Структурирование и построение дерева целей
Дерево целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей, в которой выделены: - генеральная цель/миссия ("вершина дерева") и подчиненные ей цели/подцели/задачи ("ветви дерева") первого и второго уровней (а при необходимости и последующих уровней). Дерево целей увязывает между собой миссию, основные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже - в несколько ярусов - располагаются основные (главные) и затем - локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей более высокого уровня.
Типовая схема дерева целей бизнес-деятельности приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Типовая схема дерева целей бизнес-деятельности
Цели бизнес-деятельности целесообразно структурировать по двум основным направлениям: -
1. - операционная (основная, текущая) деятельность предприятия;
2. – совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности.
В рамках первого направления определяются и формулируются цели/задачи (показатели) основной операционной (текущей) деятельности, а также цели/задачи по разработке и реализации организационно-технических мероприятий (ОТМ), обеспечивающих достижение этих планируемых показателей (показатели приращения объемов реализации/продаж товаров/услуг, увеличения прибыли; приращения мощностей:- численности, площадей, оборудования и др.).
В рамках второго направления определяются и формулируются цели/задачи (показатели) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности:
- показатели повышения экономической эффективности бизнес-деятельности (повышение рентабельности, снижение удельных расходов);
- показатели экономии ресурсов (всех видов);
- показатели повышения качества продукции/услуг, труда, сервиса;
- показатели улучшения использования мощностей, повышения производительности (повышение отдачи с площадей, оборудования, с численности персонала и др.);
- показатели охвата рынка (доля рынка, охват сегментов рынка потребителей).
Дерево целей может быть как «низким» (мало уровней целеполагания – для малых объемов/масштабов бизнес-деятельности), так и «высоким» (много уровней целеполагания – для больших объемов/масштабов бизнес-деятельности).
Структурирование целей может осуществляться также с использованием таблиц.
Пример структурирования целей развертывания типового бизнес-предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Цели и задачи развертывания типового бизнес-предприятия
Направление деятельности | Цели | Задачи |
Операционная (основная, текущая) бизнес- деятельность | - Развернуть бизнес-проект | - Осуществить меры по реали- зации бизнес-плана и поэтапному выходу на запланированные уровни: - *объем реализации (доход)……. (среднесуточные, среднемесячные, годовые значения показателей); *удельные расходы……….. *прибыль………… - Преодолеть барьер вхождения в сегмент рынка к концу первого полугодия работы. |
- Завоевать устойчивые позиции среди предприятий региона в данной сфере деятельности | - Разработать и осуществить меры по обеспечению конкурентоспособности и занять устойчивые рыночные позиции среди представителей данного вида деятельности к концу первого года работы | |
Совершенство-вание и повышение эффективности бизнес- деятельности | Обеспечить систематическое повышение экономической эффектив- ности бизнес-деятельности | - Разработать и обеспечить реализацию программы ОТМ по: - увеличению продаж на …... %, - снижению уд. расходов на …..% - поддержанию прибыли на уровне …… %. |
Внедрить систему управления качеством | - Разработать, отладить и внедрить систему управления качеством к концу 1-го полугодия; | |
Осуществить 1-й этап постановки системы управления персоналом | - Ввести систематическое проведение курсов повышения квалификации персонала; - Разработать и ввести систему мотивации персонала: - Ввести ежегодную аттестацию персонала. |
При формировании целей и задач, детализирующих целевое направление – «Совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности» могут использоваться следующие рекомендуемые типовые цели/задачи, предварительно структурированные на два основных вида мер: «основные» и «обеспечивающие».
Основные меры:
1. Увеличение реализации товаров/услуг:
а) расширение круга потребителей, увеличение притока клиентов:
- информирование, реклама;
- повышение качества;
- снижение цен (скидки/опт);
- улучшение сервиса;
- привлекающие меры: премии, призы, льготы, дополнительные приложения/услуги и др.).
б) расширение охвата категорий клиентов/сегментов рынка: –
- анализ и отслеживание категорий потенциальных клиентов,
- меры по выходу на новые категории: возрастные, половые, национальные, «доходные» и т.п.
2. Расширение/улучшение потребительских свойств товаров/услуг:
в) повышение свойств/качества, снижение цен (в т.ч. удельное)
г) дополнение новых свойств/качеств/характеристик товаров/услуг; расширение функциональных возможностей;
д) расширение ассортимента/потребительских качеств/возможностей
товаров/услуг.
Обеспечивающие меры:
3. Создание и постановка работы эффективной службы маркетинга:
е) системные исследования рынка (конкуренты/потребители), поиск новых возможностей увеличения реализации освоенных видов товаров/услуг;
4. Модификация/расширение номенклатуры товаров/услуг для увеличения объемов реализации: -
ж) инновационные меры/стратегии в освоенной сфере деятельности (новые решения, товары/услуги, технологии в освоенной сфере).
5. Организационно-технические мероприятия (ОТМ) по снижению затрат и повышению качества освоенных товаров/услуг.
з) сокращение стоимости закупок и других затрат (по статьям); экономия средств и ресурсов;
и) повышение производительности операций деятельности (интенсификация, механизация, автоматизация, рационализация);
к) повышение качества операций основной деятельности/качества товаров/услуг; система управления качеством.