СИТУАЦИЯ: Правомерно ли отклонение заявки, если участник (ГУП, МУП) не представил в заявке решение об одобрении крупной сделки?

 

Ответ: Да, правомерно, если сделка для участника является крупной.

Обоснование: Заявка участника должна содержать решение об одобрении крупной сделки, если это требование установлено законодательством РФ, учредительными документами и для участника такая сделка является крупной (пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" для унитарного предприятия крупной является сделка, стоимость которой превышает 5 млн руб. Решение о совершении такой сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия (ч. 3 ст. 23 названного Закона). Таким образом, если заказчиком будет установлено, что сделка является для унитарного предприятия крупной, отклонение заявки правомерно.

Правоприменительная практика: Арбитражные суды придерживаются мнения, что отклонение заявки унитарного предприятия в связи с непредставлением решения об одобрении крупной сделки является правомерным, если сделка является для участника крупной.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Отказ в допуске к участию в конкурсе на основании отсутствия в заявке решения об одобрении (совершении) крупной сделки.

 

Примечание

Решения отражают подходы, которые выработаны при рассмотрении споров, связанных с размещением заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Предполагается, что данные подходы не изменятся, поскольку Законом N 44-ФЗ также не урегулирован рассматриваемый вопрос.

 

СИТУАЦИЯ: К заявке участника приложена копия свидетельства СРО, в котором отсутствует допуск к выполнению конкретных видов работ, являющихся предметом конкурса. Правомерно ли отклонение такой заявки?

 

Ответ: По данному вопросу существует три подхода.

Подход 1: Отклонение заявки неправомерно, если в свидетельстве СРО участника есть допуск к работам по организации строительства.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются объектом закупки. В связи с тем что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работу по строительству, для участия в конкурсе необходимо представить свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства (ч. 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ). Законодательством не предусмотрено требование о представлении в составе заявки свидетельства СРО о допуске к конкретным видам таких работ. Следовательно, отклонение заявки, в составе которой отсутствует свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, но приложено свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, неправомерно.

Подход 2: Отклонение заявки неправомерно, если конкурсная документация предусматривает возможность привлечения к выполнению работ субподрядчиков и участник представил копию свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются объектом закупки. Участнику необходимо представить свидетельство СРО о допуске к работам по строительству. Если конкурсная документация предусматривает возможность привлечения к выполнению работ субподрядчиков, то лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам только по организации строительства (ч. 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ). Для конкретных работ участник вправе привлекать субподрядчиков, поэтому отклонение заявки, в составе которой отсутствует свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, но приложено свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, неправомерно.

Подход 3: Отклонение заявки правомерно.

Обоснование: Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31, пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен представить в составе заявки копии документов, подтверждающих соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются объектом закупки. На основании ч. 2 ст. 52 ГрК РФ участник обязан представить свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, если такие виды работ предусмотрены в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624).

Правоприменительная практика: ФАС России при рассмотрении споров указывает, что в любом случае отклонение заявки неправомерно при наличии у участника допуска к работам по организации строительства. Часть арбитражных судов отмечает, что такое отклонение неправомерно только в случае, если конкурсная документация содержит условие о возможности привлечения к выполнению работ субподрядчиков. Другая часть арбитражных судов придерживается мнения, что в любом случае отклонение заявки в связи с отсутствием допуска к конкретным видам работ правомерно.

 

О практике рассмотрения споров по данному вопросу см. Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Установление требования о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и отказ в допуске к торгам на основании несоответствия данному требованию.