Список использованной и рекомендуемой литературы, методических пособий.

Н.И. Посягина, учитель-логопед,

О.Б. Меркурьева, инструктор по физ. Культуре

МДОУ № 21, г. Добрянка

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла

«На солнечной полянке»

(углубленная работа с детьми седьмого года жизни, имеющими нарушения в речи и двигательной сфере)

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1. Познавательные: конкретизировать иобобщить знания детей о насекомых (названия, строение, действия в природе).

2. Коррекционно-развивающие: обогатить и активизировать словарный запас по теме «Насекомые». Совершенствовать навыки связной речи, словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными; умение согласовывать речь с движениями; выразительность речи и движений. Развивать артикуляционную и мелкую моторику рук, речевое дыхание; фонематическое восприятие; ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления. Активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.

3. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к представителям класса насекомых; установку на природоохранное отношение к природе. Обогатить практику толерантного отношения к ответам сверстников и взаимодействия в коллективе.

Предполагаемый результат:

- упорядоченные знания о насекомых, их строении, действиях в природе; основы природоохранного отношения к живым существам;

- умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными; различать оппозиционные звуки; прыгать из обруча в обруч с одной ноги на другую способом «слалом»; ручная умелость;

- дружелюбное отношение к сверстникам, переживание радости от совместных игр.

Оборудование:картинки с изображением насекомых,большой и маленький мячи, карточки с цифрами от 2 до 5;ленты на палочках по количеству детей, 6 обручей, макеты цветов; аудиопособия.

Предварительная работа.

Углубление в тему «Насекомые» (многообразие в природе, строение, отличие от пауков и многоножек, поведение в природе, польза и вред в отношениях с окружающей средой); рассматривание картинок с изображением насекомых; разучивание музыкальных игр «Паучок», «Сороконожка», подвижной игры «Весёлые пчёлы».

Ход занятия.

Коммуникативная игра «Здравствуй!».

Логопед: Здравствуйте! Как хорошо, что нас много и мы вместе, поприветствуем друг друга!

Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко, одновременно потянувшись вверх, а второй высоко – выполняя полуприседание.

Вводная беседа.

Логопед: Весна приходит за зимой, тепло приносит нам с тобой. Вот уж пчёл рои шумят, мелькает бабочек отряд! Рады яркому солнышку и люди, и птицы, и звери, и насекомые. Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями? Чтобы оказаться на волшебной солнечной полянке нужно сказать такие слова: «1-2-3 – ты на месте покружись, на полянке окажись». На полянке можно встретить много разных «жителей», но те, к которым мы собрались в гости - очень маленького размера и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, надо нам на время в крошек превратиться. Опять нужны волшебные слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!» Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди – просто великаны! Догадались к кому в гости мы попали? Молодцы!

Как много насекомых живёт на этой полянке: жуки, бабочки, пчёлы. Что же общего у всех насекомых?

(У всех насекомых тельце разделено на голову, грудь, брюшко и покрыто жёсткими чешуйками, есть 6 ног, почти у всех есть крылья и усики).

Насекомые – это самая разная и большая группа животных. Как отличить насекомое от других животных?

(Нужно сосчитать его ножки).

Посмотрите внимательно, на солнечной полянке живут только насекомые? (Кроме насекомых на полянке встречаются паучки и очень интересное животное - сороконожка).

Угадайте, почему её так назвали? (не шесть, как у насекомых, а сорок малюсеньких ножек)

Инструктор по Ф.К:А я заметила маленького муравья–строителя, который несёт кусочек листочка для ремонта своего дома. Как называется дом муравья? (Муравейник). Отправимся за ним по дорожке?

Ритмический танец «Про меня и муравья»; слова В. Степанова, музыка Л. Абелян. Движения в соответствии с текстом; право детей на импровизацию.

Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики. Активизация фонематического восприятия.

Логопед: Предлагаю всем изобразить насекомых, живущих на полянке (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, выполняется по показу).

· «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

· «Комарик». Пальцы сжаты в кулачки, а указательные пальцы соединяются в «носик», сгибаются - выпрямляются.

· «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот, облизать губы языком по часовой и против часовой стрелки.

· «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, движения по кругу.

· «Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

· «Кузнечик». Указательный и средний пальцы правой руки прыгают вперед-назад по ладони левой руки, затем смена рук.

· «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

· «Пчела». Указательным пальцем правой, затем и левой руки вращать вокруг и двумя руками одновременно.

Дыхательная гимнастика.

· «Комарик». Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам. Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается. Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-з-з-З-З-З».

· «Жук». Я — жук, я — жук, я здесь живу - плавно размахивать руками; Я все жужжу, жужжу, жужжу - ритмично переступать ногами. Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

На солнечной полянке много насекомых, поиграем в жужжащих жуков и звенящих комаров?

Игра «Комары и жуки». Дети делятся на две группы: первая изображает комариков, а вторая жуков. Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. Смена звуковых сигналов повторяется 5-6 раз.

Упражнения на координацию речи с движениями

Инструктор по Ф.К. Ребятки, а пауки – это насекомые? Молодцы, конечно не насекомые! У паучков не 6 ног, а 8. Тельце делится не на три, а только на 2 части: головогрудь и брюшко. У всех пауков есть одна удивительная особенность - они умеют плести паутину - ловчую сеть для «охоты» на насекомых. Сумеете показать паучков, которые живут в ветках кустов и деревьев?

Упражнение «Паучок». Звучит фонограмма музыкальной игры «Паучок» из аудиопособия «Десять мышек» (Е. Железнова).

Паучок ходил по ветке, Дети идут пальцами правой руки по левой руке.

А за ним ходили детки. Ритмично топают ногами, руки согнуты в локтях.

Дождик с неба вдруг полил, Расслабленные кисти рук поднимают вверх, затем

ритмично опускают вниз.

Паучков на землю смыл. Движения рук от себя вперед.

Солнце стало пригревать. Поднимают руки вверх, пальцы растопырены.

Паучок ползет опять. Движения повторяются (1-2 строчка).

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

 

Лексико – грамматические упражнения, игры

Логопед: Молодцы! Хотите, проверим, хорошо ли мы знаем насекомых?

Упражнение «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?». Все становятся в круг, педагог читает предложения, а дети, заканчивая их, изображают движения насекомых: машут руками как крылышками - летают, перебирают пальчиками - ползают, прыгают как насекомые.

Клоп ползает, а кузнечик... (прыгает).

Бабочка летает, а сороконожка…(ползает).

Муравей ползает, а бабочка…(порхает).

Сороконожка ползает, а стрекоза... (летает).

Комар летает, а таракан… (ползает).

Бабочка порхает, а муха… (летает).

Шмель летает, а муравей…(ползает).

Кузнечик прыгает, а оса... (летает).

Божья коровка летает, а клоп... (ползает).

Таракан ползает, а сверчок... (прыгает).

Игра «Маленький и большой» (с мячами). У логопеда большой и маленький мячики. Кому из детей бросают маленький мячик – тот называет ласково маленькое насекомое, а кому большой – тот называет насекомое преувеличенно большим.

Жук – жучок – жучище. Комар – комарик – комарище. Клоп – клопик – клопище. Муравей – муравьишка – муравьище. Пчела – пчелка – пчелище. Таракан – тараканчик – тараканище.

Игра «Сколько насекомых на цветке». У каждого ребёнка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5), а ребёнок должен составить предложение: «На цветке 5 кузнечиков». И т.д.

Развитие движений

Инструктор по Ф.К.: Ой, ой, это кто же на полянке? Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (Бабочка)

· «Бабочки». Упражнение с лентами: взмахи в стороны поочерёдно правой и левой рукой; взмахи вперёд. Повторить 6-7 раз.

Он с усами да не кот. Он не птица, а поёт,

Ловко скачет, да не зайка, дом его – трава,…полянка (Кузнечик).

· «Кузнечики». Прыжки с одной ноги на другую из обруча в обруч («слалом»). Повторить 3-4 раза.

Игры на развитие пространственной ориентировки

Инструктор по Ф.К.: Домовитая хозяйка полетела над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. Кто же это? (Пчела). Прилетела к нам пчела, хоть и мёд не принесла, интересно вместе с нами, привлекла её игра.

Подвижная игра «Весёлые пчёлы». По считалочке выбирается «шмель» – ловишка.

Раз, два, три, четыре, пять, хотят пчёлы поиграть.

Что же делать, как нам быть? Будет шмель нас всех ловить!

Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять».

«Шмель» сидит в домике-обруче, наблюдает за «пчёлами». Все остальные дети – «пчёлы» сидят каждый в своём домике, жужжат, пока не прозвучит сигнал педагога: «Пчёлы в поле полетели, зажужжали, загудели». Дети – «пчёлы» бегают по залу и произносят слова: «И летаем и жужжим, потихонечку гудим: ж-ж-ж». После слов педагога: «Шмель летит!», вылетает «шмель» и старается поймать зазевавшихся «пчёл», которые не успели занять свой домик.

Игра повторяется 2-3 раза.

Логопед: Молодцы, ловкие пчёлки! Мы с вами говорили, что кроме насекомых, на солнечной полянке можно встретить и сороконожек.

Сороконожка - странное, таинственное существо, похожее на червя, но с усиками и множеством ног... Встретить его на поверхности земли можно только вечером и ночью. Сороконожка норовит юркнуть туда, где потемнее - под камень, в трещину в земле. В земле передвигается быстрее, чем на поверхности. Одна пара ног превратилась у сороконожки в ногочелюсти с коготками. А задняя пара - в большие ноги, которые помогают животному цепляться за комки почвы в земляных ходах. В итоге сразу и не поймешь, где у многоножки передняя, а где задняя часть. Сороконожка охотится на земляных червей, жуков, пауков, и может поймать даже муху или осу, подняв переднюю часть тела и раскачивая ее.

Инструктор по Ф.К.: Сороконожки постоянно куда-то торопятся, бегут. И мы сейчас покажем двух сороконожек, которые топают, быстро бегут и никогда не устают.

Малоподвижная игра «Сороконожка». Звучит фонограмма музыкальной игры «Сороконожка» из аудиопособия «Топ-топ, хлоп-хлоп» (Е. Железнова). Дети встают друг за другом в два «паровозика», положив руки друг другу на плечи. Две «сороконожки» в разных направлениях бегут по залу, громко топая ногами, поют песенку: «Сороконожка хорошо бежит, топает ногами, так что пол дрожит, даже если ножки целый день идут, не устают, не устают». На слова «Тот, кто шёл последним, пусть бежит вперёд и самым первым к голове встаёт» - последний ребёнок перебегает вперёд и становится «головой сороконожки».

Релаксация «Сон на воздухе»

Логопед:Весенний день. Прохлада. Слышен комариный звон. Малышам здесь будет в радость крепкий и здоровый сон.

Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляются под звучание «Колыбельной» (Железнова Е.С.).

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

Рефлексия

Логопед: Вот наша прогулка закончилась, вам понравилась волшебная полянка?Кого мы встретили? (дети отвечают). Скажите, могут насекомые приносить пользу? А вред? (Есть насекомые, которые приносят пользу, а есть такие, которые приносят вред).

Кто и как приносит пользу?(Насекомые полезны, потому что они опыляют растения. Пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой. Стрекозы уничтожают кровососущих комаров, мошек. Полезен тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. Божья коровка поедает тлю, которая вредит растениям). Кто и как наносит вред? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые переносят опаснейшие болезни).

Инструктор по Ф.К.: Пора возвращаться в детский сад, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – полянка, в больших детей нас преврати и в детский садик возврати». Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, ловкими, старательными. А ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ ВАМ??

Логопед:Сегодня мы встречались с насекомыми. Они, хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать шестиногих друзей.

На волшебной полянке мы сегодня побывали, её жителей узнали.

В группу снова нам пора, сейчас идём все, не спеша.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы, методических пособий.

1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Аудиопособия: Колыбельные (Железнова Е.С.),

3. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.: КАРО, 2003.

4. Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство разностороннего развития детей 3-7 лет. Требования к составлению интегрированного занятия / М.В. Грибанова. - Пермь, 2003.

5. Железнова Е.С. Аудиопособия «Десять мышек», «Топ-топ, хлоп-хлоп», «Колыбельные».

6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.

7. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

10. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. СПб.: КОРОНА принт, 2005.

11. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

12. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение:

Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2006.

13. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.