Техника наброска

Для рисования набросков необходим маленький карманный альбом в твердом переплете (размер приблизительно 9 х 15 см) с заменяющимися листками, а также альбом большого формата (приблизительно 20 x 27 см) с жесткой крышкой. Рисовать в альбоме надо на одной стороне листа. Наброски рисуйте легким контуром, стараясь поначалу чуть-чуть прикасаться мягким карандашом к бумаге, охватывая сразу возможно большие формы.

В наброске, который вы затем используете в дальнейшей работе, следует какие-то детали, форму и складки одежды, а также форму здания, листа или ствола дерева и т. д. зарисовать отдельно и очень тщательно. При зарисовке дерева группы листьев связывайте с соответствующей веткой, отмечайте степень густоты и разреженности листьев.

2)конь в городецкой росписи - символ богатства.

Вы слыхали такое слово — "безлошадный"? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят "безлошадник".

В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...

Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.

Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу. А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).

С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный. Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди (и, заметьте, точно такая же, как у птицы!), округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.

Городецкие мастера коня пишут в два этапа: подмалевок и оживки. Вначале необходимо нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской, потом — коня — черной, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.

 

Капелька на коне делается так: кончиком художественной кисти, которую надо держать отвесно, быстро проведите тонкую упругую линию и в конце ее, слегка наклоняя кисть, примакиваете капельку. Капелькой делают оживки на груди и крупе коня, и от такой оживки конь становится как бы блестящим и гладким; "сытым", как говорят крестьяне. И это означало не то, что конь хорошенько поел, а то, что он в хорошей форме, округлый и тонкий одновременно, красивый и холеный. Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.

К предней части туловища коня приписывают очертание седла.

От задней линии седла пишется круп коня.

К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку.

К голове коня приписывают острые треугольные ушки.

К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.

К верхним частям ного приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.

Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.

Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.

После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.

Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.

 

БИЛЕТ 6 1.)Рисунок мягкими материалами  
         
  Сепия - (др.-греч.— каракатица): светло-коричневое красящее вещество; оттенок коричневого цвета; Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска — каракатицы. Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века при рисовании пером и кистью. Также сепией называется вид графической техники, использующей оттенки коричневого, получившей распространение в Европе с середины XVIII в        
    Соус - материал для рисования, разновидность пастели. Состоит из мягкого черного порошка (угля или сажи) с небольшой примесью слабоклеящих веществ.      
    Сангина - материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа. Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному.      
    Уголь - Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.      
         
   
Последовательность выполнения рисунка городского пейзажа сепией на тонированной бумаге. 1 стадия. Намечается композиция листа легкими линиями сепией – плоскость земли, арки, стены без деталей.  
2 стадия. Добавляются детали и основные тоновые отношения: светлое небо мелом и тон бумаги.    
3 стадия. Дальнейшая прорисовка деталей сепией и мелом. Легким штрихом сепии и мела вводятся следующие градации в тоне.    
4 стадия. Дальнейшая работа в тоне ведется кистью. Для этого в растертую в порошок сепию добавлена вода, и получены растворы нужного тона. Небо и освещенная часть стены делаются кистью белилами.    
5 стадия. Тонкие детали сделаны линером и тонкой кистью. Окончательно уточняется самое темное место – проем на переднем плане и другие тоновые акценты.    

 

 

2.)Вся городецкая роспись символична. Например, конь в ней является как символ богатства, птица означает счастье, а цветы – как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Художниками в основном выбирались такие сюжеты , как всадники на смелых конях, красочные свадьбы и застолья, семейные и спокойные чаепития и многие другие сцены торжества из обычной жизни людей. Но от того, что художники были обычными крестьянами, создавался своеобразный стиль, в котором строгие и элегантные городские черты перемешаны с простодушием крестьянским , искренностью простого народа тех времен.

Билет 7
1. Жи́вопись
– вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий. ак и другие виды искусства, живописьвыполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Живопись отражает и в свете тех или иных идеологических концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого сама становится сферой общественной борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, живопись служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописиобладают документально-информационной ценностью. До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду.

Сами произведения живописи неизменяемы, создаваемые живописьюкартины зрительно одномоментны; однако живопись может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.). По назначению, по характеру исполнения и образов различают

- монументально-декоративную живопись (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека;

- станковую живопись (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом;

- декорационную живопись (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.

По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются:

- масляная живопись;

- живопись водяными красками по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль;

- живопись керамическими красками (связующие – легкоплавкие стекла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом на керамике);

- живопись силикатными красками (связующее вещество – растворимое стекло) и т. п.

Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись, изобразительно-декоративные задачи

2.)Птиц в современной городецкой росписи изображают в различных вариантах. Проследим последовательность выполнения двух птиц с пышными красивыми хвостами: одна из них похожа на гордого павлина, другая — на насупленного индюка. На первом этапе обе птицы выполняются одинаково: ту и другую начинают писать с крыла. Ориентируясь на него, плавной линией изображают изгиб груди и шеи, потом линию, определяющую форму головки и спины. Получившуюся между ними плоскость полностью закрывают цветом. Одной линией намечают верхнюю границу разворота хвоста. С этого момента и начинается своеобразие изображения каждой из птиц. У первой птицы — павлина — хвост ограничивают поочередно с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и заливают цветом. У второй — прорисовывают каждое перышко хвоста, почти всегда в два цвета. Разные у них и ножки; у парной верхняя часть длинненькая в виде листочка, а нижняя маленькая и тоненькая; у второй верхняя часть кругленькая в виде ягодки, а нижняя, наоборот, крупнее, чем у первой.

Силуэт и характер птиц воссозданы, можно начинать их разработку светлыми тонкими мазками. Вягодки, а нижняя, наоборот, крупнее, чем у первой.

Силуэт и характер птиц воссозданы, можно начинать их разработку светлыми тонкими мазками. Вариантов разработки довольно много, но обычно начинают с головы и заканчивают хвостом..

 

 

БИЛЕТ 8
1. Материал для живописи