Метода рикошета

Рикошет – самый широкоприменяемый, но малоизученный в науке метод. Суть его отражается в следующем нашем определении: метод рикошета - это способ передачи и усвоения содержания педагогического процесса путем распространения (рассеивания, размножении) адресованному отдельному конкретному человеку педагогического воздействия на его окружающих. Например, поощряя конкретного человека в торжественной обстановке, где участвует много людей, мы педагогическим процессом охватываем всех. Это воздействие, отскочив от отдельного объекта, кого поощряют, доходит до остальных. У них появляется желание быть таким, как он.

В этом примере видно и значение метода рикошета. Во-первых, он экономичен, так как позволяет одним выстрелом поймать двух, ста, тысячи, миллионов «зайцев». Эту картину можно проиллюстрировать еще несколькими примерами. В диктанте, как правило, у каждого ученика бывает свое определенное количество ошибок. Допустим у одного – 3, а у второго – 33. При обсуждении результатов учитель акцентирует внимание всех присутствующих на того ученика, у кого 3 ошибки и начинает ему делать замечание, выражать недовольство, критиковать, даже ругать. При этом он охватывает всех остальных, у кого более трех ошибок. Потому что они думают, если учитель не доволен тремя ошибками, моими ошибками он подавно недоволен. Вот какими возможностями обладает метод рикошета.

Сообщения по радио и телевидению, на страницах газет, журналов о наказании тех или иных нарушителей, преступников, рикошетом влияют на миллионы слушателей, зрителей, читателей.

Метод рикошета позволяет тактично, безболезненно воздействовать на воспитанников. Правда, когда публично осуждают конкретного человека, чтобы воздействовать на окружающих, ему неприятно, больно. Однако при правильном применении метода рикошета, он получает пользу именно из-за этой специально причиненной боли. А на остальных прямое персональное воздействие не оказывается, но принуждается делать соответствующие выводы. Все это напоминает театр. Во время просмотра комедии зритель от души смеется над образами. И при этом он сам как будто к нему не имеет никакого отношения. Однако часто, смеясь над сценическими персонажами, осуждая их недостатки, сам очищаешься, избавляешься от нравственных пороков. В этом педагогическом процессе, происходящем в театре, как раз применяется метод рикошета. Во время просмотра трагедии происходит то же самое. Разница только в том, что ты не смеешься, а переживаешь, волнуешься, плачешь. При этом тоже воспитываешься. С помощью метода рикошета.

Тактичное, нежное воздействие делает педагогический процесс гуманным, предупреждает конфликты, улучшают взаимоотношения. Все это говорит о важности метода рикошета.

В чем же механизм его воздействия на воспитанника? Во-первых, как было сказано выше, сила рикошета обуславливается тактичностью, безболезненностью его воздействия. Во-вторых, он имеет предупредительную, ориентационную силу. Например, публичное осуждение кого-нибудь, предупреждает остальных не делать подобных нарушений, позволяет наглядно представлять возможные последствия. Поэтому человек, получивший педагогическое воздействие методом рикошета, становится более внимательным, ответственным, бдительным. В-третьих, рикошет активизирует воспитанников. Особенно тогда, когда публично кого-то поощряют. У них появляется желание заслужить такого же поощрения. В-четвертых, метод рикошета конкретизирует педагогическое воздействие, преподносит пример. Даже единственного человека можно воспитывать методом рикошета. Для этого можно, например, рассказывать о каком-то другом человеке (хвалить, критиковать) и оказывать воздействие на своего рядом стоящего воспитанника. Чтение басни, обсуждение литературных образов, кинофильмов тоже помогают в данной ситуации. Воспитательная сила метода рикошета, в-пятых, обуславливается тем, что позволяет охватывать много объектов, из-за чего происходит коллективное восприятие воздействия, которое, как правило, создает определенную психологическую атмосферу в аудитории. В-шестых, усилению воздействия метода рикошета способствует его тесная связь с другими методами. При публичном применении критика, замечание, осуждение, поощрение, наказание вызывают рикошет.

Метод рикошета применяется людьми с древних времен и в разных областях общественной жизни. Он применялся и в религии. В шариате судебные дела рассматривались в присутствии всех желающих. Применение рикошета религиозными людьми достаточно полно описывается в художественных произведениях. В повести народного поэта Башкортостана М. Гафури «Черноликие» молодых влюбленных Галиму и Закира толпа водит по деревне, сопровождая унизительными и оскорбительными словами, бросая камни. Все, даже родной отец, осуждают Галиму только за то, что они с Закиром стояли и разговаривали в безлюдном месте. Мама жалеет свою дочь, но не находит силы, чтобы защитить ее. На этом примере видна сила метода рикошета. Такое сильное наказание привело к трагическим последствиям. Галима сходит с ума, падает в прорубь и погибает.

Метод рикошета широко применяется в управленческой деятельности. Еще в 18 веке царское самодержавие руководителя народного восстания, захватившего огромное территории России, самозванца Емельяна Пугачева публично четвертовало на лобном месте Красной площади. Его сподвижников Салавата Юлаева и Юлая Азналина, написав горячим железом на лбу слово «вор», оторвав ноздри, водили по местам, где они прошли своим отрядом. В присутствии населения их избивали. Все это было сделано для устрашения народа, для того, чтобы они в будущем не посмели восстать против власти. Как видно, власти умело, но очень жестоко применяли метод рикошета.

Метод рикошета часто применяется во время военных действий. Поощряя или наказывая перед строем, присваивая воинские звания, награждая их орденами и медалями, включая героически погибших навечно в список подразделения, командиры воздействуют на всех военнослужащих. Немцы публично казнили наших людей и не убрали трупов.

Рикошет применяется и в деятельности правовых органов. Открытые судебные заседания, трансляция их по телевизионным каналам говорят об этом.

Широкое применение метода рикошета наблюдается в учебных заведениях. Встречи учащихся с ветеранами, чествование их и других заслуженных людей, наличие школьных музеев боевой славы, награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований, оформление Доски почета рикошетом воздействуют на воспитанников.

Метод рикошета применяется и в семье. Родители часто в своей педагогической работе руководствуются такими пословицами, как «сынок, тебе говорю, невеста ты послушай», «воспитай старшего, а младшие сами научатся» тем самым применяет метод рикошета.

К сожалению, в применении рикошета иногда допускаются ошибки. Во-первых, происходит неуместный выбор его. Например, он применяется тогда, когда обсуждаются интимные вопросы человека, о которых посторонние люди не должны знать. В качестве примера можно привести чтение учителями личных записок учащихся, в которых отражаются любовные чувства. Педагог, применяя в таких ситуациях метод рикошета, пытается воздействовать на других, но часто это приводит к душевным травмам человека, чью записку читают, вызывает неодобрение у окружающих. Чтобы избежать этого, надо применять другие методы, например, такие, как беседа, намек, запрет и т.д.

Часто обращение к методу рикошета происходит неосознанно, стихийно. Неосознанность снижает эффективность данного метода в тех или иных ситуациях.

Неадекватность средств, используемых при методе рикошета, является следующей ошибкой в его применении. В периодической печати писали о 14-летней жительнице Бангладеша, скончавшей после публичного наказания, приговоренной к 100 ударов за связи с женатым мужчиной. Такое наказание иногда на окружающих влияет чрезмерно сильно и не способствует формированию у них желаемых результатов. В некоторых исламских государствах насильники приговариваются публичному обезглавлеванию, в присутствии многочисленных свидетелей забивают виновных до смерти, отрубают руки. Такие средства причиняют глубокую душевную рану тем людям, кто все видит.

Следующей ошибкой является применение рикошета в сочетании с ограниченным числом методов. Например, в опыте некоторых людей он сочетается всегда с методом наказания, т.е. преобладает публичное наказание. А публичные: поощрение, предупреждение, критика применяются ими редко. Это отрицательно сказывается на характере воспитанников. Их мотивом поведения может стать страх. А на страхе далеко не пойдешь. Публичное поощрение способствует формированию осознанных, социально-значимых мотивов и делает ребенка самостоятельным, вызывает в коллективе хорошую нравственно-психическую атмосферу.

Для обеспечения эффективности метода рикошета необходимо соблюдать определенные правила. В первую очередь необходимо добиться взаимосвязи рикошета с другими методами педагогического процесса. Как было сказано выше, рикошет применяется всегда в сочетании с другими методами. Его связь с ними сильнее, чем у других. Поэтому необходимо научиться когда, как, каким методом его сочетать. Рикошет надо связывать с методом предупреждения. А для этого сначала надо сочетать его с методом наказания. Получается своеобразное единство. Если рикошет сочетается только с наказанием, то у воспитанников в основном формируется страх, что не является стабильным мотивом поведения. А когда эти два метода «объединяются» с методом предупреждения, тогда воспитанник получает урок и обеспечивает себя более сильной движущей силой. «Учись воспитанности у невоспитанного», - гласит крымско-татарская пословица. Допускается сочетание метода рикошета одновременно с методами поощрения и подражания. Публично поощряя отдельного человека, надо думать, что у остальных, кто присутствует при этом, возникло желание подражать поощряемому человеку, последовать его примеру. «Следя за чужими манерами, исправляй свои», - говорит японская пословица. Рикошет надо связывать и с методом сравнения. Применяя метод рикошета, необходимо создавать условия для того, чтобы остальные люди могли сравнивать себя с тем человеком, на которого педагогом оказывается непосредственное воздействие. Рикошет связан и с такими методами, как показ, рассказ, требование, критика и т.д. Предъявляя, например, публичное требование к одному из воспитанников, мы добиваемся восприятия этого требования и остальными. Однако это происходит тогда, когда педагог принимает соответствующие меры: обосновывает необходимость соблюдения предъявляемого требования; обеспечивает доступность требования и т.д.

Еще одним условием эффективности метода рикошета является правильный выбор его. На выбор влияют определенные обстоятельства. Среди них - количество объектов педагогического процесса. Многочисленность их, ограниченность времени заставляют обращаться к этому экономичному методу, позволяющему одновременно воздействовать на большое количество людей. Следующим фактором, влияющим на выбор рикошета, является содержание педагогического процесса. Актуальность, неотложность того, чего надо формировать у людей, служит основанием немедленного охвата большого количества воспитанников. При выборе метода рикошета учитывают и психолого-педагогические особенности воспитанника, уровень развития коллектива, где он находится. Его можно часто применять в работе с такими воспитанниками, которые не привыкли и резким, прямым воздействиям, не уверены, подавлены.

Еще одним условием эффективного применения рикошета можно считать теоретическую и методическую готовность субъекта педагогического процесса к обращению с ним. К сожалению, педагоги не имеют полного представления о нем. Это объясняется тем, что в вузах этот вопрос не затрагивается. Он и в науке не разработан. Отсутствие теоретических знаний об этом методе не позволяет качественно применять его. Поэтому он в основном применяется неосознанно, стихийно. Нужны специальные исследования о методе рикошета, на курсах повышения квалификации педагогических работников необходимо вооружать учителей теорией и практикой его применения.

Все эти условия между собой тесно связаны и только при реализации их во взаимосвязи обеспечивают успех.

 

Глава VIIΙ. УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ