Учение о душе и психических процессах в античном атомистическом материализме (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

Материалистическое учение о душе сложилось и развилось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии.

С VI в. до н.э. по V в. н.э. мы изучаем период «Античная психология», в котором сложились первые психологические знания, первые целостные теоретические взгляды в рамках учения о душе. В этом периоде развитие мысли происходит во взаимосвязи и под влиянием учений ближневосточного окружения. Лосев выделил этапы:

1) VI в. до н.э. – Ранняя Классика (Милецкая школа, Гераклит, Пифагор)

2) V в. до н.э. – Средняя Классика (Демокрит, Гиппократ, Сократ)

3) IV в. до н.э. – Зрелая (Платон) и Поздняя Классика (Аристотель) + здесь древние стоики (Зенон и Хризипп)

4) IV - I вв. до н.э. – Ранний Эллинизм (+ это Средняя Стоя и Эпикуреизм)

5) I – V вв. н.э. – Поздняя античность (вкл. Средний и Поздний Эллинизм) + Поздняя Стоя

В первом периоде идеи развивались в рамках натурфилософии, предметом которой являлось изучение природы, устройства мира, отмечается направленность на познание как таковое. В рамках этой философии сложилось учение о душе. Философы ставили вопросы, из чего все состоит, в чем сущность окружающего, что является управляющим началом. Считали по-разному: в основе всего вода (Фалес), неопределенная материя, апейрон (Анаксимандр), воздух, бескачественный, но материальный, который пронизывает как внешний физический космос, так и живой организм и пребывающую в нем psyche (т.е. область ощущений, чувств, мыслей, порождаемую внешним материальным космосом) (Анаксимен), огонь как Логос (Гераклит), в основе всего 4 вещества - земля, вода, воздух, огонь, которые преобразуются 2мя движущими силами – любовь и ненависть (Эмпидокл), в основе всего числа (Пифагор). Также мучались вопросами, что является органом души, из чего она состоит. Акмеон считал, что органом души является мозг, Эмпидокл - что кровь, Анаксимен – что душа – это воздух, который мы вдыхаем. Уже тогда душе приписывались свойства – ощущение и мышление. Гераклит считал, что чувства и разум свойственны душе, различал их, считал, что чувства плохие советчики, они приводят к заблуждениям.

Но вершиной античного материализма стал атомистический материализм, родоначальниками которого были Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э., Средняя Классика). Затем идеи Демокрита развивал Эпикур в Эллинистический период, а также атомистическими материалистами были ранние стоики (Зенон и Хризипп), в одном из трех своих философских учений (физике, а были еще логика и этика). Этой системе был присущ жесткий детерминизм, Демокрит понимал причинность механистически – материальное воздействие одного явления на другое. Детерминизм рождает фаталистическую тенденцию, отрицает свободу воли человека. Критики Демокрита подчеркивали, что при таком понимании невозможно не только управлять собственным поведением, но и оценивать поступки людей, так как они зависят не от нравственных принципов человека, а от судьбы. Демокрит писал, что моральные принципы не даются от рождения, но являются результатом воспитания. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Сам Демокрит считал воспитание столь трудным делом, что сознательно отказался от брака и не желал иметь детей, считая, что от них бывает много неприятностей и в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда, а в случае неудачи горе родителей несравнимо ни с каким другим.

Согласно атомистическому материализму, все существующее состоит из двух начал – бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы – мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам (у них нет чувственных качеств типа цвета, вкуса и т.п., такие качества, по Демокриту, существуют «лишь в мнении», это вторичные качества), различающиеся по форме, величине и подвижности (это первичные качества; в результате движения атомов все, что мы видим => качества возникают в восприятии из-за соединения атомов). Из них образуются все вещи. Эпикур потом приписывал атомам вес, чтобы тела двигались в силу тяжести, а также самопроизвольное отклонение атомов, движение по кривым, а происхождение мира объяснял поэтому столкновением атомов (поэтому не жесткий детерминизм, а наличие спонтанности, способности человека действовать произвольно, наличие причины движения в самой материи). Стоики затем разработали учение о стадиях эволюции мира: сначала существуют только тончайшие частицы - атомы огня, огнеподобное первоначало, «пневма»; вселенная представляет сплошной разум; затем начинается движение к утяжелению первоначала, из огня возникает парообразная масса, из которой образуются по очереди неживая природа, растения, животные, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, все снова превращается в огненный пар, цикл завершается, потом опять все заново, и так до бесконечности (поэтому есть закономерность, судьба).

Учение о душе: Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких круглых гладких атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу, рассеянных по всему организму. Душа – это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они, вследствие того, что никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тел. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела, это продукт распределения атомов в теле. Движение души материально – это пространственное перемещение. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Вдохи и выдохи – втягивание и выбрасывание части своей души (обновление души), так как ее частицы находятся в воздухе. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, только у него очень мало души => панпсихизм. Болезнь – это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается.