ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой книге мы искали ответ на вопрос: «Как организовать педагогический процесс?».

Конечно, его можно организовать по-разному. Однако в любом случае он должен быть качественным. Поэтому поиск ответа на вышеназванный вопрос заставил нас выявить условия эффективной организации педагогического процесса. Нами выявлено одно условие – правильная реализация принципов ПП. Но при этом обнаружилось, что это условие способно размножаться. Сначала оно увеличивается на пять условий: реализация принципов: 1) целостности; 2) индивидуализации; 3) поэтапности; 4) развития; 5) саморегулируемости. Затем возникает необходимость реализации компонентных принципов, вытекающих из каждого структурного элемента педагогического процесса. Например, содержание требует соблюдения, кроме вышеназванных общих принципов, следующих своих компонентных принципов: универсальности; неограниченности, достаточности содержания, первичности отношения.

А также требуется реализация других – более конкретных условий. К ним, например, относятся:

- постоянное и целенаправленное изучение воспитанника;

- овладение передовым педагогическим опытом;

- правильное проектирование педагогического процесса;

- научное конструирование содержания;

- формирование у воспитанников социально-значимых движущих сил;

- правильный выбор и умелое применение форм, методов, средств педагогического процесса и т.д.

Это еще не все. Отдельные, даже мелкие детали педагогического процесса имеет свои закономерности, соблюдение которых также будут условиями эффективности педагогической работы. Например, метод наказания требует соблюдения определенных правил. Перерывы между занятиями должны происходить в определенное время, с оптимальной продолжительностью и т.д.

Однако при всем этом основным условием эффективности педагогического процесса остается реализация вышеназванных пяти общих принципов. Их соблюдение облегчает реализацию всех других «мелких» принципов, правил, условий. Поэтому необходимо овладеть этими принципами на самом высоком уровне.

К сожалению, педагоги не знают о существовании таких принципов. О них не знают даже ученые – доктора и кандидаты педагогических наук. В учебниках по педагогике будущим педагогам предлагаются неправильные принципы. В связи с этим сегодня актуальными считаются еще два условия обеспечения эффективности педагогического процесса: 1) совершенствование педагогической науки, очищение ее от многочисленных ошибок; 2) вооружение будущих и настоящих педагогов научной педагогической теорией, прежде всего, правильными принципами педагогического процесса.

Тогда исчезнут наблюдаемые в настоящее время многочисленные факты, свидетельствующие о некачественной работе педагогов: плохое усвоение учащимися содержания учебных дисциплин; нежелание учиться; пьянство, наркомания, преступность, самоубийства т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамов, А. Учительская газета. – 1994. -№9. – 2 июня.

2. Абульханова-Славская, К.А., Брушлинский, А.В. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009.

3. Абульханова-Славская, К.А. Социально-психологические аспекты активности личности // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1983.

4. Амиров, Л.А., Багишаев, З.А. Профессионально-педагогическая мобильность: сущность, стратегии реализации, векторы / Л.А. Амиров, З.А. Багишаев. – М., 2004.

5. Аркин, И. Еще раз о коняге, пустоплясах и лихом публицисте / И. Аркин // Народное образование. - 1989. - № 4.

6. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985.– 208 с.

7. Бабанский, Ю.К., Поташник, М.М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) / Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник.- Киев, 1984.

8. Бабий, В. Здравствуйте, т. Рувинский! / В. Бабий // Педагогический вестник. – 1993. – №6.

9. Баранов, С.П., Болотина, Л.Р., Сластенин, В.А.. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987 – 368 с.

10. Барсукова, Г.И. Российская мысль о государственной пользе в сфере воспитания / Г.И. Барсукова // Педагогика.- 2001. - №7.

11. Бахарева, Т.И. Формирование интеллектуальных умений старших школьников в процессе внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Бахарева // http: www.nauka-shop.com/mod/shop/productlD/21479

12. Башкирское народное творчество, Уфа, 1993.

13. Березняк, Е.С. Руководство современной школой / Е.С. Березняк. – Киев, 1977.

14. Берулава, М.Н.Высшее образование России в свете рыночных реформ / М.Н. Берулава // Педагогика. – 2004. - №8.

15. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский. - М.,1961.

16. Боголюбов, Л.Н. Идейное воспитание на уроках истории / Л.Н. Боголюбов. – М.: Просвещение, 1981.

17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. - 464 с.

18. Богданова, О.С., Петрова, В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980. – 207 с.

19. Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1971.

20. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Н.И. Болдырев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 223 с.

21. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров: Т.16. - М.: Советская энциклопедия, 1974.

22. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. – Т. 29. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1978.

23. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1994.

24. Большой толковый психологический словарь. Т. 1.(А-О) / Пер. с англ. / Ребер Артур. ООО, Изд.-во АСТ; Изд.-во «Вече», 2001. – 592 с.

25. Братченко, С. // Учительская газета. - №13. – 1992 . - 14 апреля.

26. Броневщук, С. Интенсификация учебно-воспитательного процесса / С. Броневщук. – Народное образование, 1986. - №10.

27. Буржуазная педагогика / под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

28. Бычков, А. Из практики обучения старшеклассников / А. Бычков.– Народное образование, 1988. - №7.

29. Валеев, Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана / Д.Ж. Валеев. - Уфа: Китап, 1995.

30. Валеев, И. Педагогика Мустая Карима / И. Валеев. – Уфа: Китап, 2003. - 224 с.

31. Введенский, Н.Е. Полн. собр. соч., т.V / Н.Е. Введенский.

32. Вишникина, С. Вернуть престиж учительской профессии / С. Вишникина // Народное образование. - 1996. - №6.

33. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

34. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.

35. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М.: Педагогика, 1982.

36. Волков, И.П. Цель одна - дорог много / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

37. В чем достоинства шаталовской методики? // Первое сентября. – 1997. - 29 апреля.

38. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

39. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

40. Гильманова, Г. Тайна тайн остается неразгаданной / Г. Гильманова // Известия Башкортостана. – 1991. – 5 октября.

41. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е.Я. Голант. - М., 1957.

42. Григорева, Е.А. Принципы построения шкал / Е.А. Григорева // Методы системного педагогического исследования. - Л., 1980.

43. Гутман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Гутман. – 3-е изд. – Мн «Тетра-Система», 2002. – 256 с.

44. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. 2004.

45. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Интор, 1996.

46. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов// Начальная школа. - 1999. - № 7.

47. Данилов, М.А., Есипов, Б.П. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. - М., 1957.

48. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. – М., 1960.

49. Демидова, Т.Е. Подготовка будущих учителей к формированию общеучебных умений у младших школьников / Т.Е. Демидова // Педагогика. – 2004. - №8.

50. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение,1982. – 218 с.

51. Димова, И. Новаторы – это открыватели нового // Учительская газета. – 2006. – 17 октября.

52. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. – М., 1956.

53. Доморацкий, В. Не сдавать позиций / В. Доморацкий // Народное образование. – 1989. - № 3.

54. Древс, У. Сравнительно-историческое исследование организации учебного материала / У. Древс // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. - М., 1974.

55. Душков, Б.А. Индустриально-педагогическая психология / Б.А. Душков. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

56. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.

57. Закон Республики Башкортостан «Об образовании» // Ведомости Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостана. - 1997. - № 12.

58. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М., 1990.

59. Запесоцкий, А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России / А.С. Запесоцкий // Педагогика. – 2011. - № 9.

60. Зильберберг, Н.Й. Приобщение к математическому творчеству / Н.Й. Зильберберг. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.– 96 с.

61. Змеев, С.И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеев // Педагогика. – 1998. - № 7.

62. Золотова, Н.П. // Педагогика. – 1999. - № 3.

63. Еникеев, М.И Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. - 560 с.

64. Еремкина, О.В. Воспитательные технологии / О.В. Еремкина // Классный руководитель. – М., 1998.

65. Ермаков, С.С., Зборовец, И.В. Волейбол в советской мегакультуре 30-50-х годов XX века / С.С. Ермаков, И.В. Зборовец // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №2.

66. Изард, К.Э. Психология эмоций / Кэрролл Э. Изард. – СПб, 1999. – 464 с.

67. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах / Э.В. Ильенков.– М. - 1968.

68. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина - М., 1984.

69. Исламгазин, В. Университеты Альхамова / В. Исламгазин // Сибайский рабочий. - 2006. - 20 июня.

70. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М., 1968.

71. Казанский, Н.Г., Назарова, Т.С. Дидактика (начальные классы); учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова. – М.: Просвещение, 1978. – 224 c.

72. Калашников, А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды / А.Г. Калашников. - М.: Педагогика, 1990. - 368 с.

73. Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1990.

74. Карим, М. Притча о трех братьях / М. Карим.– М.: Современник. – М., 1988.

75. Каспржак, А.Г. Педагогическая гимназия / А.Г. Каспржак. – М. 1992.

76. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. - М., 1980.

77. Ковалев, А.Г. Характер / А.Г. Ковалев // Общая психология / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.

78. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова -М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

79. Коджаспировы, Г.М. и А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. и А.Ю. Коджаспировы.– М.: Академия, 2001. – 176 с.

80. Козлов, Д.Д. Воспоминания ученика яснополянской школы / Д.Д. Козлов // Русская литература. Хрестоматия. 10 кл. / сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М. 1993. – 383 с.

81. Комсомольская правда. – 1992. – 14 апреля.

82. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

83. Коменский, Я.А. // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 1 / Я.А. Коменский - М., 1939.

84. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк. - М., 1988.

85. Кохановская, Л. Семинарские занятия в школе / Л. Кохановская. – Народное образование, 1987. - №9.

86. Краевский, В.В. Методология педагогических исследований: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во Самарского гос. пед-та. 1994. – 165 с.

87. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под ред. М.А. Кондакова. – М.: Политиздат, 1988. – 367 с.

88. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат,1985. – 431 с.

89. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 1 / Н.К. Крупская. - М.: Академия педагогических наук, 1957.

90. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т.3 / Н.К. Крупская. - М.: Академия педагогических наук, 1959. – 798 с.

91. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. – М.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 144 с.

92. Кукушкина, Е.И., Логунова, Л.Б. Мировоззрение, познание, практика / Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова – М., 1989.

93. Кумарин, В. Что не концепция – то «большой скачок / В. Кумарин // Народное образование. – 2001. - №8.

94. Лазарев, В.С. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения / В.С. Лазарев // Педагогика. - 1998. - № 3.

95. Лапшина, О. Как много можно успеть! / О. Лапшина // Учительская газета. - 2006. – 17 октября.

96. Лебедева, В.П., Орлов, В.А., Попов, В.И. Психодидактические основы развивающего обучения / В.П. Лебедева, В.А.Орлов, В.И. Попов // Педагогика. - 1996. - № 6.

97. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 1989.

98. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1977.

99. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.

100.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 1981. – 186 с.

101.Лернер, И.Я. О соотношении общедидактических и частнометодических методов обучения / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. - 1978. - № 2.

102.Лесохина, Л.Н. Урок-диспут / Л.Н. Лесохина. – М.-Л: Просвещение, 1965.

103.Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1993.

104.Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1996.

105.Лихачев, Б.Т.. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и слушателей ИПК / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001. - 607 с.

106.Локк, Д. Мысли о воспитании / Д. Локк // Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения: кн. для учителя / сост. С.Я. Карп. – М., 1992.

107.Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. институтов / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971.

108.Макаренко, А.С. Проектировать лучшее в человеке / А.С. Макаренко. – Минск: «Университетское», 1989. – 416 с.

109.Макаренко, А.С. Сочинения: В 7 т. Т.5. / А.С. Макаренко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

110.Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

111.Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

112.Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 42 / Маркс К., Энгельс Ф.

113.Маскакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И. Маскакова. – М., 2004. – 208 с.

114.Материалы XXV съезда КПСС. – М., 1976.

115.Махмутов, М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. – М., 1985.

116.Методика воспитательной работы / под ред. В.М. Коротова. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

117.Методика воспитательной работы / под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989.– 335 с.

118.Методика преподавания литературы: учеб. для студ. пед. институтов / под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1985.

119.Методическое руководство по физической культуре для студентов вузов по разделу «Волейбол» / сост. Р.Ф. Мирзиев, А.Г. Солдаткин. - Зеленодольск, 2007.

120.Минеев, М.И. Исповедь Мустая Карима / М.И. Минеев / Русский язык в башкирской школе. – 1987. - №1.

121.Мир Вашего Я // http: //www.psychologist.ru / dictionary_of_terms/index. htm? id=2779.]

122.Моносзон, Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников / Э.И. Моносзон. - М.: Педагогика, 1978.

123.Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье / Г.М. Муртазин. - М.: Просвещение, 1989.

124.Мухаметьянова, Г.М. Программа развития в действии / Г.М. Мухаметьянова // Учительская газета. - 1999. - № 5.

125.Мы учимся в техникуме! 165 вопросов и ответов.- М.: Высшая школа, 1990. – 79 с.

126.Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. – М., 1974.

127.Научное исследование: программа учебной дисциплины / сост. Ф.А. Сайфуллин. – Сибай: СИ БГУ, 2000. – 11с.

128.Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. Ч. 2 / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 352 с.

129.Немов, Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч. Ч. 1. / Р.С. Немов. - М.: Изд-во Владос - Пресс, 2003. – 304 с.

130.Нестерова, О. Большая перемена: Интервью с министром образования РФ В.Филипповым / О. Нестерова // Труд. - 2000. - 10 марта.

131.Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону, 2006.

132.Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2001.

133.Новиков, А.М. Обучение: развитие опыта личности / А.М. Новиков // Специалист. – 2010. - №8.

134.Новичков, В. // Учительская газета, 1990. - №43.

135.О проведении лекций и семинарских занятий в старших классах общеобразовательных школ РСФСР. Методическое письмо №55/17 от 3 февраля 1987 г. // Сб. приказов Министерства просвещения РСФСР. -– 1987. - №14.

136.Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей. Приказ Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995 г. 463/1268 // Вестник образования. - 1995. - № 11.

137.Общая психология / под ред. А.В. Петровского - М., - 1977.

138.Общая психология / под ред. В.В. Богословского. – М., 1981.

139.Огарева, О.Т. Формирование характера / О.Т. Огарева // http://revolution.allbest.ru/psychology/00133690-0/html

140.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Советская энциклопедия. 1994.

141.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

142.Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.

143.Основы дидактики / под ред. Б.П. Есипова. – М.: Просвещение, 1967. - 472 с.

144.Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

145.Отчетный доклад министра образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии Министерства «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год (26 января 1996 г.) // Вестник образования. – 1996. - №3.

146.Охитина, Л.Т. Психологические основы урока / Л.Т. Охитина. - М.: Просвещение, 1977. – 96 с.

147.Павлов, И.П. Павловские среды / И.П. Павлов. – М.-Л.. Изд-во АН СССР, 1949, т. II.

148.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

149.Педагогика / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. – 383 с.

150.Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

151.Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.

152.Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с.

153.Педагогика /под ред. С.П. Баранова и др. - М., 1976.

154.Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. – 478 с.

155.Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. – 608 с.

156.Педагогика школы / под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978. – 320 с.

157.Педагогика сотрудничества // Учительская газета. - 1986. - 18 октября.

158.Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. спец. учебн. заведений. – www.ido/rudn/ru/psychology/pedagogical- psychology/7 html

159.Педагогический словарь. В 2 т. / под ред. И.А. Каирова. – М., 1960. – 774 с.

160.Платонов, К.К., Голубев, Г.Р. Психология / К.К. Платонов, Г.Р. Голубев. – М., 1977.

161.Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х кн. Кн. 2: Теория и технология обучения: учеб. для студ. Вузов. – 2-е изд. / И.П. Подласый. - М: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 575 с.

162.Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2009.

163.Подласый, И.П. Педагогика. В. 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

164.Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004.

165.Попков, В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд. / В.А. Попков, А.В. Коржуев – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

166.Психологический энциклопедический словарь / сост. М.И. Еникеев. - М., 2006.

167.Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ / сост. А.Я. Канапацкий.- Сибай: СИ БашГУ, 1999.

168.Развитие учащихся в процессе обучения / под ред. Л.В. Зверева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

169.Рахимов, М.Г. В новом веке - качественно новое образование / М.Г. Рахимов // Учитель Башкортостана. – 2001. - № 10. – С. 4-8.

170.Раченко, И.П. НОТ учителя / И.П. Раченко – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

171.Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? / Н.В. Репкина - Томск: Пеленг, 1993.

172.Рескин, Джон. Учительская газета. – 2005. – 18 октября.

173.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

174.Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В.Давыдова и др. В 2-х т. Т. 2.–– М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 672 с.

175.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 2009. – 713 с.

176.Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // С.Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды. – М., 1997.

177.Руденко, И. Дух шестого этажа / И. Руденко // Комсомольская правда. – 1990. – 24 мая.

178.Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / сост. Н.И. Кузьмин. - М.: Высшая школа, 1989.

179.Рыжаков, М. Стандарты образования и современная российская школа / М. Рыжаков // Народное образование. – 1995. - №8, 9.

180.Савин, Н.В. Педагогика / Н.В. Савин. - М., 1979.

181.Савицкая, Н. Нужна ли гуманитарию высшая математика / Н. Савицкая // Независимая газета. – 2001. – 13 апреля.

182.Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс в башкирской общеобразовательной школе / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: БашГУ. - 2002. - 288 с.

183.Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч. ст. В 2-х ч. Ч. II. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИО БашГУ, 2010. – 206 с.

184.Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения: сб. науч. ст. В 2-х ч. Ч. I. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 272 с.

185.Сайфуллин, Ф.А. Педагогический процесс / Ф.А. Сайфуллин. – Сибай: СИ БГУ, 2000. – 138 с.

186.Сайфуллин, Ф.А. Что такое «педагогическая технология? / Ф.А. Сайфуллин // Научные доклады конференции «Неделя науки – 2003» Сибайского института БашГУ. – Сибай: СИ БГУ. – С. 112-115.

187.Сафин, В. Введение в психодиагностику личности школьника / В. Сафин. – Уфа, 1990. – 94 с.

188.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

189.Семейное воспитание: краткий словарь / сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

190.Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1980.

191.Сластенин, В.А. Методы формирования сознания личности / В.А. Сластенин // Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М. 1983.

192.Сластенин, В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

193.Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.

194.Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

195.Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо - М, 2001.

196.Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.

197.Соловейчик, С. Логика Шаталова / С. Соловейчик // Юность. – 1975. - №9. - С. 98-102.

198.Сорокин, Н.А. Дидактика / Н.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1974. – 222 с.

199.Справка об опыте работы учителя математики средней школы №14 г. Белорецка Башкирской АССР, учителя-методиста Романа Григорьевича Хазанкина // Сборник приказов Министерства образования РСФСР. – 1987. - № 7.

200.Станкин, М.И. Методика нравственного воспитания учащихся профтехучилищ на занятиях физической культуры / М.И. Станкин. – М.; Высшая школа, 1989. – 192 с.

201.Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1973.

202.Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 175 с.

203.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1988. – 272 с.

204.Текучев, А.В. Методика русского языка в школе / А.В. Текучев. - М., 1970.

205.Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.; Педагогика, 1983. – 352 с.

206.Царегородцева, С. Шоковая терапия / С. Царегородцева // Учительская газета. – 2006. – 31 октября.

207.Учитель не может не быть экспериментатором // Первое сентября. – 1997. – 29 апреля.

208.Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений. Т. 7. – М. – 1949.

209.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т.2 / К.Д. Ушинский. – М., 1948.

210.Философия / под ред. В.П. Кохановского. – М., 2006.

211.Филякина, Л. Учительская газета. – 1995. – 17 января.

212.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990. – 576 с.

213.Хисамитдинова, Ф. Качественное конкурентоспособное образование - главное условие формирования гражданина нового Башкортостана / Ф. Хисамитдинова // Учитель Башкортостана. - 1997. - № 10.

214.Шамова, Т.И. К вопросу о методах преподавания и учения / Т.И. Шамова // Советская педагогика. – 1974. - №1.

215.Шаталов, В. Точка опоры / В. Шаталов. – М. – 1987.

216.Шаталов, В. Учить всех, учить каждого / В.Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1988.

217.Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко. – М., 1991.

218.Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика. - 1990.

219.Щербаков, А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: дис. … докт. пед. наук / А.И. Щербаков. – М.,1968. – 268 с.

220.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

221.Эйнштейн, А. Собрание научных трудов / А. Эйнштейн. – Т. IV, М., 1967.

222.Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли / сост. Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

223.Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – Педагогика, 1979. – 144 с.

224.Яковлев, И.М., Сохор, А.М. Методика и техника урока в школе / И.М.Яковлев, А.М. Сохор - М., 1984.

225.Яшлек. - 2005. – 9 ноября.

226.ReportoftheSwedishMinistryofEducationandCulturalAffairs. UR-A / Mi. Stockholm, 06.05.1979, p. 66.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1