II. Основная часть

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы.

Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.

Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, переплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчеркнул.

2. Закрепление знания о приставках.

Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно.

В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам.
Они позвали девочку Приставку.

На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые
слова.

Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3.Дифференциация предлогов и сходных приставок.

Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?


Зависело б от мыла -

Веснушки я б отмыла.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки прыг за печь.


4.Соотнесение предлогов и приставок с символамидля обозначения на письме. Дифференциация предлогов и приставок.

5.Физминутка.

Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом - разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой - хлопните в ладоши.

Логопед медленно читает слова с предлогами и с приставками, а дети выполняют движения.

Слова: входить, написать, измерить, на стене, у друга, про маму, проехать, по дороге, подарить...

6. Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие имения строить словосочетание.
Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика (запись на карточках). Составьте словосочетания и назовите слова с приставками и предлогами.

(НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ

(В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ

(ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА

(ОТ)МЫЛА (В)КОМНАТУ

(ЗА)БЕЖАЛ (НА)ДОСКЕ

(СО)СКОЧИЛ (ПО)РЕКЕ

(НА)КРОШИЛ (ЗА)УГОЛ

7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.

8. Работа по языковому анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.
Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.

- Змей ...цепился ... ветку.

- ... стол кто-то ...крошил.

- Мальчик ...бежал ...остановки.

- Всадник ...вязал лошадь ...дерева.