Урок русского языка в 8 классе

 

Тема. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, его назначение в языке.

Строение и виды словосочетаний.

 

Цель:

 

Образовательная: формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков;

 

развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

 

воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, воспитание чувства милосердия, воспитание высоконравственных качеств.

 

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

 

Вид урока: изучение новой темы.

 

Использованные приемы: постановка проблемного вопроса, поисковый прем.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

- Ребята, мы начинаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами тема – «Словосочетание. Связь слов в словосочетании».

 

(Запись даты, темы урока в тетради)

 

- Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Беседа на повторение.

Что изучается в разделе «Синтаксис и пунктуация»?

 

Что называется предложением?

 

Что вам известно о словосочетании? Приведите примеры.

 

Можно ли считать сочетание подлежащего и сказуемого словосочетанием? (нет, это грам.основа , а так же: сл/с не являются однородные члены предл., и сочетания самостоятельного слова и служебной части речи)

 

( На трудные вопросы мы найдем ответ вместе в течение урока)

III. Мотивация учебной деятельности

 

1.Работа с учебником, стр36 - 37, ознакомление с параграфом 4.

 

2. Слово учителя

 

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строение ( составление) предложений. От греч. – «построение вместе», «построение войска».

 

Пунктуация – знаки препинания, правила постановки их в тексте. От латинск. – «постановка точек», «точка», «след укола».

 

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

 

 

рассмотрим таблицу:

 

× -------------------

 

Главное слово + зависимое слово

 

 

Виды словосочетаний

(определяем по главному слову)

 

 

Типы связи

(определяем по зависимому слову)

 

 

Именные

 

Имя сущ., прилаг., числит., местоим.

 

Согласование

 

(род, число, падеж)

 

Глагольные

 

Глагол, причастие, дееприч.

 

Управление

 

(падеж)

 

Наречные

 

наречие

 

Примыкание

 

(смысл)

 

(см. Презентацию) слайд № ____

 

IV. Постановка проблемного вопроса (устный тренинг).

- А как определить, где главное и зависимое слово? (главное- то, которое конкретизирует понятие).

 

- Как вы думаете, почему так называются связи?

 

- Привести свои примеры.

 

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

 

- Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 

- Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

 

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

 

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

 

V. Применение правила на практике Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над словосочетаниями с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу и делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим видом; способ связи – примыкание.

А теперь мы (пока звучит мелодия- подсказка) постараемся найти сл/с в художественном тексте, догадайтесь, какой это текст, не заглядывая в листочки с заданием?

 

Демонстрация видеоматериала-подсказки ( презентация – слайды №__________).

 

 

Практическое закрепление знаний.

 

1.Выписывая на доску и в тетради сл/с из хокку М.Басё, подумаем над таким высказыванием:

Мастера японской поэзии были лаконичны. Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!

 

1.

Холод пробрал в пути.

 

У птичьего пугала, что ли,

 

В долг попросить рукава?

 

2.

Стучит ветер в окно.

 

Холодно. Зябко.

 

А как там старики?

 

3.

Всё кружится стрекоза…

 

Никак зацепиться не может

 

За стебель гибкой травы.

 

4.

Облачная гряда

 

Легла меж друзьями… Простились

 

Перелётные гуси навек.

5.

На голой ветке

 

Ворон сидит одиноко.

 

Осенний вечер.

 

 

- смысл, который объединяет все разобранные нами хокку:

 

забота о…

 

беспокоиться о…

 

опекать (кого?)…

 

тревожиться за, о…

 

волноваться за, о…

(человек, который заботиться о других – вправе рассчитывать на милосердие, нужно уметь прощать).

 

2. Творческая работа. Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные (не используя только одно слово «человек»):

 

Заботливый, заботящийся

 

Милостивый, милосердный

 

Ближний, близкий (друг, деревня);

 

Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс);

 

Завидный, завистливый (здоровье, сосед);

 

Враждебный, вражеский (разведчик, цель);

 

Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант);

 

Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).

 

Стадия рефлексии

 

return false">ссылка скрыта

- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

 

(Этапы:

 

1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;

 

2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;

3) закрепляли знания через применение их на практике.)

 

- Что было легко?

 

- Что вам помогало в работе?

 

- Как оцениваете свои действия?

 

 

Домашнее задание. Стр. 43-45, выучить правило, упр. 62(письменно) – для всего класса;

 

Творческое д/з – по желанию: придумать свое хокку, выделить в нем все сл/с и разобрать их.

 

Использованная литература:

 

Ресурсы Интернет:

1.http://travelog.com.ua/hokku_haiku_bace_1

 

2.http://muzofon.com/dwl2.php?eq

 

Учебник «Русский язык» для 8 кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обуч./Е.В.Малыхина