II. Основная часть

1. Сравнение букв по начертанию. Соотнесение букв со звуками М - М' — Н — Н' и символами для их обозначения на письме.

2.Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 18).
Логопед: Рассмотрите представленные картинки и определите, из какой сказки они пришли и как их зовут.

Картинки: Настенька, Морозко, мачеха, Марфушка.

3.Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога (задание 3. с. 18).

Логопед: Вы так быстро отгадали героев занятия и название сказки, из которой они пришли, что персонажи сказки решили побыть на нашем занятии и посмотреть, как мы
учимся находить в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях согласные буквы М - Н.

Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения? Не успеет бедная девушка с одной работой справиться, а ее уже новая ждет. Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы - составьте слоги с согласными М - Н. Запишите их и укажите наличие и место изучаемых букв в слове.

Слоги: мы - ны, ам - ан, мо - но, ин - им, ым - ын.

4.Активизация словаря действий.

Логопед: Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка. Вспомните и запишите (запись на доске), что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв занятия.

Приблизительный перечень слов: метет, носит воду, кормит скотину, накрывает на стол, моет пол, посуду.

5.Активизация словаря признаков (задание 4. с. 18).

Логопед: Недовольна мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Задумала она погубить Настеньку и просит старика отвезти дочку в лес. Долго горевал старик,
да перечить не стал. Повез любимую дочь в лес и оставил ее там. Подберите признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М - Н.

Настенька (какая?) - ...

Мачеха (какая?) - ...

Марфушка (какая?) - ...

6.Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 18).
Логопед: Сидит бедняжка под сосной и плачет. Смотрит, а вокруг мороз балуется - на соснах и на елях узоры рисует. Присмотрелась Настенька и смогла разглядеть в узорах
разные предметы. Рассмотрите предметы и запишите их названия. Укажите место букв в словах.

Наложенные изображения: веник, ножницы, молоток, лампочка, нитки.

7.Развитие слогового анализа и синтеза на уровне словосочетаний (задание 6, с. 19).

Логопед: А вот и сам Морозко показался. Рассказала ему Настенька свою историю. Сжалился старик над девушкой и пригласил в свой дом. Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце. Просится она у Мороза домой. Не хочется старику отпускать девушку, уж больно привык к ней, привязался, как к
родной дочери, да делать нечего. Составьте словосочетания: подберите признаки и действия к словам - и Морозко отпустит Настеньку.

Дети подбирают слова-действия и слова-признаки к существительным «солнце», «мороз», «ветер».

8.Физминутка.

Логопед: Далек путь девушки в родительский дом. Пока она добирается - выполним зарядку.
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и скакать.

9.Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 7. с. 19).

Логопед: Вот и дом отца виднеется. Много подарков везет Настенька. Не помнит девушка зла, причиненного ей злой мачехой и сестрой. Собрался вокруг народ. Все дивятся: как это Настенька выжила в лесу зимой, да еще подарки привез ла. Рассказала им девушка о том, как выгнала ее мачеха из дома, о Морозке и о его доброте. Стыдно стало старухе-мачехе. Просит она у всех прощения. Простим ее? Пусть выполнит задание. Прочтите вместе с мачехой стихотворение Морозко и дополните последнюю строку словом с буквой Н или М. Запишите и укажите место изучаемых букв в словах.
Ветры, бури, урага_ы! В облаках трубите гро_ко,

Дуйте, что есть очи! Вейтесь над зе_лёю,

Вихри, бури и бура_ы Пусть бежит в полях позё_ка

Разыграйтесь к (очи)! Белою (з_еёю).