II. Основная часть
1. Знакомство с буквой Я. Характеристика.
Знакомство с гласной буквой Я. Знакомство с правилом: гласная Я обозначает два звука, если стоит в начале слова, после Ь и после гласной.
2.Соотнесение буквы Я с символом (задание 1. с. 10).
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.
3.Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога.
Логопед: Вставьте букву Я в слоги и запишите их (запись на доске).
4.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.
Логопед: Моряк Яша привез из последнего морского путешествия много интересных игр и головоломок.
Вот первая игра. Послушайте акростих и назовите первые буквы каждой строки, тогда вы узнаете, какое первое задание приготовил для вас Яша.
Я ельником шел,
Гостинец нашел
Отличный, отличный, отличный.
До самых краев,
Корзинка полна
И свеж аромат земляничный. (Ягодки)
Логопед: Рассмотрите пособие «Улитка» и назовите все ягоды, которые несет на своем домике улитка. Скажите, что помимо я год лежит на спирали улитки? (Фрукты.)
На спирали домика улитки нарисованы: земляника, крыжовник, малина, яблоко, смородина, слива, груша, вишня.
Логопед: А теперь выполните второе Яшино задание. Прочитайте слова. Отыщите спрятанные в них новые слова и запишите их (задание 2, с. 10).
ЯРМАРКА-... ЯБЛОКО-...
ЯБЕДА-... ТОЛЯ-...
СТОЛЯР-... ЯГОДА-...
МАЛЯР-... ВЗГЛЯД-...
Логопед: Яша дает вам третье задание. Прочитайте словосочетания и выделите в них букву Я (задание 3, с. 10).
ясный день глубокая яма
новый маяк красивая коляска
тяжелая фляга нарядная ярмарка
5.Развитие логического мышления и зрительного восприятия.
Игра «Загадочные лабиринты».
Логопед; Однажды моряк Яша побывал в загадочной и далекой стране. Эта страна ему очень понравилась. Там он увидел высокие пирамиды и познакомился со Сфинксом.
Сфинкс задал ему такую задачку, которую он не смог решить до сих пор. Помогите Яше выполнить задание Сфинкса. Прочитайте предложения. Запишите их (запись на доске) и укажите наличие и место буквы Я. Найдите в предложениях однокоренные в слова и подчеркните их.
Логопед раздает детям карточки и схемы для индивидуальной работы
- Яша ушел в далекое плавание.
- Яша пришел к нам в гости.
- Яша отошел от Сфинкса в недоумении.
6. Физминутка.
Руку протяните, | Вытянуть руки вперед. |
Яблоко сорвите. | Сжать кисти рук в кулачки. |
Стал ветер яблоню качать, | Наклоны из стороны в сторону. |
И трудно яблоко достать. | Встать на носочки. |
Подпрыгните, руку протяните | Прыжки на месте. |
И быстро яблоко сорвите. | Прижать кулачки к груди. |
7. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 4, с. 10).
Логопед: Вставьте вместо картинок слова и прочитайте текст (картинками заменены слова, записанные в скобках). Укажите в словах роль и место буквы Я.
Взгляни, сколько народу!
Куда ни бросишь взгляд, -
По каждому проходу
Идет толпа ребят.
Сажают их на (стулья)
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в (улей),
Куда залез (медведь).
Логопед: О чем говорится в стихотворении? (О театре, о кинотеатре.)