II. Основная часть
1.Знакомство с героями занятия (задание 3. с. 30-31).
Логопед: Составьте имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж - Ш.
Ряды картинок:
- жук, оса, ракушка, аист (Жора);
- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
Логопед: Герои сегодняшнего занятия — жук Жора и букашка Маша.
2.Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте сказку и запомните слова со звуками Ж - Ш. Назовите слова для жука и букашки.
«Жили-были жук Жора и букашка Машка. Один раз Жора упал с дерева - ушиб лапку и повредил крылышко. Машка полетела за доктором - желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой.
Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».
3.Закрепление знаний норм орфографии.
Логопед: Запишите (запись на доске) по памяти слова со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Машки, распределив их в два столбика.
Логопед вместе с детьми разбирает написание слов: жужелица, прожужжала, шиповник, ухаживала, желтокрылая...
4.Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога (задание 4. с. 31).
Логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все еще напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам — составьте и запишите слоги с буквами Ж — Ш.
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю, Е.
5.Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова (задание 5. с. 31).
Логопед: А теперь помогите Машке сорвать листочки с кустов. Прочитайте записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Запишите эти слова в два столбика, выделите буквы Ж - Ш.
На листочках по слогам записаны следующие слова: кружева, машина, этажи, багаж, шоколад, школа, железо.
6.Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания (задание 6. с. 32).
Логопед: После лечения Машка и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж - Ш.
ШОВ ЗМЕИНАЯ
КАРАНДАШИ ГРУБЫЙ
КОЖА ЦВЕТНЫЕ
ШТАНИШКИ ТИХИЙ
ШОРОХ КОРОТКИЕ
7.Психогимнастика.
Логопед: После тяжелой работы насекомые решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника. Муравьи предложили поиграть в такую игру: кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, получит сладкий приз от тетушки пчелы. Жук и букашка согласились, к тому же они сильно проголодались за время работы. Итак:
- ты стал кислым как лимон;
- ты превратился в хитрую лисичку;
- ты стал колючим и сердитым ежиком;
- а теперь ты превратился в ласковое летнее солнышко.
8. Развитие языкового анализа и синтезана уровне текста (задание 7,с. 32).
Логопед: Тетушка пчела не смогла выбрать лучшего, потому что все были хороши! Она всех угостила медом! Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве странное
объявление. Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное вами связным текстом? Почему? Запишите предложения так, чтобы получился рассказ. Выделите в
словах буквы Ж - Ш.
Учащиеся первого класса выполняют задание устно, учащиеся второго и третьего класса - письменно.
- Однажды мы гуляли с товарищем в лесу.
- Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок.
- Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки.
- Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там.
- Так ежик делал свои запасы.
- По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках.
- Потом ежик опять побежал в укрытие.
- Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог.
Исправленный текст:
Однажды мы гуляли с товарищем в лесу. По дорожке бежал ежик с яблоками на иголках. Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там. Потом подбежал к куче яблок и стал накалывать яблоки. Он старался наколоть себе на иголки как можно больше яблок. Потом ежик опять побежал в укрытие. Он перевернулся на спинку и сбросил яблоко в стог. Так ежик делал свои запасы.