Структурирование и построение дерева целей

Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: - генеральная цель/миссия ("вершина дерева") и подчиненные ей цели/подцели/задачи ("ветви дерева") первого и второго уровней (а при необходимости и последующих уровней). Дерево целей увязывает между собой миссию, основные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже - в несколько ярусов - располагаются основные (главные) и затем - локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей более высокого уровня.

Типовая схема дерева целей бизнес-деятельности приведена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Типовая схема дерева целей бизнес-деятельности

 

Цели бизнес-деятельности целесообразно структурировать по двум основным направлениям: -

1. - операционная (основная, текущая) деятельность предприятия;

2. – совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности.

 

В рамках первого направления определяются и формулируются цели/задачи (показатели) основной операционной (текущей) деятельности, а также цели/задачи по разработке и реализации организационно-технических мероприятий (ОТМ), обеспечивающих достижение этих планируемых показателей (показатели приращения объемов реализации/продаж товаров/услуг, увеличения прибыли; приращения мощностей:- численности, площадей, оборудования и др.).

В рамках второго направления определяются и формулируются цели/задачи (показатели) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности:

- показатели повышения экономической эффективности бизнес-деятельности (повышение рентабельности, снижение удельных расходов);

- показатели экономии ресурсов (всех видов);

- показатели повышения качества продукции/услуг, труда, сервиса;

- показатели улучшения использования мощностей, повышения производительности (повышение отдачи с площадей, оборудования, с численности персонала и др.);

- показатели охвата рынка (доля рынка, охват сегментов рынка потребителей).

 

Дерево целей может быть как «низким» (мало уровней целеполагания – для малых объемов/масштабов бизнес-деятельности), так и «высоким» (много уровней целеполагания – для больших объемов/масштабов бизнес-деятельности).

Структурирование целей может осуществляться также с использованием таблиц.

 

Пример структурирования целей развертывания типового бизнес-предприятия приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Цели и задачи развертывания типового бизнес-предприятия

Направление деятельности Цели Задачи
Операционная (основная, текущая) бизнес- деятельность     - Развернуть бизнес-проект     - Осуществить меры по реали- зации бизнес-плана и поэтапному выходу на запланированные уровни: - *объем реализации (доход)……. (среднесуточные, среднемесячные, годовые значения показателей); *удельные расходы……….. *прибыль………… - Преодолеть барьер вхождения в сегмент рынка к концу первого полугодия работы.
- Завоевать устойчивые позиции среди предприятий региона в данной сфере деятельности - Разработать и осуществить меры по обеспечению конкурентоспособности и занять устойчивые рыночные позиции среди представителей данного вида деятельности к концу первого года работы
Совершенство-вание и повышение эффективности бизнес- деятельности Обеспечить систематическое повышение экономической эффектив- ности бизнес-деятельности   - Разработать и обеспечить реализацию программы ОТМ по: - увеличению продаж на …... %, - снижению уд. расходов на …..% - поддержанию прибыли на уровне …… %.
Внедрить систему управления качеством - Разработать, отладить и внедрить систему управления качеством к концу 1-го полугодия;
Осуществить 1-й этап постановки системы управления персоналом - Ввести систематическое проведение курсов повышения квалификации персонала; - Разработать и ввести систему мотивации персонала: - Ввести ежегодную аттестацию персонала.

 

При формировании целей и задач, детализирующих целевое направление – «Совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности» могут использоваться следующие рекомендуемые типовые цели/задачи, предварительно структурированные на два основных вида мер: «основные» и «обеспечивающие».

Основные меры:

1. Увеличение реализации товаров/услуг:

а) расширение круга потребителей, увеличение притока клиентов:

- информирование, реклама;

- повышение качества;

- снижение цен (скидки/опт);

- улучшение сервиса;

- привлекающие меры: премии, призы, льготы, дополнительные приложения/услуги и др.).

 

б) расширение охвата категорий клиентов/сегментов рынка: –

- анализ и отслеживание категорий потенциальных клиентов,

- меры по выходу на новые категории: возрастные, половые, национальные, «доходные» и т.п.

 

2. Расширение/улучшение потребительских свойств товаров/услуг:

в) повышение свойств/качества, снижение цен (в т.ч. удельное)

г) дополнение новых свойств/качеств/характеристик товаров/услуг; расширение функциональных возможностей;

д) расширение ассортимента/потребительских качеств/возможностей

товаров/услуг.

 

Обеспечивающие меры:

3. Создание и постановка работы эффективной службы маркетинга:

е) системные исследования рынка (конкуренты/потребители), поиск новых возможностей увеличения реализации освоенных видов товаров/услуг;

 

4. Модификация/расширение номенклатуры товаров/услуг для увеличения объемов реализации: -

ж) инновационные меры/стратегии в освоенной сфере деятельности (новые решения, товары/услуги, технологии в освоенной сфере).

5. Организационно-технические мероприятия (ОТМ) по снижению затрат и повышению качества освоенных товаров/услуг.

з) сокращение стоимости закупок и других затрат (по статьям); экономия средств и ресурсов;

и) повышение производительности операций деятельности (интенсификация, механизация, автоматизация, рационализация);

к) повышение качества операций основной деятельности/качества товаров/услуг; система управления качеством.