Традиционные круглые пяльцы.

Дайте определение вышивке как виду декоративно-прикладного искусства. Определите период возникновения искусства вышивания. Проанализируйте, как происходило развитие вышивки из поколения в поколение. Продемонстрируйте искусство вышивания на примере творческой работы.

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. На Руси крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое (скатерти, полотенца, головные уборы, подарки). Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос. В далекие времена каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке.

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.

 

Назовите элементы одежды белорусов, на которых располагалась вышивка. Опишите композиционное расположение узора на одежде и отдельных предметах убранства. Проанализируйте значение вышивки в белорусском народном костюме. Продемонстрируйте композиционное решение на примере творческой работы.

В конце XIX — начале XX в. объектом приложения народной вышивки в Белоруссии являлась как и в предшествующее время одежда и отдельные предметы убранства.

Среди орнаментированных вышивкой предметов женской одежды центральное место занимает сорочка с поликами, для обозначения которой в Белоруссии применялось в основном два термина: "сорочка" и "кашуля". Декор концентрировался на рукавах и поликах. Наиболее распространенным вариантом являлось размещение вышивки на плечевых вставках и верхней части рукава в виде нескольких поперечно расположенных полос. Композиционное расположение узора на рукавах, площадь, занимаемая вышивкой, находились в прямой зависимости от назначения сорочки и региональных особенностей. Вышивка присутствовала также на манжетах и воротнике. Превалирующим типом воротника сорочки с поликами был неширокий стоячий. Вышивка проходила по окружности воротника, размещалась вертикальной полосой по всей ширине манишки. Немногим уступал в распространенности отложной воротник и сопутствующее ему оформление "пазухі" в виде прямого нагрудного разреза. "Пазуха" нередко украшалась вышивкой по линиям разреза. Расположение вышивки на отложных "каунярах" отличалось заметным разнообразием. Иногда декорировались только углы, в других случаях бордюр проходил по наружному, изредка по верхнему внутреннему краю. В последнем случае сорочку носили с поднятым воротником (Волковысский, Каменецкий районы). Локальное бытование имели своеобразные по крою "брыжи" — воротники округлой формы (Восточное Полесье). Практиковалось также украшение вышивкой подола сорочки.

В целом, украшенная шитьем или узорным ткачеством сорочка бесспорно относится к тем предметам, которые с наибольшей яркостью представляют этническое своеобразие традиционного белорусского орнаментального текстиля. В традиционном комплексе женской одежды сорочка — один из самых устойчивых компонентов. Во многих регионах Белоруссии ее носили до 30—50-х гг. XX в., а в отдельных местах используют как праздничную и обрядовую одежду и в настоящее время. Сорочки без украшений бытовали в ряде районов северо-западной и центральной Белоруссии, а именно: в северных районах Гродненской и Минской обл. и западных районах Витебской обл.

Наряду с сорочкой важнейшей орнаментированной частью женского костюма являлся фартук, который завязывался на талии. Если в русской деревне данный вид одежды и соответствующий ему термин появился в конце XIX — начале XX в, то в Белоруссии фартук относится к давним видам одежды. Об этом свидетельствуют, в частности, письменные памятники ХV1 ХVШ вв., где данный термин фигурирует как вполне устоявшийся при описании одежды различных слоев населения. Традиционный белорусский фартук в зависимости от ширины полотна и местных особенностей шился из одного, чаще двух, в отдельных случаях и трех полотнищ. Декорировался он обычно одним или несколькими поперечными бордюрами, расположенными на подоле. Количество орнаментальных полос, их ширина, композиционное расположение, наличие или отсутствие декора на завязках, в области соединения полотнищ варьировалось в тех или иных регионах.

В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды - не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищённость, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы.

 

3.Назовите вышитые предметы, которые использовались в быту, обычаях и обрядах белорусов. Определите их назначение в жизни белорусов. Выявите различные области использования вышитых предметов. Выделите предназначение своей творческой работы.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым

return false">ссылка скрыта

Вышитый рушник доныне не потерял своего значения в быту. До сих пор им украшают интерьеры помещений, алтари и иконы в церквях. По прежнему он останется атрибутом народных обычаев и обрядов.

На рушнике несли новорожденного ребенка к кресту, на нем провожали человека в последний путь, перевязывали молодых на свадьбе, а затем, когда сын шел в жизненный путь, он нёс с собой благословение матери - «вышитый рушник». Фактически, вышитое полотенце - это родовой код судьбы, который передается от матери к сыну, который сопровождает сына по жизни, и в разных жизненных ситуациях позволяет снова и снова обратиться к закодированному таким способом содержанию.

4. Назовите материалы, необходимые для вышивки крестом. Определите основные требования к материалам для вышивки. Выявите взаимосвязь выбора материала для вышивки и способа вышивания, предназначения готовой работы. Выделите материалы, которые были использованы для создания творческой работы.

Назовите разновидности пялец. Определите назначение пялец в вышивке. Обоснуйте их выбор в зависимости от плотности ткани. Оцените целесообразность использования пялец для данной творческой работы.

Основная функция пяльцев-равномерное натяжение основы для вышивки. Если ткань будет хорошо натянута, то по ней будет проще вышивать, крестики выйдут ровными, к тому же использование пялец не позволит Вам перетянуть ткань.
Конструктивные решения пяльцев различны. Рассмотрим каждую из разновидностей,их достоинства и недостатки.

Традиционные круглые пяльцы.


Состоят из двух обручей, отличающихся по диаметру. Диаметр пяльцев находится в диапазоне от 10 до 30 см. По форме могут быть круглыми, овальными или даже квадратными, по типу материала-деревянные или пластмассовые.
Большинство вышивальщиц использует пяльцы с винтовым регулировочным зажимом.

Пользоваться ими очень просто: На обруч с меньшим диаметром накладывается ткань, сверху накладывается больший обруч (при этом винт должен быть ослаблен), далее ткань натягивают, а винт закручивают наполовину, затем снова натягивают ткань, и до упора закручивают винт.
Пяльцы с винтом более удобны, чем без оного: Во-первых, они подходят для ткани любой плотности. А во-вторых, не так нарушают структуру ткани и вышитых крестиков.

К круглым пяльцам также относят пяльцы-рамку, которая может использоваться, как окончательное оформление готовой работы.
Внутренний обруч таких пяльцев сделан из жесткой пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала.
Если вышивальщица намеревается использовать данный тип пяльцев, то нужно выбрать подходящие под готовый размер вышивки (с учетом припуска для отступа от краев) пяльцы-рамку. В процессе вышивания работу лучше не перемещать.

После окончания вышивка стирается, затем обратно вставляется в рамку, излишки ткани обрезаются или закрепляются с изнаночной стороны. Для того чтобы работу можно было повесить на стену имеется специальная петелька.

Традиционные пяльцы просты в использовании. Хорошее натяжение ткани. Мобильность процесса вышивки. Вы можете вышивать как в кресле перед телевизором, так и в дороге.

При использовании данного вида пялец натяжение может ослабляться, поэтому периодически придется подтягивать ткань. Если Вы взялись за вышивку больших размеров,то пяльцы придется переставлять, а это может вести к загрязнению вышивки, излому ткани и деформации уже вышитых крестиков. Как правило, большинство этих недостатков устраняется после стирки готовой работы.

В процессе вышивания с традиционными пяльцами одна рука постоянно занята. Чтобы этого избежать можно приобрести настольные или напольные пяльцы или отдельно подставку или штатив для уже имеющихся пяльцев.