II. Основная часть
1. Развитие словаря. Подбор слов-действий к словам-предметам.
Логопед: Мельник умер и оставил старшему сыну мельницу, среднему - осла, а младшему - кота. Но младший сын огорчен - он не знает, что делать с наследством. Подумайте и скажите, в чем ему может помочь кот.
Приблизительный перечень действий кота. Кот может: ловить крыс и мышей, ловить рыбу в пруду, мурлыкать на ухо, ласкаться и веселить хозяина, согревать его в холодную погоду, прижимаясь теплым пушистым боком к нога хозяина, ... и т.д.
2.Знакомство со стилизованным изображением букв Г -К (задание 1,с.21).
Логопед: Однажды хозяину стало очень грустно, и он попросил кота развеселить его. И тут коту пришла на ум такая мысль: он взял буквы Г - К и нарисовал их похожими на какие-либо предметы. Найдите на рисунках кота все буквы Г - К
3.Запись слов-названий картинок с указанием места букв Г - К в словах.
4.Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Хозяин кота очень не любил работать, да и делать он ничего толком не умел. Поэтому скоро этот человек почувствовал сильное чувство голода. Он позвал своего питомца и попросил того раздобыть какую-либо еду. Кот отличался большой сообразительностью и, подумав немного, вскоре принес пару куропаток. Разложите «куропаток» в горшочки, да так, чтобы получились из слогов слова. Запишите слова, поделив их на слоги.
Слоги: НО, КИ, ГИ, СЕТ, КА, РЯ, СНЕ, РИ, КУ, ЦА.
Приблизительный перечень слов: ноги, кино, кисет, сетка, гиря, снегири, курица.
5.Развитие временных представлений.
Логопед: Кот приготовил своему хозяину вкусные кушанья. Но животному сложно разобраться, когда что нужно подавать. Прочтите название времени приемов пищи и названия частей суток и расставьте их по порядку.
Карточки со словами: ужин, полдник, обед, завтрак; утро, день, вечер, полдень.
6.Физминутка.
Логопед: Кот и его хозяин, плотно пообедав, решили немного отдохнуть. Кот предлагает интересную игру: составлять из палочек или спичек фигуры и предметы. А затем, немного подумав, превращать одни фигуры в другие.
7. Работа по развитию логического мышления (задание 2. с. 21).
Логопед: Прослышал младший брат про то, что король ищет подходящего жениха для своей дочери. Посылает он к нему кота с подарками.
Подумайте и скажите, что мог кот отправить королю в подарок для принцессы? (Кольцо, цветок, карету, букет гвоздик, коня, колье...)
Помогите Коту в сапогах доставить подарки к королю во дворец: отгадайте ребусы. Запишите слова-отгадки. Выделите в них буквы Г - К.
8. Работа по развитию навыков звукового анализана уровне словосочетаний.
Логопед: Но кот решил поступить по-другому: он оставил подарки дома, а сам поймал двух жирных кроликов и понес их королю.
Логопед выставляет на доску изображения двух кроликов, на груди одного записана буква Г, на груди другого - К.
Логопед: Прочитайте слова (запись на доске) к распределите их в два столбика.
Слова: колесница, вагон, гамак, санки, телега, тачанка, упряжка собак, повозка, тройка лошадей.
Логопед: Какие слова можно объединить в одну группу, почему? Какое слово лишнее? Почему?
9. Работа по обобщению.
Логопед: Королю очень понравились подарки от неизвестного поклонника принцессы. Он захотел с ним познакомиться. И вот королевская свита отправилась в гости к Маркизу Карабасу - так его представил кот. На пути им встретились работники, которые убирали в поле пшеницу. Хитрый кот успел подговорить работников, научив их, как отвечать на вопросы короля. Те согласились помочь хитрому Коту и его хозяину, но с условием: Кот должен отгадать загадки и записать отгадки (запись на доске), указав в словах место букв Г - К.
Колосится в поле рожь... Топили, сушили,
Там во ржи цветок найдешь Колотили, рвали,
Ярко-синий и пушистый, Крутили, ткали,
Только жаль, он не душистый. На стол клали.
(Василёк) (Лен)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница)
10. Работа по развитию звукового анализа на уровне словосочетания (задание 3. с. 22).
Логопед: Впереди виднеется красивый сад. Королевская свита решила сделать привал. Король и его дочь любуются деревьями и цветами, собирают ягоды и фрукты. Навстречу идут садоводы. Они уже знают, что нужно отвечать в случае, если король спросит их о владельце этого прекрасного сада.
«Подберите» в саду маркиза Карабаса к каждому яблоку для пары грушу так, чтобы можно было прочесть словосочетания типа «прилагательное 4- существительное». Запишите словосочетания и укажите в словах буквы занятия.
Слова - предметы | Слова-признаки |
(записаны на грушах) | (записаны на яблоках) |
КРАСНАЯ | ВАРЕЖКИ |
КРУГЛОЕ | МОРКОВЬ |
СОЧНАЯ | ШАПКА |
ТЯЖЕЛЫЕ | ЗЕРКАЛО |
МОХНАТЫЕ | ТРАВА |
ЗЕЛЕНАЯ | ГИРИ |
11.Развитие языкового анализа на уровне предложения (задание 4. с. 20).
Логопед: Пока гости были в пути, Кот в сапогах встретился с настоящим хозяином дворца - Людоедом. Людоед по просьбе Кота превратился в маленькую мышку, которая начала быстро бегать по полу. Помогите Коту поймать мышку-Людоеда: соедините части предложений стрелками.
Кеша купил ... ... сели на калитку.
Катя кормила ... ... жёлтая канарейка.
Галка и сорока ... ... мы видели фламинго.
На ветку рябины ... ... волнистого попугая.
В зоопарке на пруду ... ...серых голубей.
В клетке заливалась ... ... сели снегири.
12.Развитие языкового анализа на уровне текста.
Логопед: Пока гости любовались садом, кот справился с Людоедом, и теперь замок принадлежит маркизу Карабасу. Новый хозяин приглашает всех внутрь. Все любуются прекрасным замком, его богатством и роскошью. А маркиз тихонько благодарит кота. Вскоре сыграли пышную свадьбу. Кот, маркиз и его жена остались жить в замке. Коту выдали огромную медаль, на которой было записано: ЗА ОГРОМНЫЕ ЗАСЛУГИ: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ МОЕМУ ДРУГУ! Давайте вместе припомним путешествие, которое мы совершили на занятии вместе с героями сказки и запишем небольшой рассказ (запись на доске), указав в словах наличие и место букв занятия.
Ш. Итог занятия
Логопед: Прочитайте свои рассказы и назовите слова с буквой Г, затем с буквой К.