Значение принятия христианства.

1. Русь заимствовала античную византийскую культуру: иконопись, фрески, мозаику, каменную архитек­туру. Распространяются кириллическая азбука, письменность, летописание, образование, книжное дело.

2. Христианство смягчило нравы и мораль славян. Церковь за­прещала человеческие жерт­воприношения, торговлю людьми. Русичи познакомились с поня­тием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении, с божьими запове­дями («не убий», «не укради» и др.).

3. Укре­пилось международное положение Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь перестала быть вар­вар­ской страной, становилась равной другим христианским странам. Это выра­зилось в дина­стических браках с европейскими королевскими домами.

4. Ускорилась консолидация племён Руси в единую общность.

Вместе с тем, по мере роста вражды между римско-католической и восточно-христианской церквями, ка­толиками («латинянами») и православными («схизматиками»), произошла изоляция Руси от латинской Европы.

Церковное устройство. Русь была митропóлией Константино­поль­ской патриархии. Патриарх назначал на Русь ми­тро­полита (первым был грек Михаил, вторым – Леонтий). Леонтий в 992 г. разделил митрополию на епархии во главе с еписко­пами. Епар­хии делились на приходы, руководимые священниками. Русские священники, в отличие от католических, вели проповеди на родном языке. Церковь суще­ствовала на десятину – средства, выделяемые ей в виде десятой части от налогов. (Отсюда – Десятинная церковь). Возник церковный суд. К его ведению были отнесены такие нарушения христианских норм, как «умыкание» (похищение) невесты, двоежёнство, блуд, развод («роспуст»), изнасилование («пошибание»), драки в семье («иже отца и матерь бьють»), «ведовство» (колдовство), еретичество и др.

Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.) В начале XI в. возник политический кризис. У Владимира было 12 сыновей. Он, вопреки традиции, хотел передать престол сыну, рождённому в христианском браке – ростовскому князю Борису. Против выступили старшие сыновья – Святополк и Ярослав. Княживший в Новгороде Яро­слав (ок. 980–1054) отказался повиноваться отцу. Владимир со­брался в поход против сына, но умер в 1015 г. Святополк (ок. 979–1019) находился в заточении по приказу отца, но после смерти Владимира вышел на свободу и захватил власть в Киеве. Сестра Ярослава – Предслава сообщила ему о смерти отца и захвате Святополком власти. Борис с восьмитысячной отцовской дружиной находился в печенежской степи. Дружина уговаривала молодого князя пойти на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался, и дружина поки­нула его: для опытных воинов было ясно, что отныне он обречён. Борис остался на р. Альте с телохрани­телями («съ отроки своими») и был убит во время молитвы людьми Святополка.

Но оставался ещё муромский князь Глеб, рождённый, как и Борис, в христианском браке. Святополк коварно попросил Глеба прибыть в Киев. На Днепре убийцы ворвались на княжеский корабль и зарезали Глеба. Борис и Глеб в XI в. были объявлены церковью святыми-великомучениками. Святополк уничтожил ещё одного брата – Святослава, который правил в древлянской земле и пытался бе­жать в Венгрию. Святополк за братоубийство был про­зван Ока­янным (прóклятым Богом). Однако об­ращение к сканди­навским источ­никам ставит под сомнение летописную версию убийства Святополком своих братьев. Бориса, по-види­мому, убили варяги Ярослава. Но, поскольку Ярослав взял верх, лето­пись трактовала события в угоду по­бедителю.

Началось соперничество Яро­слава и Святополка. Ярослав опи­рался на новгородцев и варяжских наёмников, Святополк – на поляков. В 1016 г. в битве на Днепре около г. Лю́беча Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу к своему тестю – польскому королю Болеславу I Храброму. Вскоре польское войско с королём Болеславом и Святополком разграбили Киев, увели в плен многих людей, в том числе и девять сестёр Ярослава, включая Предславу. Польский король сделал Предславу своей наложницей. В 1018 г. в решающем сражении между братьями-соперниками на р. Альте Яро­слав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, в 1019 г. погиб в Польше.

После пяти битв с братом Мстиславом Тмутараканским, правившим в г. Чернигове, и поражения Ярослава в сражении при Листвене (1024 г.) братья жили мирно. После смерти Мстислава в 1036 г. его земли отошли к Ярославу. Став самодержцем Руси, Ярослав заточил в «поруб» (темницу) младшего брата – псковского князя Судислава († 1063) и ликвидировал Псковское княжество. Русь снова стала единой. Судислав провёл в темнице 24 года, был освобождён лишь в 1059 г. сыновьями Ярослава и пострижен в монахи.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Междинастические браки. В 1030 г. Ярослав совершил поход на прибалтийскую чудь и основал недалеко от Чудского озера г. Юрьев (Тáрту). В 1036 г. он окончательно разбил печенегов. На месте битвы в КиевеЯрослав основал Софийский собор, затем построил Золотые во­рота. Князь покорил племена язычников на Верхней Волге и основал на этом месте г. Ярославль.

Ярослав в 1019 г. женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга – Ингигéрд (1001–1050). По брачному договору в приданое принцесса Ингигерд (в крещении Ирина) получила крепость Лáдогу (шведское название Альдейгáборг) с прилегающими землями, которые в Швеции назывались Ингерманландия (земли Ингигерд). От Ингигерд у Ярослава родилось шесть сыновей и три или четыре дочери. Сыновей Ярослав же­нил на принцессах из Византии, Польши, Германии. Дочери вышли замуж за королей: Анна – за французского Генриха I, Анастасия – за венгерского Эндре I (Ан­дрея), Елизавета – за норвежского конунга Харальда Сурового. Внучка Ярослава – Евпрáксия (Адельгейда) стала женой германского императора Генриха IV. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге. Междинастические браки явля­лись формой установ­ле­ния межгосударственных диплома­тических отношений.

В 1043 г. возник конфликт с Византией. Причина конфликта: расправа над русскими купцами в г. Константинополе. Существует предположение, что поход на Царьград был согласован с восставшим против императора Константина IX Мономаха византийским полководцем по имени Георгий Маниак († 1043; в переводе с греческого – Бешеный). Военный поход был неудачен. Маниак погиб ещё до вступления русов на территорию Империи. Русский флот попал в бурю, а затем был сожжён «греческим огнём». Шесть тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой попали в плен. Визан­тийцы отрубили пленным правые руки и ослепили, оставив один глаз у каждого десятого, дабы он мог быть поводырём, после чего отпустили домой. В 1046 г. с Византией был заключён мир, скреплённый браком дочери импера­тора Константина Мономаха и сына Яро­слава Всеволода. В 1053 г. у них родился сын – будущий князь Влади­мир Мономах. Стремясь ликвидировать церковную зависимость от Византии, в 1051 г. Ярослав поставил киевским митрополитом вопреки воле византийского патриарха русского священника Илариона († 1055).

«Русская Правда». Ярослав Мудрый положил начало созданию древ­нейшего письменного сборника законов – «Русской Правды». Сущест­вуют три её редакции: «Краткая Правда» (XI в.), «Пространная Правда» (XII в.) и «Сокращённая Правда». Кроме этого, свод законов де­лится на «Правду Ярослава» (1016 г.) и на более поздние «Правду Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Мономаха» (ок. 1113 г.). Свод законов был направлен на то, чтобы установить порядок в стране.

«Правда Ярослава» состоит из 17 статей. Она ограничивала кровную месть – древний пережиток, допуская её лишь за головизну (убий­ство) близких родственников, и установила ей альтернативу – штраф (ви́ру) за смерть свободного чело­века в размере 40 гри­вен (около 8 кг. серебра – одна гривна равнялась 220 г. серебра). Смертная казнь допускалась лишь в исключительных случаях: «Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров в момент совершения кражи, то виновника следует убити в пса место (как собаку)». За убийство коня князя – штраф 3 гривны, за коня смерда – 2 гривны. Были определены штрафы за побои. «Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен… Если же ударит по руке, и отпадёт рука, или отсохнет, то 40 гривен… Если кто отсечёт… палец, то платит 3 гривны... А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен».

По «Русской правде» смерды и закупы полностью зависели от феодала. Если смерд или закуп умирал без наследников по мужской линии, его имущество переходило к феодалу.

После смерти Ярослава Мудрого его сы­новья дополнили законы отца «Правдой Яро­славичей». Она окончательно отменила кровную месть, поставила под защиту закона имущество вотчин, установила гигантские штрафы за убийство огнищан и тиýнов – 80 гривен (16 кг. серебра), а за убийство крестьян-смердов, закупов и холо­пов – 5 гривен (1 кг. серебра).

При Ярославе сложился «оче­редной» порядок престолонаследия (ле­ствичное право) – передача власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а следующему брату). Смерть князя влекла за собой переход всех ниже­стоящих на ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киев­ский престол, его дети теряли право на престол, становились «изгоями». (В Западной Европе обычно отцу наследовал старший сын).

Таким образом, время правления Ярослава Мудрого – период стаби­лизации и расцвета Руси. Будучи инвалидом, «хромцом» (у него от рождения был неразвит сустав ноги), Ярослав являлся смелым воином. Он успешно правил в течение 35 лет, за ум и образованность был прозван­ Муд­рым.

«Триумвират Ярославичей». Усобицы. Перед смер­тью 75-летний Яро­слав завещал сыновьям «жить мирно, слушаясь брат брата». Фактически Русью правили трое его сыновей: Изяслав (1024–1078), Святослав (1027–1076) и Всеволод (1030–1093) – «триумви­рат Яросла­вичей». Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Черни­гов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволод – Пере­яславль и Ростово-Суздальскую землю. Несмотря на завещание Ярослава, начались усобицы, причинами которых были:

1. Братья Ярославичи не хотели подчиняться старшему брату, как указывало завещание их отца;

2. Ярославичей пытались оттеснить от власти другие князья.

По мнению историка В. О. Ключевского, со смертью Ярослава Мудрого Русь фактически раздробилась.

Братья воевали с Ростиславом Владимиро­вичем, за­хватив­шим г. Тмутаракань. В 1067 г. Ярославичи взяли г. Минск, «исе­коша (изрубили) муже, а жены и дети вдаша на щиты (увели в плен)». В битве на р. Неми́ге они разгромили полоц­кого князя Всеслава. В 1068 г. Ярославичей разбили половцы на р. Альте и они укры­лись в Киеве. Киевляне потребовали дать им оружие для защиты, а когда получили отказ, восстали. Изяслав бежал из столицы. Лишь с помо­щью тестя, польского короля, ему удалось вернуть Киев, но вскоре он поссо­рился с братьями. Его вторично изгнал Святослав, который в 1073 г. стал князем Киевским. После смерти 49-летнего Свято­слава в 1076 г. от операции по удалению опухоли (первая известная на Руси жертва неудачной операции) на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. его племянник Олег Святосла­вич («Гориславич», как его осуждающе назвал автор «Слова о полку Игореве») пришёл из Тмутаракани с полов­цами, чтобы взять Киев. В битве на Нежатиной ниве в 1078 г. старшие князья одолели Олега, но в сражении погиб Изяслав. Олег бежал на юг. В 1078–1093 гг. князем был послед­ний сын Яро­слава Мудрого – Всеволод.

В 1093–1113 гг. в Киеве правил сын Изя­слава – Святополк. Образовались три враждую­щие группировки: одна – во главе со Святополком в Киеве, другая – с Владимиром Монома­хом в Чернигове, третья – с Олегом в Тмутаракани.

Владимир Мономах. Борьба с половцами в 1092–1096 гг. Прозвище Мономах (греч. «Единоборец») князь получил от имени своего деда, византийского импе­ратора Константина Мономаха.

Половцы напали на Русь в 1092 г., воспользовавшись смертельной болезнью великого князя Киевского Всеволода Ярославича. В битве на р. Стýгна в 1093 г. у г. Треполь (ныне село Триполье) русские потерпели поражение, многие были проданы в рабство. В реке утонул князь Ростислав Переяславский, чуть не погиб Владимир Мономах. Затем половцы разбили русских у г. Желани под Киевом, сожгли г. Торческ, его защитников увели в плен. В 1094 г. князь Святополк заключил мир с половецким ханом Тугорканом, женившись на его дочери.

В 1095 г. половецкие ханы Итларь и Китан осадили г. Переяславль-Южный. Владимир Мономах, не имея сил для сопротивления, пошёл на переговоры и пригласил Итларя с охраной войти в город. Для безопасности ханы истребовали в заложники 10-летнего сына Мономаха Святослава. Воевода Ратибор уговари­вал князя уничто­жить половцев. Мономах отказывался, так как дал клятву и опасался за судьбу заложника-сына. Ратибор ответил: «Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют зем­лю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно». Дружинники ночью, перебив охрану, незаметно выкрали княжича и уничтожили спящих половцев, в том числе хана Китана. Наутро по­ловцев Итларя пригласили позав­тракать в специальной избе. Когда половцы рассе­лись за столами, двери заперли, воины Мономаха подняли подпилен­ные потолочные доски и перебили врагов из луков.

В 1096 г. у Зарубинского брода на Днепре Мономах разгромил вой­ско хана Тугорканаи захватил богатую добычу в половецких степях.

Междукняжеские усобицы 1093–1097 гг. В 1093 г. Олег Святосла­вич («Гориславич»), опираясь на половцев, отобрал у Мономаха г. Чернигов. В 1096 г. Святополк и Мономах вызвали Олега в Киев на княже­ский съезд. Олегу приказали жить в Муроме, подальше от половцев, но пока обретаться у брата в Смоленске, так как в Муроме находился сын Владимира Мономаха Изяслав. Пока Святополк и Мономах воевали с половцами, Олег ушёл из Смоленска, взял Рязань и направился к Мурому, где княжил Изяслав. Дядя шёл на племянника. У Мурома Олег одолел дружину малоопытного Изяслава, юный муромский князь пал в бою. Олег взял Муром, Суздаль и Ростов. Против него поднялось всё Мономахово семейство. Олег сжёг Суздаль и укрылся в Муроме. Здесь Мономаховичи одолели Олега. Сдав Муром и Рязань, Олег запросил мира и прибыл на съезд для реше­ния спорных вопросов.

Любечский княжеский съезд. В 1097г. по инициа­тиве Вла­димира Мономаха в его резиденции в г. Любеч собрался княжеский съезд («снем»). В нём уча­ствовали внуки и правнуки Ярослава Муд­рого: Святополк Изяславич, Олег Святославич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волын­ский, Василькó Теребовль­ский (Теребовль – город в Галицкой земле). Ре­шение съезда гласило: «ка­ждый да держит отчину свою, и все совмест­но охраняют Рус­скую землю». Съезд закрепил отказ от «оче­редного» порядка наследования и фактиче­ски признал состоявшимся распад Руси на «от­чины» – родовые владения князей.

Однако принятые на съезде решения оказались нежизнеспособными. Усобицы не прекра­тились. Давыд и Святополк захва­тили Василькá Теребовль­ского и ослепили его. По требованию Владимира Моно­маха Давыд освободил Василька.Василько вместе с братом начали мстить Давыду и осадили его в г. Владимире-Волынском. Давыд выдал Васильку исполнителей его ослепления. Они были повешены и рас­стреляны из луков.

Борьба с половцами в 1103-1111 гг. В 1103 г. на Долобском съезде (у Долобского озера) князья договори­лись о походе против половцев. Битва с 20 половецкими ханами произошла в 1103 г. близ урочи­ща Сутень у Азовского моря. Половцы были разбиты, многие ханы погибли. В плен попал хан Белдюзь, посуливший за себя золото и серебро. Однако Владимир приказал его изрубить на куски.

В 1107 г. ханы Боняк и Шарукан были разбиты на р. Хорол. В 1100 г. на Витичевском съезде (в г. Витичев под Киевом) князья вновь договорились о совместном походе. В 1111г. состоялся грандиозный «крестовый поход» на половцев. Войско сопровождало духовенство. Центр половцев – г. Шарукань у Дона – сдался, г. Сугров, отказавшийся сдаться, был сожжён, его жители перебиты. В битве на р. Сальница русы уничтожили 10 тыс. половцев, хан Шарукан бежал, а с дружественными половцами был заключён мир. Мономах женил своего сына Юрия (будущего Долгорукого) на дочери половецкого хана Аепы. Так в семье Рюриковичей кроме славян, шведов, греков, англичан появилась и половецкая династи­ческая линия.

Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113–1125 гг.). Мономах являлся самым влиятельным русским князем. В 1113 г. в Киеве после смерти Святополка вспыхнуло восстание. Киевляне вне очереди призвали на княжение 60-летнего Владимира Мономаха (1053–1125).

В 1113 г. Мономах ввёл «Уставы о рéзах (процентах)» и «Уставы о закупах». Он упорядочил взимание процентов ростовщиками, облегчил положение смердов, закупов, рядовичей. «Устав» завершил про­цесс соз­дания «Рус­ской правды». Сыновья Мономаха («Мономаховичи») правили в Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале. Владимир Мономах пытался объединить все русские земли, но ему не подчинились Полоцкое, Черни­говское, Перемышльское, Теребовль­ское княжества.

Мономах укреплял внешнеполитические связи Руси через династические браки. Он был женат на принцессе Ги́те (Гиде) – дочери англосаксонского короля Гарольда Годвинссона, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Дочь Марию Мономах выдал замуж за греческого царевича (возможно, лжецаревича) Леона Диогеновича, внучку – за византийского императора Иоанна Комни́на. Его сын Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине, сын Юрий – на дочери половецкого хана, а после её смерти – на дочери Иоанна Комни́на.

Мономах написал «Поучение» – рассказ о своей жизни. Смерть 72-летнего Мономаха в 1125 г. вызвала новые усобицы и раздробление.

Мстислав Великий (1125–1132 гг.). Сын Мономаха, Мстислав (1076–1132), по словам летописца, «много пота утёр за землю Русскую». Но после его смерти в 30-е гг. XII в. «раздрася (распалась) вся Русская земля» на несколько самостоя­тельных государств.

Зна­чение суще­ствования Древнерусского государства: в это время утвер­дились феодальные отношения, развились международные связи. Русь заложила основы госу­дарственности рус­ского, украин­ского и белорусского народов.

Таким образом, Русь в те годы являлась европейским государством, со все­ми присущими атрибутами власти, и по уровню развития шла вро­вень с Западной Европой. В последние годы существования Древнерусского государства постоянно возникали кризисные ситуации, причинами которых были: княжеские усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью и отсутствием чётких тради­ций передачи власти. Князья на про­тяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, на более престижный престол. Из-за такого порядка возникали кон­фликты, путаницы, интриги, военные столкновения. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров, половцев. Князья дума­ли не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности занять другой, лучший.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Авдусин Д. А. Современный антинорманизм // Вопр. истории. 1988. № 7.

Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопр. истории. 2000. № 3. С. 51–61.

Арцыбашева Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопр. ис­то­рии. 2004. №1. С.118–125.

Богданов А. П. Княгиня Ольга // Вопр. истории. 2005. № 2.

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/150551/read

Васильева Н. И. Русь и варяги. М., 1999. URL:http://lib.rus.ec/b/344294/read

Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ: 1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read

Горский А. А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в пер­вой по­ло­вине Х века // Вопр. истории. 1999. № 8. С. 43–52.

Горский А. А. К спорам по «варяжскому вопросу» // Российская история. 2009. № 4. С. 171–174.

Горский А. А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. № 9. С. 15–18.

Горский А. А. Русь в конце Х – начале XII века // Отечеств. история. 1992. № 4.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2006. URL: http://lib.rus.ec/b/206929

Грот Л. П. Гносеологические корни норманизма // Вопр. истории. 2008. № 8. С. 111–118.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read

Джаксон Т. Н. Варяги–создатели Древней Руси? // Родина. 1993. №2.

Джаксон Т. Н. О скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков. URL: http://lib.rus.ec/b/245349/read

Как была крещена Русь. М., 1989. ИвГУ: : 63.3(2)/411

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read

Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.261.675.

Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2009. (Сер. ЖЗЛ).

Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. (Сер. ЖЗЛ).

Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главней­ших дея­те­лей. В 2 т. Т. 1. Князь Владимир Святой. Киевский князь Ярослав Владимирович. Князь Владимир Мономах. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/a/32758/read; URL: http://www.erlib.com/Жанр/История/

Кучкин В. А. Был ли Русский Север Варягией в праиндоевропейское время? // Российская история. 2010. № 4. С. 192–207.

Лихачёв Д. С. Роль крещения Руси в истории культуры Отечества // Лиха­чёв Д. С. Русская культура. М., 2000. ИвГУ: 71/Л651.

Макарий, митрополит. История русской Церкви. Т. 1. URL: http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=2&art=151876&fontsize

Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о «призвании варягов» и станов­ление древнерусской историографии // Вопр. истории. 1995. № 2.

Моця А. Русь на Днепре; Янин В. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8.

Мурашова В. Была ли Древняя Русь частью Великой Швеции? // Ро­дина. 1997. № 10. С. 8–11.

Насонов А. Н. История русского летописания XI-XVIII вв. М., 1969. URL: http://lib.rus.ec/b/183319/read

Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. СПб., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/254024/read

Никон, иеромонах. Век крещения // Вопр. истории. 1990. № 12.

Новосельцев А. П. Образование древнерусского государства и пер­вый его правитель // Вопр. истории. 1991. № 2/3. С. 3–20.

Новосельцев А. П. «Мир истории» или «миф истории»? // Вопр. исто­рии. 1993. № 1. С. 23–30. URL: http://scepsis.ru/library/id_870.html/read

Петрухин В. «От тех варяг прозвася…»: Русь: имя и история // Ро­дина. 1997. № 10. С. 12–16.

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопр. истории. 2008. № 9. С. 70–82 .

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопр. истории. 2006. № 9. С. 67-86.

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопр. истории. 2007. № 3. С. 50–69.

Пчелов Е. В. Рюрик. М., 2010. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/317298/read

Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. М., 2001. URL: http://lib.rus.ec/b/264795/read

Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/89226/read

Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечеств. история. 1998. № 4.

Скрынников Р. Г. Древняя Русь: Летописные мифы и действитель­ность // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 3–13.

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2)/С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. М., 1999. ИвГУ: 63.3(2)/С471.

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read

Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. ИвГУ:63.3(2)/У774.

Федосеев Ю. Г. Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда. М., 2006. URL: http://lib.rus.ec/b/144932/read

Фёдорова О. П. Допетровская Русь. Исторические портреты. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/193181/read

Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь. М., 2005. URL: http://lib.rus.ec/b/193737/read

Фомин В. В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопр. исто­рии. 2005. № 8. С. 21–35.

Фомин В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечеств. история. 2008. № 2. С. 170–189.

Фомин В. В. Открытый разговор о варяжской Руси // Отечеств. ис­то­рия. 2004. № 1. С. 206–210.

Фомин В. В. «Скандинавомания» и её небылицы // Родина. 2009. № 10. С. 98–101.

Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси // Вопр. ис­тории. 2004. № 8. С. 149–163.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read

Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о при­звании ва­рягов // Вопр. истории. 1991. № 6. С. 3–12. URL: http://lib.rus.ec/b/245369/read

Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. М., 2003. URL: http://www.fictionbook.ru/

Шмурло Е. Ф. Курс русской истории: В 4 т. СПб., 2000. Т. 1: Воз­никнове­ние и образование Русского государства. ИвГУ:63.3(2)/Ш754.

Яманов В. Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик // Вопр. истории. 2002. № 4. С. 127–137.

Интернет-ресурсы:

Хронос – всемирная история в Интернете.

URL: http://www.hronos.km.ru/

URL: http://lib.ru/~moshkow/; URL: http://lants.tellur.ru/history/

URL: http://lib.ololo.cc/