Культура Руси периода раздробленности (ХII – первая пол. ХIII в.)
Культура переживает дальнейший подъём. Возникают местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.).
Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы.
Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство.
Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот памятник подделкой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.
Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.
Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).
Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище.
Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор, в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.
Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески церкви Спаса на Нерéдице.
Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов.
Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета.
Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.
Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.
Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.
Существовали два типа жилых построек:
-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);
-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).
Питание. Основу пищевого рациона составляли растительные и животные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.
Одежда. Основным видом одежды была рубаха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Мужчины носили длинные штаны – «порты, или ноговицы». Верхней одеждой простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан, головной платок – убрус. Князья носили застёгивающиеся на плече плащи – «кóрзно» и шубы («кожухи»), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обувью. Знать, следуя византийским традициям, носила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.
Здоровье. Антропологи полагают, что на Руси средняя продолжительность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболеваниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с недостатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.
Широкое распространение имела баня. В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не мученье». Русь в развитии гигиенических навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.
Развлечения. Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы») и дружинные пиры. Простой народ водил хороводы, играл на гуслях и свирелях, пел песни, устраивал скоморошьи забавы и игрища.
Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.
return false">ссылка скрытаСписок литературы для более углублённого изучения темы
Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. 2002. № 5. С. 48–55. Ж2479.
Биллингтон Д. Х. Икона и топор: Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. ИОНБ:1.287.627.
Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского: Ист.-библиограф. очерки, IX–XVI вв. М., 1991. Кн. 1. ИОНБ:1.225.284.
Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. ИОНБ:1.236.756.
Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ:1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read
Даркевич В. П. Единство и многообразие древнерусской культуры (конец X–XIII вв.) // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 36–52.
Дёмин В. А. Загадки русских летописей. М., 2001. ИОНБ:1.280.884.
Дёмин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998. ИОНБ:1.277.364.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 2000. ИОНБ:1.283.971.
Долгов В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/185245/read
Древнерусские княжеские жития. М., 2001. ИОНБ:1.284.005.
Зезина М. Р.и др.История русской культуры. М., 1990. 1.170.188.
Зимин А. А. Слово о полку Игореве. СПб., 2006. ИОНБ:1.335.359.
Злато слово. М., 1986. ИОНБ:1.060.908.
Златоструй: Древняя Русь Х–XIII вв. М., 1990. ИОНБ:1.181.538.
Из истории русской культуры. М., 2000. ИОНБ:1.275.624.
Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI–середина XV в.). М., 2000. ИОНБ:1.301.166.
Кузнецов Ю. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Наш современник. 1998. № 4. Ж3625.
Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994. ИОНБ:1.251.610.
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М., 1981. ИвГУ:7/Л93.
Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. М., 2000. 1.301.171.
Миллер В. Ф. Народный эпос и история. М., 2005. ИОНБ:1.324.647.
Мирский М. Б. Медицина в средние века на Руси // Вопр. истории. 2000. № 11/12. С. 106–118.
Мордовцева Т.В. Культ мёртвых в древней Руси //Человек. 2004. № 1.
Омельянчук С. «Лучше жить со львом, нежели с лукавой женой»: Супружеские отношения на Руси в домонгольское время // Родина. 2007. № 6. С. 95–99.
Переяслов Н. Пир не кровавый, а свадебный! // Родина. 1994. № 5.
Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. ИОНБ:1.300.471.
Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) СПб., 1996. ИОНБ:1.259.905.
Приселков М. Д. История русского летописания, XI-XV вв. СПб., 1996. URL: http://www.sedmitza.ru/text/443270.html
Пустарнаков В. Ф. Философская мысль в Древней Руси. М., 2005. ИвГУ: 87/П892.
Пушкарёва Н. Л. Мать и материнство на Руси (X–XVII вв.) // Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996. С. 305–344. ИОНБ:1.258.596.
Пушкарёва Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X–нач. XIX в.) М., 1997. ИОНБ:1.259.821. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/351886/read
Ранчин А. М., Лаушкин Д. В. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании // Вопр. истории. 2002. № 1. С. 125–137.
Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991. ИОНБ:1.205.219.
Рябцев Ю. С. История русской культуры. М., 1997. ИОНБ:1.266.630.
Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI–первая пол. XIV вв. Л., 1987. ИОНБ:1.088.190.
Слово о полку Игореве. М., 1981. ИвГУ: Р/С48. URL: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=354296
Степанова Ю. Мода в Древней Руси // Родина. 2006. № 2.
Столярова Л. В. Из истории книжной культуры русского средневекового города (XI–XVII вв.). М., 1999. 1.273.372. ИвГУ:76/С816.
Столярова Л. В. Писец за работой: Как создавались средневековые книги // Родина. 2003. № 11. С. 139–143.
Творогов О. В. Литература Древней Руси. Русь Древняя и Удельная. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html
Хачатурян Н.А., Хачатурян В.М. Средневековая культура России и Западной Европы: идентичность и расхождения // Цивилизации. М., 1995. Вып. 3. С. 62–79. ИОНБ:1.241.280.
Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997. 1.266.628 (Отдел литературы по искусству ИОНБ).
Чудинов В. А. Письменная культура Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/293608/read
Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. ИОНБ:1.260.034.
Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. СПб., 1995. Т. 1–5. ИОНБ:1.261.219–1.261.223.
Юрганов А. Л. Источниковедение культуры в контексте развития исторической науки. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html
Янин В. Л. Археология и исследование русского средневековья. URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html
Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 1993. ИОНБ:1.232.975.
Янин В. Л. «Я послал тебе бересту...» М., 1998. ИОНБ:1.264.499; URL: http://avorhist.narod.ru/publish/index_oldrus.html
Интернет-ресурсы
URL: http://lants.tellur.ru/history/
Антология древнерусской литературы– URL: http://oldrus.by.ru
URL: http://old-rus.narod.ru ; URL: http://old-russian.chat.ru
Виртуальный каталог икон– URL: http://www.wco.ru/icons
URL: http://www.chat.ru/~old_russian
6. Борьба Руси с внешней опасностью в XIII в.
Монголо-татарское вторжение на Русь