Тема 13. Методы педагогического процесса

Ошибки ученых в объяснении методов педагогического процесса. Понятие о методах. Научный подход к объяснению методов педагогического процесса. Система методов педагогического процесса: рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет, «подкуп», «захват в плен», рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж, «вхождение в роль», «слепота», акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление, устрашение, отпор, обман, торможение и т. д.

Характеристика отдельных методов педагогического процесса.

 

Тема 14. Типы и виды педагогического процесса

Понятие о типах и видах педагогического процесса. Ошибки ученых в объяснении типов педагогического процесса, Научный подход к объяснению типов и видов педагогического процесса. Индивидуальные, индивидуально-коллективные типы педагогического процесса Их характерные признаки. Характеристика отдельных видов педагогического процесса (классно-урочная система, «метод проектов», репетиторство и т.д.).

 

Тема 15. Результаты педагогического процесса

Понятие о результатах педагогического процесса. Сформированная личность как результат педагогического процесса. Конкретный и промежуточный результаты. Критерии и методика оценки результатов педагогического процесса. Условия результативности педагогического процесса.

 

Задания

1. Сочинение научного определения.

2. Составление таблицы «Педагогический процесс».

3. Сортировка форм и методов педагогического процесса.

4. Выявление и объяснение научных ошибок в учебниках и учебных пособиях по педагогике, в педагогических журналах и газетах.

5. Определение характера человека по фотографии.

6. Составление педагогической характеристики на известного человека.

7. Педагогический анализ предложения.

Литература

1. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.,1961.

2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. – Т. 29. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1978.

3. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров: Т. 16. - М.: Советская энциклопедия, 1974.

4. Большой толковый психологический словарь. Т. 1.(А-О) / Пер. с англ. / Ребер Артур. ООО, Издательство АСТ; Издательство «Вече», 2001. – 592 с.

5. Буржуазная педагогика / под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

6. Валеев, Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана / Д.Ж. Валеев. - Уфа: Китап, 1995.

7. Валеев, И. Педагогика Мустая Карима / И. Валеев. – Уфа: Китап, 2003. - 224 с.

8. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П.Волков. - М.: Педагогика, 1982.

9. Волков, И.П. Цель одна - дорог много / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.

11. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М., 1957.

12. Гутман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Гутман. – 3-е изд. – Мн «Тетра-Система», 2002. – 256 с.

13. Григорева, Е.А. Принципы построения шкал / Е.А. Григорева // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.

14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. 2004.

15. Демидова, Т.Е. Подготовка будущих учителей к формированию общеучебных умений у младших школьников / Т.Е. Демидова // Педагогика. – 2004. - №8.

16. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М., 1956.

17. Доморацкий, В. Не сдавать позиций / В. Доморацкий // Народное образование. – 1989. - № 3.

18. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.

19. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» // Ведомости Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостана. - 1997. - № 12.

20. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М., 1990.

21. Зильберберг, Н.Й. Приобщение к математическому творчеству / Н.Й. Зильберберг.– Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.– 96 с.

22. Еникеев, М.И Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - 560 с.

23. Изард, К.Э. Психология эмоций / Кэрролл Э. Изард. – СПб, 1999. – 464 с.

24. Калашников, А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды / А.Г. Калашников. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с.

25. Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1990.

26. Карим, М. Притча о трех братьях / М. Карим. – М.: Современник. – М., 1988.

27. Кириллова, Г. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г. Кириллова. - М., 1980.

28. Ковалев, А.Г. Характер / А.Г. Ковалев // Общая психология / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.

29. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова - М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

30. Козлов, Д.Д. Воспоминания ученика яснополянской школы / Д.Д. Козлов // Русская литература. Хрестоматия. 10 кл. / сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М. 1993. – 383 с.

31. Коменский, Я.А. // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 1 / Я.А. Коменский - М., 1939.

32. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк. - М., 1988.

33. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат,1985.

34. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 1 / Н.К. Крупская.- М.: Академия педагогических наук, 1957.

35. Крупская,Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 3 / Н.К. Крупская. - М.: Академия педагогических наук, 1959. – 798 с.

36. Кумарин, В. Что не концепция – то «большой скачок / В. Кумарин // Народное образование. – 2001. - №8.

37. Лазарев, В.С. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения / В.С. Лазарев // Педагогика. - 1998. - № 3.

38. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1989.

39. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.

40. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 1981.

41. Лихачев, Б.Т.. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и слушателей ИПК / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

42. Локк, Д. Мысли о воспитании / Д. Локк // Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения: кн. для учителя / сост. С.Я. Карп. – М., 1992.

43. Макаренко, А.С. Проектировать лучшее в человеке / А.С. Макаренко. – Минск: «Университетское», 1989. – 416 с.

44. Макаренко, А.С. Сочинения: В 7 т. Т.5. / А.С. Макаренко. - М., 1958.

45. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

46. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

47. Маскакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И. Маскакова. – М., 2004. – 208 с.

48. Минеев, М.И. Исповедь Мустая Карима / М.И. Минеев / Русский язык в башкирской школе. – 1987. - №1.

49. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. – М., 1974.

50. Научное исследование: программа учебной дисциплины / сост. Ф.А. Сайфуллин. – Сибай: СИ БГУ, 2000. – 11с.

51. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч. Ч. 2 / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. –– 352 с.

52. Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч. Ч. 1 / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 304 с.

53. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2001.

54. О проведении лекций и семинарских занятий в старших классах общеобразовательных школ РСФСР. Методическое письмо №55/17 от 3 февраля 1987 г. // Сб. приказов Министерства просвещения РСФСР.-– 1987. - №14.

55. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Советская энциклопедия. 1994.

56. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова– М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

57. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.

58. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

59. Педагогика / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. – 383 с.

60. Педагогика школы / под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.

61. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

62. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.

63. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.

64. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. – 478 с.

65. Педагогика сотрудничества // Учительская газета. - 1986. - 18 октября.

66. Педагогический словарь. В 2 т. / под ред. И.А. Каирова. – М., 1960.

67. Педагогический словарь / сост.Г.М. и А.Ю. Коджаспировы. – М.: Академия, 2001.

68. Платонов, К.К., Голубев, Г.Р. Психология / К.К. Платонов, Г.Р. Голубев. – М., 1977.

69. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2009.

70. Подласый, И.П. Педагогика. В. 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

71. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004.

72. Психологический энциклопедический словарь / сост. М.И. Еникеев. - М., 2006.

73. Рахимов, М.Г. В новом веке - качественно новое образование / М.Г. Рахимов // Учитель Башкортостана. – 2001. - № 10.

74. Раченко, И.П. НОТ учителя / И.П. Раченко – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

75. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? / Н.В. Репкина - Томск: Пеленг, 1993.

76. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова и др. В 2-х т. Т. 2.–– М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 672 с.

77. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2009. – 713 с.

78. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // С.Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды. – М., 1997.

79. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н.И. Кузьмин. - М.: Высшая школа, 1989.

80. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс в башкирской общеобразовательной школе / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: БашГУ. - 2002.- 288 с.

81. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч. ст. В 2-х ч. Ч. II. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИО БашГУ, 2010. – 206 с.

82. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч. ст. В 2-х ч. Ч. I / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 272 с.

83. Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс / Ф.А. Сайфуллин.– Сибай: СИ БГУ, 2000. – 138 с.

84. Сафин, В. Введение в психодиагностику личности школьника / В. Сафин. – Уфа, 1990.

85. Семейное воспитание: Краткий словарь / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

86. Сластенин, В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

87. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.

88. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо - М, 2001.

89. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

90. Сухомлинский, В. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 175 с.

91. Сухомлинский, В.А.Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1988. – 272 с.

92. Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т. 7. – М. – 1949.

93. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т.2 / К.Д. Ушинский. – М., 1948.

94. Фатыхов, Г.Н. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей / Г.Н. Фатыхов. - Пермь, 1974.

95. Философия / под ред. В.П. Кохановского, 2006.

96. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

97. Шаталов, В. Точка опоры / В. Шаталов. – М. – 1987.

98. Шаталов, В.Учить всех, учить каждого / В.Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1988.

99. Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли / сост. Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

 

Научное издание