III. Итог занятия

Логопед: Вы отлично справились со всеми заданиями. Обитатели зоопарка приготовили вам угощение. Рассмотрите картинки и поднимите столько пальцев, сколько слогов в названии предмета.

Картинки: виноград, апельсин, клюква, яблоко, клубника, мед, банан.

Дети называют слова и показывают на пальцах количество слогов.

ЗАНЯТИЕ 27

Тема: Ударение.

Цели и задачи:

познакомить детей с ударением и его ролью в слове, ударной гласной и ударным слогом;

работать над интонацией;

учить соотнесению слов с ритмическими схемами;

тренировать в определении ударной гласной и ударного слога;

развивать логическое мышление.

Оборудование:карточки со словами; изображение волшебника Ударения; предметные картинки; свечи (на каждого ребенка); ритмические схемы слов; альбомы.

Ход занятия

/. Оргмомент

1. Закрепление умения слогового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте пропущенные слоги и прочтите слова (работа по карточкам).
АР-... ЛОД-... ...-ВУЗ ...-ТИК

КО-... - ... ЛО-...-... МА-...-...

//. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Послушайте сказку о волшебнике Ударении.

Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не задавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?

- Кто вы такие? Как это я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.

Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?

Но тут на середину зала вышел замок.

- Я тебя не боюсь, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.

Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А - замок превратился в древний замок. Ахнули слова.

Вдруг из толпы вышли гвоздики.

- Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные бревна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!

Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И - гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.

«Хватит, хватит, довольно! - закричали испуганные слова. - Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и проносим свои извинения!»

Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас, исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова - плохо дело! Отвели волшебника на почетное место среди гостей, обещали никогда о нем не забывать. А вы всегда помните об ударении в словах? Всегда относитесь к нему с должным уважением?

2.Работа со словами-омографами.

Логопед: Припомните из сказки пары слов и назовите их (логопед выставляет картинки по ходу называния пар слов). Запишите слова парами и поставьте ударение.

3.Закрепление знаний об ударной гласной.

Логопед раздает детям свечки на специальных тарелочках и зажигает их.

Логопед: Произнесите слова, повторив их за логопедом, и посмотрите, что происходит с пламенем свечи. (На ударной гласной пламя отклоняется сильнее, чем обычно.)

Вывод: для произнесения ударной гласной требуется больше силы и порция выдыхаемого воздуха мощнее;

4.Тренировка в выделении ударной гласной в словах.
Логопед: Отгадайте загадки и запишите отгадки. Определите место волшебника Ударения в словах.


Всегда во рту, а не проглотить.

(Язык)

Начинает он копать,

Заменяет сто лопат. (Экскаватор)

Белый, а не снег, сладкий, а не мёд.

(Сахар)

Дом по улице идет,

На работу нас везет

На железных круглых ножках

И в резиновых сапожках. (Автобус)

Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много черных пятен.

(Леопард)

Кто с высоких тонких сосен

На детишек шишку бросил? (Белка)

Кто ходит задом наперед. (Рак)


Логопед: В каком слове ударение ставить не надо? Почему?

5. Закрепление знаний о ритмической схеме слова (задание 1. с. 43).

Логопед: Волшебник Ударение хочет познакомить вас с ритмической схемой слова, она поможет вам разобраться с представленными словами. (Логопед объясняет, что ударная гласная будет на схеме обозначаться — X, а безударная - х.)

Логопед: Соедините линиями-дорожками каждое слово и его ритмическую схему.

Схемы у детей:

Слова: ХОБОТ, ЛЕЙКА, САМОВАР, ДИВАН, ПОВАР, ВЕШАЛКА, КАРАНДАШ, ПОДСОЛНУХ, Р ИСОВОД*, ГРАЖДАНИН*.

6. Физминутка.

Логопед: Послушайте и прохлопайте слова, выделив голосом и силой хлопка ударный слог.

Слова: пеНАЛ, наСОС, КОМната, ДОмики, коРОва, кориДОР, череПАха.

7. Тренировка в выделении ударного слога в словах на уровне предложения. Закрепление знаний о слоговом синтезе слов.
Логопед: Прочитайте предложения из ударных слогов каждого слова (запись на карточках).

- ДОмики, коРОва, ноГА, поШЛА, МИна, МОлоко, ЛЕна, коСА (Дорога шла мимо леса.);

- МАма, ШАпочка, Ухо, БЕрег, ЖАба скаЛА, ОТмель, МЕДленно, ВЕник, лошаДЕЙ (Маша убежала от медведей.);

- НАша, ЛИСтья, свисТОК, ЛИля, ЛИпа, Ива, СЕно, скаЛА, ЖАкет, БАбушка. (На листок лилии села жаба.)

Логопед: Запишите предложения и проставьте ударение всловах.