Собрания (сходы), конференции граждан. 24

Собрания (сходы) граждан являются одной из самых древних форм непосредственного народовластия. Они достаточно полно исследованы в научной литературе.1Собрания (сходы) граждан являются проявлением основополагающих конституционных положений о свободе мысли и слова, о праве на объединение, о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Роль собраний (сходов) граждан в местных сообществах многогранна. В одних случаях они выступают как форма непосредственной демократии всего местного сообщества муниципального образования, в других — лишь как форма территориального общественного самоуправления, либо как форма организованного выражения общественного мнения.Формой непосредственной демократии муниципального образования собрания (сходы) жителей становятся тогда, когда они проводятся для коллективного обсуждения и решения важнейших вопросов местного значения либо в случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления. Рассмотрению данного вида собраний, его проблем и путей использования посвящен настоящий параграф.Собрания (сходы) позволяют местным сообществам коллективно обсудить необходимые вопросы и принять по ним решения. Их значительное преимущество в сравнении с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и>его принятие. Они служат эффективной формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных самоуправленческих функций, являются школой их приобщения к решению местных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы и политической культуры. Одновременно они служат и действенным средством контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.В крупных по численности населения муниципальных образованиях могут проводиться съезды (конференции) местных сообществ.В 80-х годах порядок созыва, подготовки и проведения собрания (схода) граждан регламентировался Положением об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 года.2Закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” от 6 июля 1991 г, закрепив в ст.2 собрания (сходы) граждан как одну из форм осуществления населением местного самоуправления, не установил больше никаких о нем положений в этом качестве. Конечно, неразработанность этого важного института народовластия негативно отражалась на практике его применения.

.Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. также, установив, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан, наделил правом урегулировать все другие вопросы муниципальные образования в соответствии с законами Российской Федерации. В частности, ст. 24 предусматривает, что порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с-законами субъектов Российской Федерации:Наиболее широкое распространение получили установления, когда собрания (сходы) граждан созываются на основании решения, принятого на их предыдущих заседаниях, либо представительным органом по собственной инициативе или по требованию не менее 5 процентов жителей. Собрания (сходы) считаются правомочными при участии в них более половины жителей муниципального образования в возрасте старше 18 лет, а съезды (конференции) — при участии не менее двух третей представителей (делегатов) жителей муниципального образования. Решение о созыве собрания (схода) либо съезда (конференции) граждан, их повестка дня доводятся до жителей не позднее чем за 15 дней до дня их проведения. Возможность для ознакомления с проектами решения предоставляется не позднее чем за 10 дней до собрания, конференции. Решения по наиболее важным вопросам местного значения могут, приниматься на собрании (сходе), съезде (конференции) граждан тайным голосованием, и они являются обязательными для исполнения на территории муниципального образования. Изменять и отменять принятые собранием (сходом), съездом (конференцией) решения могут только сами собрание (сход), съезд (конференция) граждан, либо местный референдум, либо суд.В отдельных муниципальных образованиях, как правило небольших по численности населения, их уставами в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления собраниями (сходами) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления. В этих случаях вопросы, находящиеся в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления, должны решаться только на собраниях (сходах) граждан.Собрание (сход) граждан как институт непосредственной демократии отличает от всех других видов собраний то, что он выступает в качестве высшего органа местного самоуправления, его созыв, подготовка и проведение осуществляется при строгом соблюдении прав граждан на участие в нем и всех процессуальных правил. Только решения подобных собраний (сходов) при условии их правомочности обладают на территории муниципального образования общеобязательным характером. Такие собрания помимо своей главной функции — обеспечивать коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов местного значения, обладают рядом других функций: информационных, воспитательных, образовательных.Собрания (сходы), съезды (конференции) граждан широко используются также и как высший орган территориальных общественных самоуправляемых объединений граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. На них избираются органы территориального общественного самоуправления населения, принимаются их уставы, утверждаются бюджеты, планы и программы деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории, заслушиваются отчеты об их исполнении.Кроме традиционных собраний (сходов) граждан, о которых речь шла выше, следует выделить еще один вид собраний, являющийся формой реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31 Конституции). Различие между этими формами демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как форма местного или территориального общественного самоуправления носит постоянный нормативный характер и служит целям решения вопросов местного значения. Что же касается собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то они не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения, Они, как правило, используются либо в качестве средства поддержки, либо в качестве средства давления на органы власти, в том числе и местного самоуправления, с целью принудить их к принятию каких-либо решений.

 

27.Муниципальное образование: понятие, виды, признаки. 40

Городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная ФЗ 154, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Члены муниципального образования: Только граждане РФ, проживающие на его территории.

Ассоциации (союзы)

МО в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Им не могут передаваться полномочия ОМС, выборных должностных лиц ОМС ни под каким предлогом.

Их решения носят только рекомендательный характер и принимаются на основе консенсуса.

Символика МО

МО вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы, др. символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национально-этнические и иные традиции и особенности. Это право МО, но не обязанность.

Характерные признаки муниципального образования

Наличие территории городского или сельского типа;

Наличие на этой территории компактно проживающего населения, объединенного общими интересами;

Факт прямого волеизъявления населения данной территории на создание муниципального образования, а также его санкционирование соответствующими государственными органами субъекта РФ;

Осуществление в данных территориальных пределах местного самоуправления;

Наличие на данной территории муниципальной собственности;

Наличие местного бюджета;

Наличие выборных органов местного самоуправления.

 

 

13. понятие и виды муниципальных должностей \ 51

Служебная деятельность осуществляется на основе замещения должности. Муниципальная должность, хар-ся следующими признаками:1) она устанавливается уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; 2) она предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей; 3) она замещается на постоянной основе в установленном законом порядке; 4) с ней связан определенный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, необходимых, чтобы обеспечить осуществление задач и функций местного самоуправления.

Закон подразделяет все муниципальные должности на два вида: 1) выборные муниципальные должности, которые замещаются, во-первых-, в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления); во-вторых, на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа местного самоуправления и др.).

Статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, Законом об основах муниципальной службы не устанавливается, так как муниципальная служба осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной; 2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора

Муниципальная должность подразделяется на две группы: а) должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения (речь идет о должностях выборных лиц местного самоуправления, т.е. должностных лицах, избранных населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенных согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения); б) должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления (должности муниципальной службы, т.е. должности в органах местного самоуправления. Лица, их замещающие — муниципальные служащие, — осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе вариантах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

муниципальные должности также подразделяются на: 1) должности категории «А» (выборные муниципальные должности); 2) должности муниципальной службы: а) должности категории «Б»;

б) должности категории «В». Должности категории «Б» — это должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности категории «А»

Должности категории «В» —глава местной администрации (назначенный), его заместители, начальники управлений и отделов администрации, их заместители, консультанты, специалисты и др.

Все муниципальные должности подразделяет на следующие группы: высшие должности (назначенный глава местной администраций, его заместители и др.); главные должности (руководители структурных подразделений администрации); ведущие должности (заместители руководителей структурных подразделений администрации, консультанты и др.); старшие должности (главные и веду-

щие специалисты); младшие должности (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).

 

5.Муниципальное право как наука. \ 8
Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются следующие: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований; проблемы территориальных основ местного самоуправления; полномочия и предметы ведения муниципальных образований и разграничение их с органами государственной власти; характер и формы взаимоотношений муниципальных органов с государственными органами; реальные гарантии местного самоуправления, защиты его самостоятельности, надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деятельности местного самоуправления как в России, так и за рубежом.Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.В заключение данной лекции можно сделать следующие выводы относительно понятия и предмета муниципального права РФ.Во-первых, муниципальное право связано с муниципальным (или местным) самоуправлением и, следовательно, его можно трактовать как право местного самоуправления, местное (локальное) право.Во-вторых, муниципальное право - комплексная отрасль права, которая включает как собственные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере местного самоуправления, так и нормы других отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном (местном) уровне.И, в-третьих, нормы муниципального права регулируют специфический круг общественных отношений, связанных с организацией и функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях.

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования. Муниципальное право как научная дисциплина - это не просто совокупность знаний, идей, теорий и т.д., а система знаний, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание. Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права. 1. Введение в муниципальное право. 2. Понятие и функции местного самоуправления. Муниципальная демократия. 3. Основы деятельности местного самоуправления. 4. Полномочия местного самоуправления. 5. Гарантии местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления.

 

Вопрос 18 \ МСУ - осуществляется гражданами, жителями МО в различных организационных формах /ст.130 КРФ/.

В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему МСУ, в рамках соответствующих МО, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

К элементам системы местного самоуправления относятся местный референдум, выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, отзыв депутатов и выборных должност­ных лиц местного самоуправления, собрания, сходы граждан, митинги, демонстрации, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное об­щественное самоуправление.

 

Единство системы МСУ обусловлено:

1. Демократическими принципами организации МСУ.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между различными формами её осуществления.

3. Тесные взаимосвязи, взаимодействием и взаимозависимостью.

 

Система местного самоуправления сложившаяся в одном муниципальном образовании совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

 

Организационные формы осуществления МСУ:

1. Формы непосредственной демократии, используемые в системе МСУ, т.е. формы прямого волеизъявления населения и его отдельных групп, проживающих в границах МО:

а) Местный референдум;

б) Муниципальные выборы;

в) Собрание /сходы/ граждан;

г) Территориальное общественное самоуправление.

 

2. Формы представительной демократии /выборные и другие ОМСУ/.

а) Представительный орган МСУ /депутатский корпус/.

б) Исполнительные органы МСУ /местная администрация, мэрия и т.д./.

в) Глава МО /глава местной администрации/.

 

3. Обращение граждан, предприятий, учреждений, организаций в органы МСУ.

а) Предложение;

б) Заявление;

в) Жалоба.

 

Особенности МСУ:

1. Управление местными делами осуществляется местными сообществами.

2. ОМСУ не входят в систему органов государственной власти.

3. Обособленный от государственного воздействия, самостоятельный уровень осуществления местным населением, принадлежащей ему власти через территориальные формы непосредственной демократии и органы территориального общественного самоуправления. Определение населением структуры органов самоуправления.

4. ОМСУ при решении вопросов местного значения обладают властными полномочиями, реализация которых в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением.

5. ОМСУ призваны принять на себя значительную часть общественных дел имеющих государственную значимость.

6. Организация МСУ регламентируется федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, нпа органов МСУ, решениями населения МО.