Перспективный чертеж

 

Построение ортогонального или аксонометрического чертежа, как уже известно, из предыдущего раздела, основано на использовании приемов метода параллельного проецирования. Принципы этого метода построены на том, что точка схода проецирующих прямых условно принимается как бесконечно удаленная, чем вызвана параллельность проецирующих прямых. В противоположность этому явлению, прием носит название метода центрального проецирования, если проецирующие прямые сходятся в одну точку, что отражено в таком явлении как перспектива. Перспективный чертеж – это условное изображение предмета, вычерченное в перспективе. В практике учебного проектирования чаще других применяются следующие два метода построения перспективного чертежа.

Фронтальная перспектива с одной точкой схода – построение перспективного чертежа, при котором картина располагается параллельно одной из плоскостей фасада изображаемого объекта (рис. 8, 1).

Такой способ был впервые теоретически обоснован Альбрехтом Дюрером. Дюрер, очевидно, применял для построения перспективы способ проецирования изображения на плоскость матового стеклянного экрана. Располагая относительно экрана прямоугольный по форме объект таким образом, чтобы один из его фасадов был параллелен плоскости экрана и, нанеся на эту плоскость контуры объекта и продолжения его ребер в виде проецирующих линий, можно получить их пересечение в некоторой точке Р, находящейся на линии горизонта. Если учесть, что все точки изображаемого объекта находятся на линиях, радиально сходящихся в точке схода Р, то понятно, почему такой способ называется еще и радиальным.Подобная методика построения перспективного изображения с помощью наложения бумаги на жестко закрепленную вертикальную раму с экраном из матового стекла долгое время использовалась художниками, исследователями для точного копирования нужного объекта, что заменяло в XVII–XIX вв. фотоаппаратуру.

 

Рис. 8. Построение перспективы с одной точкой схода (1), с двумя точками схода (2)

 

Основу графического исполнения перспективы составляет качественное линейное построение, причем лучшие образцы перспективных чертежей демонстрируют не только точное построение в линиях элементов проектируемой формы, но и сохранение аппарата вспомогательных и проецирующих линий. Примеры перспективных чертежей, выполненных по методу фронтальной перспективы, характерны, прежде всего, для раскрытия композиционных особенностей интерьерного пространства. Дизайнерская моделировка интерьерного пространства в исполнении фронтальной перспективы интерьера с применением тона и цвета делает максимально реалистичными отображения характеристик отделочных материалов, поверхностей, мебельных панелей и т. д. Такая перспектива выполняется с применением техники тушевой отмывки или покраска аэрографом, методом покраски гуашью, темперой. Все виды вышеназванной техники невозможны без изготовления высококачественных масок, трафаретов, лекал из бумаги, картона и синтетических планок. Самым распространенным методом графического построения перспективного чертежа является линейная техника с использованием рапидографа, выявлением собственных и падающих теней способами заливки, штриховки, графического или полиграфического тангира. Для заливки и штриховки используются рапидографы с толстыми иглами и фломастеры с толстыми фетрами. Для моделирования теней с помощью тангирных поверхностей используются листы летрасета, фото-тангир и аппликативные пленки.

Угловая перспектива с одной или двумя точками схода случай построения перспективного чертежа, при котором картина располагается под некоторым углом к плоскостям фасада изображаемого объекта.

Построение с двумя точками схода(F1 и F2) картина проводится через одно из ребер объекта таким образом, чтобы вертикальное ребро, оставаясь в плоскости картины, сохраняло свою натуральную величину и, следовательно, могло считаться линией натуральных величин (рис. 8, 2). Для построения остальных ребер объекта их перемещают в плане в направлениях, параллельных фасадам объекта, до совмещения с картиной. Полученные точки переносят на картину и откладывают натуральные величины ребер здания, после чего из построенных точек проводят прямые в одну из двух точек схода, пересечение которых с вертикалями определяет величину каждого ребра.

Требуемая величина вертикалей на картине определяется откладыванием отрезков, взятых на основании картины, или от принятой на плане (в ортогональном чертеже) и на картине условной точки отсчета.

Построение с одной точкой схода (F1)аналогично с предыдущим, в котором для удобства построения используется одна точка схода. Построение отличается тем, что до совмещения с картиной (К)перемещаются несколько ребер формы, что делается не только для определения их истинной вертикальной величины, но для получения системы точек, с помощью которых на картине получаются косоугольные проекции фасадов объекта, необходимые для построения формы с помощью точки схода (F1).