Часть 1. Комплексные задания

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы по культуре народов Пензенского края отводится 3 часа.

Работа состоит из 25 комплексных заданий и 1 проекта.

 

Часть 1. Комплексные задания

1. (7 баллов)

Ниже представлены элементы русского и мордовского народного костюмов: сорока, панар, сюльгами, платенця, пулай, понёва, душегрея.

Определите, какому народу принадлежит та или иная вещь, ответы запишите в таблицу.

Русский народный костюм Мордовский народный костюм
   
   
   
   

 

2. (2 балла)

Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения из металла, бисера, монет, раковин, перьев и пуха птиц.

Назовите две функции, которые они выполняли.

 

3. (1 балл)

Долгое время представители этого народа были язычниками. У них существовала система многобожия с верховным богом Тура. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Он начинался с зимнего праздника Сурхури. Назовите этот народ:

А) мордва В) чуваши
Б) татары Г) русские

 

4. (4 балла)

Вставьте пропущенные буквы в названия элементов татарской одежды:

Т…б…те..ка

Ич…ги

Б…шмет

К...лфак

 

5. (1 балл)

Что означало в татарском языке слово «сабантуй»?

А) Праздник весны В) Праздник сева
Б) Праздник урожая Г) Праздник плуга

6. (4 балла; должны быть указаны не менее 2 признаков)

Определите национальную принадлежность костюма. Укажите признаки, по которым вы это определили.

7. (8 баллов)

Прочитайте отрывок из документа и заполните пробелы в тексте:

«С давних времён люди думали, что все болезни входят в организм через суставы – плечевые, локтевые, запястья, колени. На всех этих местах вышивали – ____1____ защитные знаки.Особое значение придавалось расположению рисунка: нагрудные узоры – защищали ______________2_____________, наплечные – охраняли _______3_______, ______4_________ – не давали пробраться злым силам снизу.

 

8. (2 балла)

Этот христианский праздник слился с древнеславянским праздником Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета. Символом расцветающей природы при его праздновании была молодая березка. Назовите этот праздник.

9. (2 балла)

О каком празднике, который называли в народе «жироедка», «блиноедка», «обируха», «обмануха», говорится в стихах:

«Обманула, провела!

До поста довела,

Всю еду взяла,

Дала редьки хвост

На великий пост».

10. (2 балла)

На рисунке приведена подробная инструкция по изготовлению простейшей тряпичной куклы, символизирующей грудного ребёнка. Как она называлась?

11. (2 балла)

Наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру называется …

12. (1 балл)

Древний календарь этого народа, проживавшего на территории Пензенского края, был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-тилетнем цикле чередовались 12 лет по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней). О каком народе говорится? Выберите правильный ответ.

А) мордва В) русские
Б) чуваши Г) цыгане

 

13. (6 баллов)

Определите жанр песни. С каким праздником связаны такие песни? Какие народы Пензенского края его отмечали?

Дайте коровку, масляную головку!

А дай Бог тому, кто в этом дому!

Ему рожь густа, рожь ужимиста!

Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и богатством!

И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!

Золотая голова, шелковая борода!

Ты подай пирожка ради праздника Христова

Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!

14. (8 баллов)

Вставьте пропущенные в тексте слова:

«В России жилой дом издавна назывался избой. Основой избы является ____1_____ с очагом внутри. ______2_____ в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». Занимая 1/3 или 1/4; всей площади, она не только обогревала жилье, но в ней готовили, мылись, на ней или около неё спали, она была семейным центром. Стены у неё были глинобитные. Обязательной составляющей избы были _____3_____, неотапливаемое помещение, позволяющее сохранять тепло, отделяющие жилое помещение от холода.

Самое большое и светлое место называлось ______4_____. Тут на стене располагали иконы, на специальной полочке – божнице, под которой находился стол, за которым собиралась вся семья. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу».

15. (2 балла)

Прочитайте рецепт и определите, о каком национальном блюде идет речь. Назовите народ, к кухне которого принадлежит это блюдо.

Для приготовления фарша хорошо вымешать мясо, лук, соль, перец. Приготовить дрожжевое тесто. Присыпать стол мукой, чтобы тесто не прилипало. Отрывать кусочки теста, скатывать их в комочки-шарики. Размять руками или раскатать скалкой лепешку, на серединку положить фарш. Защипнуть края, примять (чтобы изделие было плоским). Налить в глубокую сковородку растительное масло, хорошо его нагреть и аккуратно опустить приготовленные _______________. Жарить до готовности и подать к столу горячими.

16. (4 балла)

Ряд деятелей культуры, уроженцев Пензенского края, имели мировую славу. Соотнесите имена деятелей культуры и сферы искусства.

Деятель культуры Сфера искусства
1) В. Э. Мейерхольд а) кино
2) В. Е. Татлин б) музыка
3) И. И. Мозжухин в) театр
4) А. А. Архангельский г) архитектура

17. (8 баллов)

Выберите из предложенного списка обряды и праздники мордовского народа. Запишите их в соответствующие колонки таблицы.