20-30 см); -круглая скульптура (Вулка – мастер города Вий стремился передать индивидуальные черты). На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.

5 в до н.э. Сохраняются традиции. Капитолийская волчица (смешение реальности и символичности);статика уходит, появление скульптур в движении(всадницы, войны) и движения в антификсах.

4 в до н э в декорат. скульпт, Характерным является крылатые кони Ара дела Регина. Более реалистичные изображения. Фигура Сатира шедевр классики. В погребальной скульптуре используют глину, камень, бронзу. Появляется большое разнообразие, акцент на мимику.

3-1 в до н.э. Передача реальных черт и индивидуальности, пропорции становятся более правильными, формы усложняются. шедевром явл- голова Брута из бронзы, сатир и Менада из бронзы; Погреб. – тщательная моделировка рук груди; появление нехарактерных поз (повороты ступней).

Вывод: хотя этрусски много заимствовали у греков их скульптура была специфична.