Тема 5. Речевые стратегии
Использование языка и речи в нейролингвистическом программировании. Поверхностная и глубинная структуры высказываний.
Способы работы с семантическим пространством человека. Намеренное изменение уровня или масштаба рассмотрения проблемы или противоречия. Раскрутки «вверх», «вниз» и «в сторону».
Структура мета-модели: сбор информации; расширение пределов; изменение значений. Сбор информации: опущенный референтный индекс; номинализация; неспецифические глаголы; опущение. Расширение пределов: модальные операторы; универсальные квантификаторы. Изменение значений: чтение мыслей; причинно-следственный эффект; утерянный перформатив; комплексный эквивалент. Конкретизаторы мета-модели. Основные вопросы мета-модели. Базовая фрактальная модель языка.
Преодоление комплексной эквивалентности. Техника «логического квадрата».
Понятие «рефрейминга». Два типа рефрейминга. Рефрейминг содержания и рефрейминг контекста. Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга. Генеративный рефрейминг как способ признания ценности и достоинства проблемы. Общая техника рефрейминга. Саморефрейминг внешних и внутренних проблем. Внутренний рефрейминг как средство своеобразной регуляции самооценки. Внешний рефрейминг как способ изменения видения проблемы.
Основная литература
1. Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. — М.: Флинта, 2001.
Рекомендуемая литература
1.Андреас Ст., Андреас Кон. Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами. — СПб.: Ювента, 1994.
2.Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. — М.: КСП, 2000.
3. Гордон Д. Терапевтические метафоры. — СПб: Белый кролик, 1995.
4. Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. М.: Модэк, 2001.
5. Дилтс Р. Фокусы языка. — СПб.: Питер, 2000.
6. Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной психотерапии. — М.: Класс, 2002.
7. Черепанова И. Ю. Дом колдуньи. — М.: КСП, 2003.