Педагогического процесса

 

Педагогический процесс - автоматически регулируемая система. Он может самостоятельно возникать, усиливаться, переходить от одного этапа к другому, завершаться. Эта закономерность отражается в принципе саморегулируемости. Для успешного осуществления этого принципа необходимы определенные условия.

Первым таким условием является педагогизация окружающей среды. На формирование личности стихийно влияют многие предметы, явления, процессы, обстоятельства, события, природа – вся окружающая действительность. Например, некоторые люди не знают, как у них появилась привычка курить. А она часто возникает из-за стихийного педагогического процесса. Окружающие люди, экранные герои, магазинные витрины, воздействуют на людей, вызывая желание курить. Стихийный педагогический процесс формирует не только отрицательные качества, но и положительные. Например, восхищение небом, бабочкой, рекой, растениями, животными вызывает у человека нежность, чувствительность, доброту, бережливость… Красивые аудитории, здания, дома, улицы также действуют на психику. Окружающая действительность, вооружает знаниями, умениями, чертами характера, отношениями, эмоциями. Вот почему требуется специальная педагогизация окружающей среды воспитанника, создавать вокруг него мир, оказывающий положительное влияние.

Следующим условием эффективной реализации принципа саморегулируемости является целенаправленное повышение педагогом своей квалификации. Учитель, который «всю жизнь учится», знакомит учащихся новыми фактами, научными открытиями, тем самым не позволяет педагогическому процессу отставать от жизни. Ведь образовательные стандарты, учебные планы, программы, учебники рассчитаны, как правило, на одиннадцать лет. Если изучать их без повседневных дополнений о современных достижениях науки, техники, социальной жизни, то это приведет к игнорированию принципа саморегулируемостии, отрицательно скажется на результате ПП. Воспитанники будут неподготовленными к жизни в современных условиях. Поэтому необходимо создавать все условия для повышения педагогами своей квалификации, всячески стимулировать эту работу. Его надо вооружать не только умением обновлять содержание ПП, но и научить правильно выбирать соответствующие этому содержанию методы, формы, средства и.д. Ведь принцип саморегулируемости требует приведения в соответствие друг другу всех компонентов педагогического процесса.

Еще одним условием эффективной реализации принципа саморегулируемости является формирование у воспитанников желания совершенствовать себя. Не зря желание (любопытство, интерес, стремление) называется движущей силой педагогического процесса. Оно заставляет человека в любое время в любом месте заниматься самосовершенствованием. Такой человек любопытен, много читает. Он превращается в губку, впитывающую все новое, в магнит, который притягивает к себе новые знания, умения. Для него педагогический процесс становится непрерывным. «Век живи – век учись» - вот его жизненный девиз. Такой человек обеспечивает саморегулируемость педагогического процесса, который никогда не останавливается, пока есть желание. Вот почему так важно формирование у воспитанников желания и других общественно значимых движущих сил.

Для обеспечения самофункционирования педагогического процесса нужны еще умения и навыки совершенствовать себя. Именно они в сочетании с вышеуказанными движущими силами превращают объект в субъект. Это обстоятельство является следующим условием эффективной реализации принципа саморегулируемости. Опытные педагоги хорошо понимают это. Р.Г. Хазанкин, например, «учил своих воспитанников учиться», формировал у них умения конспектировать, анализировать, выделять главное и т.д. (глава III, §3). Учитель С.Д. Шевченко обучал своих учеников самостоятельности путем привлечения их к педагогической деятельности. «Много раз мне приходилось быть на курсах – две недели, месяц, но никто и никогда моих уроков не заменял. Ребята все делали сами: принимали зачеты, ликвидировали пробелы, вели уроки», - пишет он [217].

На основе своего опыта С.Д. Шевченко делает правильный вывод: «Если в ваше отсутствие учащиеся ведут урок, выполняют любую другую работу без «надзирателей», значит, вам удалось создать самофункционирующую систему самодеятельной организации педагогического процесса», - пишет он [217, с. 48].

К сожалению, не всеми учителями успешно реализуется принцип саморегулируемости. Об этом говорят данные, приведенные Т.Е. Демидовой в статье «Подготовка будущих учителей к формированию общеучебных умений у младших школьников» [49, с. 57]. По ее исследованиям, «только 33% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо умеют доказывать свою правоту, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, оценивать, осуществлять самоконтроль. Еще 20% обладают примерно половиной перечисленных умений, а 12% владеют лишь 1-2 из них. Это говорит о настоятельной необходимости организации целенаправленной работы по формированию у школьников общеучебных умений» [49, с. 57].

Не только у младших школьников, но и у студентов высших учебных заведений отсутствуют или недостаточно сформированы умения самостоятельно добывать знания. Некоторые преподаватели не придают на это значения. «Главной задачей обучения является не натаскивание студентов, не заучивание ими определенных фактов и не накопление определенных ЗУНов, а формирование у них механизмов самообучения и самовоспитания, целостное развитие личности», - пишет М.Н. Берулава [14, с. 98].

Умения самовоспитания в сочетании с желанием самосовершенствоваться способствуют успешной реализации принципа саморегулируемости.

Еще одним важным условием реализации принципа саморегулируемости педагогического процесса является обеспечение взаимосвязи всех принципов. Как известно, все общие принципы переплетаются, охватывают друг друга. Между ними четких границ нет (это свидетельствует о красоте педагогического процесса). Правильная реализация одного принципа благоприятно влияет на реализацию остальных, а нарушение одного из них приводит к их нарушению. Если качественно реализуется, например, принцип индивидуализации (учитываются особенности воспитанника: его уровень развития, интересы, способности и т.д.), то делается определенный шаг к реализации принципа саморегулируемости. Реализация принципа поэтапности позволяет безболезненно развивать ребенка, вызывая у него уверенность. Такой ребенок не хочет останавливаться на достигнутом, стремиться к новым победам. Таким образом, он начинает одновременно реализовывать принцип саморегулируемости. Принцип целостности, как известно, требует соответствия всех компонентов друг другу. Цель, реализуясь, «превращается» в результат, после чего появляется новая цель – цель №2 и соответственно обновляются все остальные компоненты ПП. Через определенное время эта новая цель исчезает, т.е. получается результат. Опять обновляется ПП. Так бесконечно. Таким образом, принцип целостности «помогает» реализовываться принципу саморегулируемости. Если бы не было в природе рассматриваемого принципа, то принцип целостности перестал бы действовать после получения результата, и педагогический процесс закончился бы, не поднимаясь на свой очередной этап. Даже принцип поэтапности не помог бы продолжать ПП. Именно принцип саморегулируемости обеспечивает: а) соответствие компонентов ПП (принцип целостности); б) поднятие на новый уровень (принцип поэтапности).

return false">ссылка скрыта

Если, например, другие принципы вдруг перестают реализовываться и запланированный результат не возникает, то в помощь «приходит» принцип саморегулируемости. Согласно ему происходит корректировка педагогического процесса. Это может осуществляться не только сознательно, но и стихийно, методом проб и ошибок, слепого поиска. В этом случае что-то меняется в ПП, дополняется или все начинается сначала. Повторное изучение, пересдача экзаменов и зачетов, второгодничество, как раз, являются своеобразным проявлением реализации принципа саморегулируемости.

Принцип развития также не может эффективно осуществляться без принципа саморегулируемости. Развитие может замедляться или останавливаться, если у объекта педагогического процесса не будет стремления самосовершенствоваться, не будет умений преодолевать встречающиеся трудности и т.д.

Принцип саморегулируемости имеет большое значение. Ведь сам педагогический процесс (воспитание) первоначально возникло из-за него. Первый появившийся на земле человек отличался от других животных тем, что имел особый мозг, способный воспринимать информацию, иметь сознание и т.д. Кто у него формировал знания, умения? Ведь учителей и школ не было. Он их получал из-за воздействия на него окружающей среды. Это было воспитанием – стихийным педагогическим процессом, проявлением его принципа саморегулируемости.

Принцип саморегулируемости делает педагогический процесс экономным. Это достигается тем, что он не позволяет ПП отставать от жизни. Он защищает воспитанников от перегрузок, переутомлений, болезней. Постоянное и последовательное совершенствование себя делает воспитанника способным преодолевать трудности в решении новых педагогических проблем. Такой человек оптимально сочетает учебу с отдыхом, умело регулирует свою нагрузку, учится с желанием. Следует отметить еще одно немаловажное значение принципа саморегулируемости. Он избавляет школу, систему образования от часто проводимых реформ. Реализация данного принципа позволяет ежедневно обновлять, освежить ПП, т.е. на ходу реформировать его.