II. Основная часть
I. 'Знакомство с темой занятия.
Логопед: Послушайте стихотворения и назовите гласную, о которой идет речь.
На арене укротитель -
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри, что получилось:
Получилась буква Ю.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
3. Соотнесение буквы Ю с символом (задание 1, с. 11).
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, а в каких случаях буква Ю обозначает один звук, а в каких два.
4.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Впишите буквы Ю в слова и отгадайте имена героев занятия (пособие «Полубуковки», имена: Юра, Юля).
5.Закрепление знаний о правописании собственных имен существительных.
Логопед: Вспомните и запишите (запись на доске) имена, в которых встречается буква Ю. (Нюра, Люда, Люся, Катюша, Андрюша, Ксюш...)
6. Развитие логического мышления (задание 2. с. 11).
Логопед: Отгадайте ребусы вместе с Юрой и Юлей. (Юннаты, вьюга, парашют.)
7. Закрепление навыков употребления глаголов настоящего времени в первом лице.
Логопед: Заполните таблички (запись на карточках) для Юры и Юли, изменив слова по образцу. Образец: танцевать - я танцую
петь - ... играть - ... лаять - ... выключать -...
клевать - ... учить - ... болеть - ... любить - ...
Логопед: Какая пара слов лишняя? (Учить - учу.) Почему? (В этих словах нет буквы Ю.)
8.Физминутка.
Собирайтесь, звери, в стаю, | Круговые движения руками к себе. |
Я вас всех пересчитаю. Серый волк, лиса, барсук, Куцых зайцев сорок штук. | Показывая пальцем на каждого. |
И другой народец мелкий — Галок, соек и ворон | Загибая пальцы на левой руке. |
Ровным счетом миллион | Большой круг вокруг себя двумя руками. |
9.Развитие навыков звукового анализа и синтеза (задание 3. с. 11).
Логопед: Замените вместе с Юлей и Юрой одну гласную букву в слове на букву Ю и прочитайте новое слово. Запишите слова парами и объясните их значения. Образец: лук - люк.
КЛЁВ - КРИК - ШЛЯПКА -
УЛЯ - НОРА - САЛАТ -
10.Развитие умения согласовывать слова в словосочетании. Предупреждение
устного аграмматизма (задание 4, с. 11).
Логопед: Помогите Юле и Юре. «Подружите» слова из левого столбика со словами из правого столбика (соедините их линиями). Прочитайте словосочетания.
ЮЖНЫЙ НАТЮРМОРТ
КРАСИВЫЙ ПОЛЮС
АРОМАТНЫЙ ТЮЛЕНЬ
НЕУКЛЮЖИЙ ТЮЛЬПАН
11.Запись словосочетаний и указание наличия буквы Ю.
Логопед вместе с детьми припоминает случаи обозначения гласной Ю двух звуков.