Правила соблюдения Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы.

Экадаши-врата длится 3 лунных дня (3 титхи), захватывая как день перед Экадаши (дашами, 10-ые титхи), так и день после него (двадаши, 12-ые титхи). Сам день Экадаши – это 11-ые титхи. В дашами утром, представ перед ясными ликами Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвики-Гиридхари Радхи-Виноды-бихариджи следует принять обет соблюдать установленную Ими Экадаши-врату.

[Иногда в связи с астрономической ситуацией пост переносится с экадаши на Двадаши (мы пишем с заглавной буквы те титхи, в которые следует совершать пост); в этом случае, тремя днями Экадаши-враты становятся экадаши, Двадаши и трайодаши (13-ые титхи)].

Вот мантра принятия обета в дашами из «Хари-бхакти-виласы»:

дашами-динам-арабхйа каришйе ’хам вратам тава

три-динам дэва-дэвеша нир-ввигхнам куру кешава

«О Верховный Повелитель Господь Кешава! Начиная с дашами, я буду соблюдать установленную Тобой трёхдневную врату. Устрани же всё препятствующее этому!» (13.3).

Из самой мантры принятия обета следует, что Экадаши-врата – это выполнение правил, предписанных для трёх дней этой враты, то есть для дашами, Экадаши и двадаши.

Сразу отметим, что правила трёх дней распространяют своё действие и на дни явления Шри Вишну-таттвы – эти дни также являются Хари-васарами, как и Экадаши:

«Хари-васар – это не только Экадаши, но и другие священные для вайшнавов дни – Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши, Гаура-пурнима…» – говорит Шрила Гурудэв, комментируя «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (4.9) Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Подтвердим эту новость свидетельством «Хари-бхакти-виласы» на примере Джанмаштами:

«В целом три дня, начиная с седьмого [день перед Джанмаштами], следует соблюдать этот обет в соответствии с предписаниями для дашами, Экадаши и двадаши» (15.408).

Таким образом, Джанмаштами, Гаура-пурниму, Баладэва-пурниму, Нитьянанда-трайодаши, Адвайта-саптами, Нрисимха-чатурдаши, Рама-навами – все эти дни явления Шри Вишну-таттвы, а также Шива-ратри, следует соблюдать по правилам трёх дней (дня до явления, дня самого явления и дня после него), соответствующих правилам дашами, Экадаши и двадаши. Исключением является Вараха-двадаши, который попадает между Экадаши и Нитьянанда-трайодаши. Проведение Вамана-двадаши зависит от положения звезды Шравана и её влияния на Экадаши-титхи и Вамана-двадаши – это подробно объясняется в постскриптуме эссе. Посты до полуночи, восхода Луны, сумерек или полудня в дни явления Шри Вишну-таттвы, введённые с чьей-то лёгкой руки в практику гаудийа-вайшнавов, не находят подтверждения «Хари-бхакти-виласы», как и воздержание от зернобобовых. Они прерывают врату, и она считается невыполненной. Невыполнение Экадаши-враты – это не только «навлечение на себя вреда», но и утрата обретаемых её исполнением результатов, высший смысл которых нам объяснил Шрила Гурудэв и Кришна – это служение на Голоке! Поэтому настроение должно быть очень серьёзным: если мы ещё живы и наступает Экадаши или день явления Шри Вишну-таттвы, то мы живы только для того, чтобы выполнить предписанную в эти дни врату. Нет другого смысла в том, что мы живы! Нужно забыть о еде, сне, семье, работе и всех прочих обязанностях и предложить себя этим дням, нирджалу, бодрствованию, Кришна-катхе и Харинаме!

 

Один преданный, дикша-ученик Шрилы Гурудэва, ссылаясь на своего нынешнего духовного лидера и шикша-гуру, заявил, что соблюдение поста в Шива-ратри в нашу практику ввёл Шрила Гурудэв, а до него этого не было. Это утверждение должно было придать авторитетность процессу, совершаемому их группой в месяц Катьяяни, и оправдать их нововведённую садхану (врату), отсутствующую в практике гаудийа-вайшнавов. Однако Шрила Гурудэв не даёт ни малейшего основания ссылаться на себя в таких случаях, так как не является новатором поста в Шива-ратри среди гаудийев. В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур приводит историю одного грешного охотника, который нечаянно пропостился насухую и прободрствовал целые сутки, которые оказались сутками Шива-ратри, в результате чего обрёл нитья-сукрити, позволившее ему в следующей жизни посвятить себя шуддха-бхакти. Устами Вайшнава даса Шрила Бхактивинода Тхакур говорит:

«Даже неосознанно соблюдая пост в день прославления Господа Шивы, человек, несомненно, обретёт преданность Господу Хари!» («Джайва-дхарма», 6).

В лекции, прочитанной 03 июля 1997 года в Голландии и вошедшей в книгу «Шива-таттва», Шрила Гурудэв говорит:

«В “Хари-бхакти-виласе” Шри Санатана Госвами с сожалением отмечает, что некоторые вайшнавы не соблюдают Шива-чатурдаши-врату. Он рекомендует всем преданным почитать Шанкару и праздновать его день – Шива-чатурдаши. Лично я всегда следую этому указанию».

Таким образом, в отношении поста в Шива-ратри, Шрила Гурудэв следовал прямому указанию Шрилы Санатаны Госвами, о чём сам свидетельствует, а также содержанию «Джайва-дхармы», то есть Шриле Бхактивиноде Тхакуру. Кроме того, он следовал в этом Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Махараджу, так как указание изучать «Джайва-дхарму» и «Хари-бхакти-виласу» он получил от своего Гуру Махараджа. Это доказывает, что Шрила Гурудэв, соблюдая Шива-чатурдаши, оставался в парампаре, а не придумал нечто новое. Другими словами, Шрила Гурудэв не даёт никаких оснований ссылаться на себя для оправдания каких бы то ни было отклонений от линии гаудийа-вайшнава-ачарьев, будь то таттва-сиддханта или садхана-бхакти.

Вернёмся к дашами.

 

Итак, в дашами утром перед Божествами мы читаем приведённую выше мантру принятия обета. В том случае, если по астрономическим причинам экадашный пост переходит на Двадаши, правила для дашами, Экадаши и двадаши переносятся соответственно на экадаши, Двадаши и трайодаши; день самого поста, будь то Экадаши, Двадаши или день явления Шри Вишну-таттвы, всегда регулируется правилами соблюдения Экадаши; а дни перед постом и после него, то есть дни перед Экадаши, Двадаши или днём явления Шри Вишну-таттвы и после них, – правилами для дашами и двадаши.

Поскольку Экадаши-врата начинается с дашами, начнём с правил для дашами и двадаши. Они идентичны. Их описывают два следующих стиха «Хари-бхакти-виласы» (13.6,7):

«О люди! Завтра день Господа Хари [Экадаши]! Поэтому сегодня [в дашами] не ешьте больше одного раза, не употребляйте кшара [запрещённую в дашами и двадаши пищу (см. 13.9)] и соль, а будьте удовлетворены хавишйей [пищей, разрешённой в дашами и двадаши (см. 13.10-13)]» (13.6).

«[Как в дашами, так и] в двадаши надлежит спать на земле, отказаться от общения с противоположным полом, принимать в пищу только хавишйу и только один раз в день и полностью сосредоточиться на Изначальном, повелевающим всем Господе Шри Кришне» (13.7).

(Отметим, что кшарах и хавишйа для дашами и двадаши отличаются от кшарах и хавишйи, например, месяца Пурушоттама: каждая врата имеет свои правила и свой перечень запрещённых и разрешённых продуктов.)

Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж в своей книге «Шри Экадаши-врата-катха» даёт такое описание дашами и двадаши:

«Проснувшись утром в дашами, день перед Экадаши, почистите зубы и примите омовение без использования масла; проведите поклонение Вишну и постоянно размышляйте о Хари; после полудня один раз примите прасад. В этот день запрещено: есть чечевицу, турецкий горошек, листовые травы и овощи, мёд, баклажаны, пшеницу… [приводится список запрещённых продуктов – кшарах], а также питаться дважды в день, принимать пищу в чужих домах, есть из медной посуды, переедать, пить много жидкости и беседовать с женщинами. Правила для дашами следует соблюдать и в двадаши. Во второй половине дня [дашами] почистите зубы; вечером зайдите в храм Шри Хари и, сосредоточенно обращаясь к Божествам, произнесите следующую мантру:

return false">ссылка скрыта

этадгрихитам говинда майа тватпурато вратам

сиддхим гаччхату нирввигхнам тава паданукампайа

ати-чанчала-читто ’хам лобха-мохамайо нарах

шакломйетад вратам карттум ким тавануграхамритэ

“О Говинда! Перед Твоим божественным ликом я принимаю этот обет – соблюдать Экадаши-врату. Пусть же по Твоей милости он будет успешен и лишён препятствий! Я подвержен всевозможным беспокойствам и соблазнам иллюзии, поэтому без Твоей милости выполнить этот обет неспособен”.

Сказав это, предложите прекрасным лотосным стопам Шри Хари цветы и дандават-пранамы. Проведите ночь на подстилке из травы куша».

Далее Шрила Вамана Махарадж переходит к описанию самого Экадаши:

«Проснувшись утром в Экадаши, прополощите рот водой 12 раз, не чистя зубы…»

Здесь подразумевается раннее утро, до брахма-мухурты; с брахма-мухурты начинаются Экадаши, а экадашный нирджал не допускает приёма даже одной капли воды в рот, поэтому и ачаман в Экадаши выполняется только прикосновением воды к нижней губе, а не выпивается, как в другие дни. Итак…

«Проснувшись утром в Экадаши [до брахма-мухурты], прополощите рот водой 12 раз, не чистя зубы, и примите омовение; проведите поклонение Вишну [мангала-арати]. Весь день повторяйте Хари-наму и обсуждайте Хари-катху, а ночью бодрствуйте, проводя её в собрании вайшнавов с чтением «Шримад-Бхагаватам», «Махабхараты», «Рамаяны» и других, подобных этим, писаний. В течение лунных суток Хариваса не следует просить ни у кого никакую пищу. Утром в двадаши, завершив утренние ритуалы, омойте молоком Божество Шри Хари и в определённое время прервите пост…. Обязательно надлежит поститься и соблюдать вышеупомянутый обет во все Экадаши…. Всем человеческим существам, начиная с восьмилетнего и до восьмидесятилетнего возраста, надлежит поститься как в тёмные, так и в светлые Экадаши».

Наставления Шрилы Ваманы Махараджа, изложенные им в его книге «Шри Экадаши-врата-катха», полностью совпадает с наставлениями Шрилы Гурудэва, которые он даёт Кришна-Балараме Свами в письме от 11 июля 1993 года:

«Я думаю, у тебя есть “Хари-бхакти-виласа” и ты читал в ней об этих темах. Ты также читал в “Шримад-Бхагаватам” историю Амбариши Махараджа, который всегда соблюдал нирджал в Экадаши. Из “Хари-бхакти-виласы” и из примера враты Амбариши Махараджа мы знаем, что в день перед Экадашидашами] мы должны принять прасад только один раз и не должны пить воду – даже ночью. Во второй день [в Экадаши] мы не должны ни пить, ни есть на протяжении всего дня и всей ночи. И мы не должны спать. Мы должны соблюдать брахмачарью, постоянно повторять и слушать Кришна-катху и читать книги о бхакти. Также мы должны постоянно помнить игры Кришны и занимать свои 11 чувств служением Ему».

Нам очень повезло, что мы застали Шрилу Гурудэва и Шрилу Ваману Махараджа: они – «последние из могикан»! Теперь подобные наставления мы уже ни от кого не услышим!

Важной особенностью утренних обязанностей в Экадаши является принятие обета, подобного принятому уже в дашами, но посвящённого самому дню Экадаши. Лучше это делать перед Божествами, прочитав перед Их ясными ликами следующие мантры из «Хари-бхакти-виласы»:

экадашйам нирахарах стхитва ’хам-апаре ’ахани

бхокшйами пундарик-акшам шаранам ме бхавачйута

«О непогрешимый лотосоокий Господь! Я проведу Экадаши без пищи, а на следующий день прерву пост. Будь мне прибежищем, о Ачьюта, и не дай моему обету пройти впустую!» (13.25).

экадашйам нирахаро варджджайишйами ваи джалам

кешава прина нартхайа атйанта даманена ча

«Дорогой Господь Кешава! Чтобы доставить Тебе удовольствие, я, подчинив ум и чувства, буду соблюдать полный пост в этот Экадаши, не принимая даже воды» (15.36).

Сами мантры принятия обета в Экадаши свидетельствуют о той составляющей Экадаши-враты, которая обеспечивает её выполнение – это полный отказ от пищи, нирджал! Все другие утверждения, выдвигающие на эту роль главные анги бхактишраванам-киртанам или вайшнава-сангу – остаются мнением, лишённым подтверждения шастр: мантры принятия обета не свидетельствуют в их пользу. Что касается садху-санги, то выполнение нирджала в Экадаши – это подлинная садху-санга с такими непререкаемыми садху, как Шрила Санатана Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишора Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шрила Гурудэв и другие ачарьи нашей божественной сампрадайи, ибо садху-санга – это выполнение наставлений подлинных садху.

Шраванам-киртанам занимает ведущее положение во все дни, и это его ведущее положение сохраняется за ним, в том числе, и в Экадаши, но соблюдением Экадаши не является. Необходим нирджал. Если это условие соблюдается, шраванам-киртанам многократно усиливает результат. Если нирджал не выполняется, врата не является даже начатой в силу отсутствия единственного условия, которое сама врата ставит перед теми, кто намерен её соблюдать. Это красноречиво подтверждают следующие два стиха «Хари-бхакти-виласы»:

«О брахман! Даже если экадашный пост совершается из-за отсутствия пищи, этим достигаются все возможные блага, сулимые постом» (12.126).

«О брахман! Даже если поститься в Экадаши принуждает заключение в темницу царя, благо от такого поста будет, без сомнения, тем же самым!» (12.127).

Эти два стиха свидетельствуют, что даже те люди, которые не собирались соблюдать Экадаши, но в силу обстоятельств не имели в этот день возможности утолить голод и жажду, считаются выполнившими Экадаши-врату! Это доказывает, что нирджал не нуждается в поддержке других составляющих бхакти для того, чтобы Экадаши-врата была признана выполненной, в то время, как нет ни одного свидетельства, что того же результата можно достичь за счёт вайшнава-санги или шраванам-киртанам (без поддержки нирджала), или что отсутствие вайшнава-санги и шраванам-киртанам прервало бы Экадашный пост. Почему нет таких свидетельств? Потому что вайшнава-санга и шраванам-киртанам, при всейценности этих анг бхакти, не являются условием соблюдения Экадаши.

Зато есть свидетельство «Хари-бхакти-виласы», комментируемое Шрилой Санатаной Госвами, что вкушение какой бы то ни было пищи в Экадаши приводит к утрате дхармы вайшнава и самого общения с вайшнавами:

«Тот, кто ест [что-либо – бхунктэ] в Экадаши, станет убийцей отца, матери, брата и гуру и будет отстранён от обители Вишну» (12.21).

Комментарий Шрилы Санатаны Госвами:

«“Тот, кто ест в этот день, станет убийцей матери и т.д.” означает, что он обретёт грехи, равные по силе этим убийствам; а “будет отстранён от обители Вишну” – что он никогда туда не попадёт. “От обители Вишну” можно ещё перевести как от вайшнавов, то есть он не получит их общение» (12.21 ком.).

Значит, вайшнавы обязательно соблюдают нирджал в Экадаши, потому что тот, кто ест что-либо в этот день, утрачивает их общение, то есть даже не считается вайшнавом. Он не только обретает грехи, равные по силе убийству отца, матери, брата и гуру, но и лишается возможности когда-либо встретиться с вайшнавами…. Таково распределение ролей и граница, которые устанавливает стих 12.21 и Шрила Санатана Госвами своим комментарием между вайшнавами и теми, кто ест что-либо в Экадаши.

Не слишком ли дорого обходится потворство языку и желудку в Экадаши?

Итак, нирджал – это базовое условие соблюдения Экадаши-враты, подобное фундаменту, на котором может быть возведён храм экадашного праздника. Когда этот фундамент есть, шраванам-киртанам без труда явит совершенную архитектуру храмового зодчества и займёт своё безоговорочно главенствующее положение. Но без фундамента, заложенного нирджалом, на месте храма может появиться только лачуга, несоответствующая роскоши экадашного праздника и ожиданиям Кришны, а потому непривлекательная для Хари-намы.

Ещё можно сравнить нирджал с затребованным Кришной троном, который мы создаём по Его заказу, а затем приглашаем взойти на этот трон и удобно на нём расположиться Божественную Чету, Шримати Радхику и Шри Кришну, в форме Их Святых Имён – Харе Кришна маха-мантры.

«В Экадаши, воздерживаясь от дневного сна, не принимая ни воды, ни пищи, надлежит всю ночь радостно воспевать славу Господу и играть на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему удовольствие» – таков заказ Кришны, обеспечивающий праздник Его прославления!

«Прославление Кришны является главной отличительной особенностью этого дня», – говорит Шрила Санатана Госвами в комментарии к стиху (13.45) «Хари-бхакти-виласы»:

«В дашами следует быть воздержанным, в Экадаши – подчинить себе чувства и, став свободным от гнева и насилия, провести весь день и всю ночь в прославлении Кришны!» (13.45).

Весь день и всю ночь!

«Завершив ежедневное поклонение Божествам, вечером, в честь празднования любимого дня Господа Хари, следует провести пышное поклонение Хари, а ночь бодрствовать!» (13.53).

« “День Хари” – это Экадаши», – комментирует этот стих Шрила Санатана Госвами. – «Поскольку в этот день предписан праздник, надлежит провести пышное поклонение Хари!» (13.53 ком.).

А ночь – бодрствовать!

В очередной раз мы слышим о необходимости бодрствовать в Экадаши. И хотя бодрствование не упоминается в мантрах принятия обета, как и шраванам-киртанам, оно всегда подразумевается при описании праздника Экадаши-враты, как его важнейшая составляющая, без которой невозможно прославлять Кришну в любой форме шраванам-киртанам. Бодрствование считается настолько важным условием соблюдения Экадаши, что даже дневной сон в дашами и двадаши оскверняет врату, а сон в Экадаши расценивается как апарадха и тяжкий грех. Ниже будут приведены соответствующие цитаты из «Хари-бхакти-виласы» на эту тему.

Джагадананда Пандит – это вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, неразлучно сопровождающий Господа во время Его проявленных игр. Он знает все наставления Махапрабху досконально и в «Према-виварте» описывает случай, который произошёл в Джаганнатха Пури в Экадаши, когда Сарвабхаума Бхаттачарья, Каши Мишра и Гопинатх-ачарья принесли Махапрабху в сады Джаганнатхи-валлабхи Джаганнатх-прасадам. Гауранга принёс маха-прасаду дандаваты и, отложив прасада-севу на следующий день, прославил Экадаши и разъяснил всем собравшимся как надлежит вайшнавам праздновать этот священный день:

«В бхакти непочтение к Экадаши приводит к полному краху!…. В Экадаши следует полностью отказаться от сна и еды…. Только вкусом Святого Имени Кришны утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы, других вкусов не принимают, других речей не ведут, все чувственные наслаждения отвергают!» («Према-виварта»,18).

Итак, действия, которые Кришна признаёт экадашным постом и соблюдением Экадаши, определены Им Самим и разъяснены в шастрах. Это, прежде всего, отказ от употребления воды и пищи (нирджал) и суточное бодрствование в Экадаши. Они выступают в роли фундаментального условия соблюдения Экадаши, на платформе которого другие составляющие экадашного праздника, начиная с правил, регулирующих дашами и двадаши, и заканчивая ягьями, пуджами, шраванам, киртанам, могут проявить себя в полной мере; однако, как бы ни были могущественны анги шраванам-киртанам, они не могут обеспечить выполнение Экадаши-враты независимо от нирджала и бодрствования.