Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического стационара, и его особенности его соблюдения в различных подразделения и помещениях.
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых ЛПО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, в шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала. Санузлы обеспечиваются туалетной бумагой, средствами для мытья рук. Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок. Вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений чистоты класса А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания. В целях поддержания комфортной температуры воздуха в кабинетах врачей, палатах, административных и вспомогательных помещениях допускается применение сплит-систем (системы кондиционирования воздуха), при условии проведения очистки и дезинфекции фильтров и камеры теплообменника в соответствии с рекомендациями производителя, но не реже одного раза в 3 месяца. Допускается также использование для этих целей панели лучистого тепла (охлаждения). Содержание лекарственных средств в воздухе операционных, родовых палат, палат интенсивной терапии, реанимации, процедурных, перевязочных и других аналогичных помещений лечебных учреждений не должны превышать предельно допустимые концентрации. Уровни бактериальной обсемененности воздушной среды помещений, в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты, не должны превышать допустимые. Рабочие места в помещениях, где проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных химических веществ (работа с цитостатиками, психотропными веществами, метилметакрилатами, фенолами и формальдегидами, органическими растворителями, анилиновыми красителями и другими), должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и другие устройства должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается. Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже 1 раза в месяц, а воздухозаборных шахт не реже 1 раза в полгода. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции предусматривается не реже 1 раза в год. Устранение текущих неисправностей, дефектов проводится безотлагательно. Продухи чердачных и подвальных помещений должны быть защищены от проникновения грызунов, птиц и синантропных насекомых (насекомые, живущие в окружающей среде человека - тараканы, муравьи и т.д.). Независимо от принятой системы вентиляции рекомендуется проветривание палат не менее 4 раз в сутки по 15 минут. Администрацией организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и персонала должны иметь естественное освещение. Во врачебных смотровых кабинетах необходимо устанавливать настенные или переносные светильники для осмотра больного со спектром света, приближенным к дневному. В целях обеспечения нормативных параметров искусственной освещенности рабочие места персонала оборудуются светильниками местного освещения.
Расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м. Расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах, а также между торцами коек и стеной в 2 - 3-коечных палатах должно быть не менее 1,2 м. Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м, а в детских палатах и палатах восстановительного лечения - не менее 1,2 м. В палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек, а также шкаф для хранения личных вещей пациентов. Размещение оборудования и мебели в помещениях должно обеспечивать и свободный доступ к пациенту, и доступность для уборки, эксплуатации и обслуживания. Рабочие места персонала должны быть устроены с учетом эргономических требований. Лечебно-диагностическое оборудование, не требующее специальных условий размещения и используемое в ходе приема врача, может быть установлено непосредственно в его кабинете (например: физиотерапевтическое оборудование в кабинете косметологии терапевтической, аппарат ЭКГ в кабинете терапевта/кардиолога, аппарат УЗИ в кабинете гинеколога). Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой механизации (каталками, креслами-каталками, тележками для лекарств, белья, пищи, отходов) в необходимом количестве в зависимости от коечной вместимости и профиля отделения. Кладовые для хранения белья оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подборки и сортировки белья, а при необходимости - приемными люками, пандусами или подъемными механизмами. Поверхность сидений (стулья, скамьи, банкетки, др.) для пациентов и персонала должна быть изготовлена из материалов с низкой теплопроводностью. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Минимальную площадь палат лечебных организаций
┌────┬─────────────────────────────────────────────────────┬──────────────┐
│N N │ Наименование помещений │ Площадь (м2) │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │1. Площади на одну койку в палатах различного │ │
│ │назначения и вместимости │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │1.1. Палаты на одну койку │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│1 │Для детей до 7 лет, с круглосуточным пребыванием │12 │
│ │матерей │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│2 │Для взрослых или детей старше 7 лет, с сопровождающим│14 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│3 │Интенсивной терапии, реанимации │13 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │2. Консультативные, лечебные, диагностические │ │
│ │помещения, помещения восстановительного лечения, │ │
│ │общие для разных структурных подразделений │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│4 │Кабинет врача (фельдшера) для приема взрослых │12 │
│ │пациентов (без специализированных кресел, аппаратных │ │
│ │методов диагностики, лечения и парентеральных │ │
│ │вмешательств), кабинет предрейсовых/послерейсовых │ │
│ │осмотров │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│5 │Кабинет врача (фельдшера) для приема детей (без │15 │
│ │специализированных кресел, аппаратных методов │ │
│ │диагностики, лечения и парентеральных вмешательств) │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│6 │Кабинет врача, со специально оборудованным рабочим │18 │
│ │местом (гинеколог, уролог, проктолог, офтальмолог, │ │
│ │оториноларинголог, генетик и др.) │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│7 │Манипуляционная, смотровая с аппаратными методами │16 │
│ │диагностики и лечения, в том числе при кабинете │ │
│ │врача-специалиста │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│8 │Перевязочная │18 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│9 │Процедурная для внутривенных вливаний, забора │12 │
│ │венозной крови, внутримышечных, внутрикожных │ │
│ │инъекций, экстракорпоральной гемокоррекции, │ │
│ │прививочный кабинет, процедурная врача-косметолога с │ │
│ │парентеральными вмешательствами │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│10 │Малая операционная │24 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│11 │Предоперационная при малой операционной │6 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│12 │Шлюз при малой операционной │4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│13 │Помещение (с туалетом) для временного пребывания │6 на 1 место, │
│ │пациента после амбулаторных оперативных вмешательств │но не менее 9 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│14 │Кабинеты электросветолечения, теплолечения, лазерной │6 на 1 место, │
│ │терапии, магнитотерапии, кислородной терапии, │но не менее 12│
│ │иглорефлексотерапии, лечения электросном и др. │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│15 │Кабинет грязелечения, ванный зал │8 на 1 место │
│ │ │(ванну), но не│
│ │ │менее 12 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │3. Специфические помещения отдельных структурных │ │
│ │подразделений │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │3.1. Приемные отделения │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│16 │Фильтр-бокс детских поликлиник, приемно-смотровой │15 │
│ │бокс стационаров │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│17 │Санитарный пропускник для пациентов │8 (с душем) │
│ │ │12 (с ванной) │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│18 │Помещение (место) для хранения каталок и кресел- │2 на каталку │
│ │колясок │1 на кресло- │
│ │ │коляску, но │
│ │ │не менее 6 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│19 │Помещение временного хранения вещей больных │0,3 на 1 │
│ │ │койку, но не │
│ │ │менее 6 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│20 │Предреанимационная │12 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│21 │Реанимационный зал │30 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │3.2. Прочие помещения палатных отделений │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│22 │Комната для игр детей, помещение дневного пребывания │0,8 на койку, │
│ │для детей и взрослых │но не менее 12│
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│23 │Пост дежурной медицинской сестры │6 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│24 │Буфетная с оборудованием для мойки столовой посуды │15 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│25 │Столовая для больных │1,2 на 1 │
│ │ │посадочное │
│ │ │место │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│26 │Столовая для больных на креслах-колясках │2,5 на 1 │
│ │ │посадочное │
│ │ │место │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│27 │Шлюз при палате │3 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│28 │Туалет с умывальником при палате │3 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│29 │Душевая при палате │3 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│30 │Санузел (туалет, умывальник, душ) │6 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│31 │Ванная с подъемником │12 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│32 │Клизменная │8 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│ │3.3. Операционные блоки, отделения реанимации и │ │
│ │интенсивной терапии │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│33 │Операционная общепрофильная (в т.ч. эндоскопическая и│36 │
│ │лапароскопическая) │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│34 │Операционная для проведения ортопедо- │42 │
│ │травматологических и нейрохирургических операций │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│35 │Операционная для проведения операций на сердце с │48 │
│ │использованием АИК, рентгеноперационная │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│36 │Предоперационная для одной общепрофильной │10 │
│ │операционной │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│37 │Предоперационная для двух общепрофильных (одной │12 │
│ │специализированной) операционных │ │
│38 │Помещение подготовки больного, наркозная │12 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│39 │Инструментально-материальная, помещения для хранения │4 на каждую │
│ │стерильного, шовного материалов, растворов │операционную, │
│ │ │но не менее 10│
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│40 │Стерилизационная для экстренной стерилизации │10 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│41 │Помещение разборки и мытья инструментов, в том числе │10, плюс 2 на │
│ │эндоскопического оборудования │каждую │
│ │ │операционную │
│ │ │свыше 4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│42 │Помещение для мойки и обеззараживания наркозно- │12, плюс 2 на │
│ │дыхательной аппаратуры │каждую │
│ │ │операционную │
│ │ │выше 4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│43 │Кладовая наркозно-дыхательной аппаратуры │8, плюс 2 на │
│ │ │каждую │
│ │ │операционную │
│ │ │свыше 4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│44 │Помещение для хранения и подготовки крови и │8 │
│ │кровезаменителей к переливанию │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│45 │Туалет с умывальником для персонала │3 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│46 │Душ для персонала │3 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│47 │Помещение временного хранения грязного белья │4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│48 │Помещение хранения предметов уборки и дезинфицирующих│4 │
│ │растворов │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│49 │Помещение временного хранения медицинских отходов │4 │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│50 │Санитарная комната (временное хранение грязного │8 │
│ │белья, мед. отходов, мойка суден) │ │
├────┼─────────────────────────────────────────────────────┼──────────────┤
│51 │Помещение для хранения передвижного рентгеновского │8 │
│ │аппарата, переносной аппаратуры │ │
└────┴─────────────────────────────────────────────────────┴──────────────┘
Палатная секция должна быть непроходной. При входе в палатное отделение/палатную секцию следует предусматривать шлюз. Количество коек в палатной секции определяется заданием на проектирование. Вместимость палат, следует принимать не более 4 коек. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 процедурных. В палатных отделениях оборудуется буфетная с моечной для столовой посуды. Столовая предусматривается заданием на проектирование. По заданию на проектирование для тяжело больных могут предусматриваться ванные комнаты с подъемниками и другим специальным оборудованием, предназначенным для гигиенической обработки больных. При проектировании отделений для инвалидов-колясочников, кроме настоящих правил, следует руководствоваться санитарными правилами, устанавливающими гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы и другими действующими нормативными документами. В санитарных комнатах следует предусматривать место для установки судномоечной машины (утилизатора).
В дневных стационарах с продолжительностью пребывания пациентов более 4 часов предусматривается помещение для подогрева и приема пищи. В дневных стационарах при хосписах, а также при учреждениях психиатрического и психо-неврологического профилей количество коек может быть меньше количества мест за счет оборудования вместо палат помещений для отдыха больных.
Палатные отделения стационара для лечения детей:
· В стенах и перегородках, отделяющих детские палаты (без матерей) от коридоров, а также в стенах и перегородках между палатами для детей в возрасте до 7 лет следует предусматривать остекленные проемы, размеры которых определяются заданием на проектирование.
· Вместимость палат для детей до 1 года (кроме новорожденных) должна быть не более чем на 2 койки. Палаты объединяются в отсеки, не более чем по 8 коек.
· В отделениях второго этапа выхаживания и отделений для детей до 3 лет предусматриваются палаты для совместного круглосуточного пребывания матерей, фильтр для их профилактического осмотра и переодевания, а также помещения для отдыха и приема пищи приходящих родителей.
· В детских палатах кровать для матери или другого сопровождающего лица может устанавливаться без соблюдения требования трехстороннего подхода.
· В детских отделениях стационара предусматриваются помещения для обучения и игровые комнаты.
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки. Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах. Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:
- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);
- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;
- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек. Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.
Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов. При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.
Для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства. Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств.
С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:
- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;
- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;
- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.
Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения. Персонал клининговых компаний при проведении уборки должен соблюдать настоящие правила. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются. В стационарах предусматриваются центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха. Процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть механизированы. Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.
После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. Дезинфекционной обработке подлежат кровать и тумбочка пациента. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение. В строящихся и реконструируемых лечебных организациях рекомендуется устройство пунктов обработки кроватей с последующей комплектацией постельными принадлежностями. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено. В случае необходимости проведения ремонта в действующем здании допускается проведение ремонтных работ при обеспечении надежной изоляции функционирующих помещений (в том числе технических) от ремонтируемых. При ремонте пищеблоков питание пациентов и персонала обеспечивается другими организациями общественного питания, имеющими разрешение на приготовление лечебного питания.
В отделениях лечебной организации не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами специализированными организациями.
Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности осуществляются в соответствии с санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами. Урны, установленные для сбора мусора у входов в здания и на территории (через каждые 50 м), должны очищаться от мусора ежедневно и содержаться в чистоте. Лечебная организация должна быть обеспечена необходимым количеством технологического оборудования для обращения с отходами разных классов опасности (стойки-тележеки, пакеты, мешки, контейнеры, в том числе непрокалываемые, и другое).
Требования к правилам личной гигиены пациентов
При поступлении в стационар пациенты, при необходимости, проходят санитарную обработку в приемном отделении, включающую: принятие душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки больному выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личная одежда и обувь оставляется в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передается его родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционными заболеваниями должна подвергаться камерной дезинфекции в случаях, предусмотренных санитарными правилами. В отделении больному выдается мыло, полотенце, стакан (чашка, кружка), при необходимости - поильник, плевательница, подкладное судно с подставкой. Разрешается использовать собственные предметы личной гигиены.
Гигиеническая обработка больных (при отсутствии медицинских противопоказаний) должна осуществляться не реже 1 раза в 7 дней с отметкой в истории болезни. Гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание полости рта и т.д.) проводится утром, а также после приема пищи и при загрязнении тела. Периодически должны быть организованы стрижка и бритье больных. Смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Перед возвращением пациента в палату после операции производится обязательная смена белья. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран. В операционных, акушерских стационарах (родильных блоках и других помещениях с асептическим режимом, а также в палатах для новорожденных) должно применяться стерильное белье. Для новорожденных допускается использование памперсов. При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым.
Требования к организации питания пациентов
Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией. Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам. Поточность технологического процесса приготовления блюд должна исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится органолептическая оценка и делается запись в журнале бракеража продукции. Продукты следует хранить по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. В холодильных камерах/холодильниках должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить отдельно. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
Контрольные вопросы и ответы:
- Что такое медицинская деонтология?
Это учение о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и
правилах поведения медицинского работника по отношению к больному. Деонтология является частью врачебной этики и представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической профессиональной деятельностью врача. К медицинской деонтологи примыкают такие проблемы, как врачебная тайна, врачебная ошибка, эвнатазия, право эксперимента на себе, производство медицинского вмешательства без согласия больного, эксперимента на людях, морально-этические проблемы пересадки органов, генной инженерии, знахарство, народная и нетрадиционная медицина и др.
- Дайте характеристику медицинской этике.
Это специфическое проявление общей этики в деятельности врача. Это наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников. Это наука, помогающая выработать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях.
- Что такое врачебная тайна?
Это неразглашение медицинскими работниками ставших им известными в силу использования профессиональных обязанностей сведений о болезни, интимной и семейной жизни пациента.
- Для чего необходимо соблюдение врачебной тайны?
• Для защиты внутреннего мира человека, его автономии;
• для охраны от манипуляций со стороны внешних сил;
• для защиты социальных и экономических интересов личности;
• для создания основы доверительности и откровенности взаимоотношений “врач — пациент”;
• для поддержания престижа медицинской профессии.
— Является ли информированное добровольное согласие пациента (или доверенных