III. Итог занятия
Логопед: Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в начало слова.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.
Цели и задачи:
закрепить знания детей о гласных звуках и буквах;
познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О;
учить соотносить звук с буквой и символом;
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского;
формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам);
учить составлять предложения по картинкам;
закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка;
развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие «Колодец»; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы.
Ход занятия
/. Оргмомент
1, Закрепление знаний об изученных гласных.
Игра «Опусти ведро в колодец».
Логопед раздает каждому ребенку по карточке с изображением двух колодцев. На бревнах колодца записаны слова с пропущенными гласными. На обратной стороне пособий в кармашках лежат изображения ведер с написанными на
них гласными А, У. -
Логопед: «Опустите» ведро в колодец и прочитайте получившиеся слова.
Р-К Л-К
М-К С-К
Л-К Д-Х
Б-К П-Х
М-Х Б-К
2. Знакомство с темой занятия.
Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 5).
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите сказочные персонажей. Припомните, из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок?
Картинки с изображением сказочных персонажей: Муха-Цокатуха катит копейку, Федора бежит за тарелкой, свинья говорит по телефону.
Логопед: Найдите на картинках предметы, похожие на гласную букву и одновременно на цифру, которая ничего не обозначает. (Копейка, тарелка — похожи на цифру 0 и букву О.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство со звуком О, с нормой произношения и характеристикой.
2. Знакомство с буквой О.
Логопед: Послушайте стихотворения о букве О. (Логопед читает стихотворение и выставляет на доску стилизованное изображение буквы О.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
3.. Соотнесение буквы, звука и символа. Произнесение звука О хором и индивидуально. Выделение звука из:
а) ряда гласных - а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;
б) ряда слогов - ку, со, ра, ма, от, ут, эл, ол, во;
в) ряда слов - жаба, зонт, облако, Оля, бублик, жук, бок.
4, Знакомство с героем занятия.
Логопед: Сегодня к нам на занятие заглянул еще один герой сказки. Эту сказку придумал и написал Э. Хагард. Составьте картинку из частей, и я познакомлю вас с ним. (Дети собирают картинку с изображением ослика Жоры.)
5. Развитие звукового анализа и синтеза (задание 2. с. 5).
Логопед: Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, ОСЫ, окна, окунь, остров.)
6. Физминутка.
Логопед: Ослик благодарен вам за помощь. Он приглашает вас разучить гимнастику для пальчиков.
Упражнения «Лодка», «Козлик», «Флажок», «Стол».
Логопед: Скажите, почему именно эти упражнения выбрал ослик Жора? (В их названии есть звук О.)
7. Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед: Запишите названия упражнений пальчиковой гимнастики (запись на доске), поделив слова на слоги. Укажите наличие звука О. Какое слово нельзя поделить на слоги? Почему?
8.Формирование знаний о предложении. Закрепление умений составления предложений по картинке (задание 3. с. 5).
Логопед: Ослик принес свои любимые фотографии. Составьте предложения по картинкам и запишите их.
Картинки: Ослик стоит. Ослик бежит по дорожке. Ослик сидит на стуле. Ослик ловит бабочку.
9.Подбор предложений к схемам (задание 3. с. 5).
Логопед: Вы составляли предложения, а я составила к этим предложениям схемы. Рассмотрите эти схемы внимательно и угадайте, какая схема к какому предложению подходит.
10. Развитие связной речи.
Логопед: Послушайте отрывок из сказки «Федорино горе» и ответьте на вопросы.
Логопед читает отрывок из стихотворения и задает вопросы по тексту. По выбору логопеда ответы могут быть записаны в тетрадь, а также можно предложить детям выполнить задание по развитию звукового анализа и синтеза.