Требования к инструментам, применяемым в технике линейной графики

Карандаши простые являются самыми удобными и универсальными инструментами (рис. 2). Умение затачивать карандаши острым или пологим конусом, оставлять длинный или короткий грифель, позволяет каждому графику четко регулировать удобство пользования инструментом в соответствии с личными вкусами и особенностями графической работы. Качество инструмента зависит от качества графического стержня (он не должен быть ломким), а также от свойств, текстуры и мягкости деревянной оправы (дерево должно быть легким в заточке, срезаться некрупной ровной стружкой без сколов).

В проектной графике применяется следующая маркировка карандашей: для черчения − ЗТ, 2Т, Т, ТМ (отечественная маркировка), ЗН, 2Н, Н, F, НВ (зарубежная маркировка); для рисунка – ТМ, М, 2М, ЗМ, 4М, 5М, 6М (отечественная маркировка), F, НВ, В, 2В, 3В, 4В, 5В, 6В (зарубежная маркировка).

Использование механических карандашей требует навыков регулировки силы нажима на грифель, любой непроизвольном нажиме на инструмент приводит к облому грифеля. При использовании простого карандаша часть усилий при нажиме на грифель амортизируется деревянной оправой. Техники рисунка и черчения механическими карандашами с грифелями средней толщины и толстыми грифелями имеет свои особенности.

 

Рис. 2. Типы карандашей простых и автоматических, ластики, грифельные стержни, точилка для грифелей

 

Рисование и черчение механическими карандашами с грифелями средней толщины (около 2 мм) мало отличается по характеру от такой же работы обычными карандашами. Рисунок, грубый чертеж, выполненный механическим карандашом с толстым грифелем, по характеру близок к рисунку углем, он обязательно будет огрубленным с толстыми интенсивными линиями, штрихами. Маркировка грифелей та же, что и для простых карандашей.

Уголь и сангина для удобства рисования и черчения вставляются в специальные держатели. Линейный рисунок этими материалами имеет свои особенности, так как с помощью угля и сангины можно получить широкую рыхлую линию, что позволяет применять такую технику в эскизных чертежах, клаузурах, в чертеже и рисунке на кальке, гладкой и фактурной бумаге. В процессе работы этими материалами необходимо помнить, что линии и штрихи проводятся «без нажима, легко, как бы скользя по бумаге». Резкие нажимы приводят к ломке, крошению угольной палочки, сангины, толстого грифеля. Стирать изображение можно чистой тканью или чистым и очень мягким ластиком.

Кисти для рисования и черчения применяются чрезвычайно редко. Такая техника линейной графики характерна для китайского и японского рисунка. Упругость линии, ее очертания и сила нажима зависят от согласованных движений кисти руки и предплечья, правильности положения локтевого сустава и корпуса. Рисунок кистью должен обязательно сопровождаться вертикальным положением кисти относительно плоскости бумаги. При захвате кисти большим и указательным пальцами опора на средний палец не обязательна. В зависимости от необходимости средний палец то фиксирует нижний конец кисти, то оставляет его свободным.

Рейсфедеры являются идеальными инструментами для вычерчивания прямых и кривых линий, составляющих основу любого чертежного изображения. Качество рейсфедера определяется следующими требованиями:

- очертания лопастей инструмента при взгляде сверху и снизу должны быть без асимметричного стачивания одной из сторон лопасти;

- при взгляде сбоку концы лопастей инструмента должны быть одинаковой длины, т. е. одна из лопастей не должна выступать относительно другой (в этом случае рейсфедер царапает бумагу);

- лопасти рейсфедера не должны иметь заусенцев, острых выступов, зазубрин, перекосов.

Дефекты лопастей рейсфедера устраняются затачиванием на мягком оселке (кругообразными движениями с легким нажимом).

Заточка завершается зачисткой поверхности лопастей мелкозернистой наждачной шкуркой и суконкой. Навыки работы с рейсфедером заключаются в умении содержать инструмент в чистоте, заправлять его качественным раствором туши (гуашевой, темперной краски) такого объема, который не приводит к вытеканию жидкости из полости лопастей, каплеобразным утолщениям в начале и в конце линий при соприкосновении с бумагой или отрыве инструмента от плоскости чертежа. Лучшее положение рейсфедера в процессе черчения – вертикальное по отношению к плоскости бумаги или слегка наклонное в сторону движения инструмента. Вести линию необходимо плавно с одинаковым нажимом на бумагу. При сильном нажиме лопасти рейсфедера расходятся, царапают бумагу, что приводит к утолщению контура линий или образованию капель.

Специфика работы с графосом (рис. 3) – это чистота его пера и подбор правильной густоты раствора туши. Излишне разбавленная тушь приводит к образованию капель, загустевший тушевой раствор быстрее засыхает, что ведет к затрудненному функционированию инструмента, прерывистым линиям, прочеркам и т. д. Требования к качеству начертания линий с помощью графоса аналогичны требованиям к технике владения рейсфедером – инструмент необходимо вести по бумаге строго вертикально к ее поверхности и без нажима.

В процессе черчения плоскость пера, графоса, рейсфедера должна быть параллельной направлению изображаемой линии.

 

Рис. 3. Различные типы рейсфедеров. Графос (1)

Рапидографы самые распространенные из выпускаемых в наше время чертежных инструментов (рис. 4). Лучшими считаются рапидографы такой конструкции, в которых при любых условиях работы игла с поршнем свободно перемещается в корпусе оголовника, исключено просачивание туши в месте выхода трубки, все детали рапидографа легко разбираются и могут без затруднения подвергаться чистке и последующей сборке. Если во время черчения рапидографом можно получить ровные линии без прочерков и перерывов, при встряхивании из оголовника не капает тушь, игла свободно движется в трубке (о чем свидетельствует легкое постукивание поршня иглы внутри оголовника), то качество рапидографа вполне удовлетворительное. Если к тому же специальная тушь для заправки рапидографа долго не сохнет внутри инструмента, не образует загрязняющего слоя на внутренней поверхности оголовника и баллона, инструмент после длительного перерыва моментально готов к работе, дает хорошее качество штрихов и линий. При работе с рапидографом обязательно соблюдение ряда правил:

- инструмент в перерывах между работой необходимо чисто промыть и очистить;

- в процессе работы инструмент необходимо периодически встряхивать для того, чтобы игла с поршнем свободно двигалась в трубке, без чего невозможно качественное выполнение линий;

- заправлять рапидограф только специальной тушью, заливая ее в баллон в количестве не большем, чем требуется для одно-трехдневной работы;

- в процессе работы постоянно протирать рабочие части инструмента чистой тканью.

При работе с рапидографом не следует:

- сильно давить на трубчато-игольчатую насадку, так как при этом портится инструмент, засоряется игла, царапается бумага;

- заправлять баллон химической тушью или чернилами, так как в этом случае все части рапидографа нужно промывать сразу после окончания черчения;

- пользоваться для разборки и сборки инструмента нефирменными отвертками, прикладывать большие усилия при развинчивании и завинчивании деталей с резьбой.

Рапидографы имеют на оголовниках маркировку, обозначающую толщину линий, для начертания которых предназначен каждый инструмент. Маркировка обозначает диаметр рабочей трубчато-игольчатой оконечности оголовника или в десятых долях миллиметра – 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 1,0; 2,0 мм, или в сотых долях миллиметра, а именно – 0,13; 0,15; 0,18; 0,25; 0,35 мм. Такая широкая гамма линий, получаемых с помощью рапидографа, необходима скорее в техническом черчении. Для начертания тонких линий – 0,1; 0,13; 0,15; 0,18; 0,2 мм; для начертания средних линий – 0,25; 0,3; 0,35 мм; для начертания толстых разрезных линий – 0,5; 0,7; 0,8 мм. Для заливки тушью поверхностей чертежного изображения – 1,0; 1,2; 1,4 мм.

В настоящее время разработаны специальные составы тушевых заправок и специальные рапидографы с трубчатым окончанием из металлов особой закалки, которые позволяют наносить тушь на фото – и синтетическую пленку, металлические поверхности, фанеру, оргалит и пр. Инструменты для таких целей имеют специальную цветную и буквенную маркировку, которая повторяется и на флаконах специальной тушевой заправки. Употреблять такую тушь и рапидографы для работы на бумаге и кальке не рекомендуется.

 

Рис. 4. Рапидографы, рапидомат (1); устройство рапидографа (2)

 

Во время работы рапидограф следует держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости бумаги. В противном случае трубчатая насадка стачивается, и инструмент царапает бумагу.

Для работы с рапидографами необходимы следующие приспособления:

- рапидомат – специальное устройство, предотвращающее засыхание туши в трубчато-игольчатом оголовнике рапидографов. Принцип действия рапидомата основан на том, что оголовники рапидографа помещаются в специальные гнезда, нижние части которых расположены в герметичной полости с повышенной влажностью. Влажность герметичных полостей рапидомата обеспечивается специальной прокладкой из пористого пенопласта, смоченного водой.

- угольники, лекала, линейки,предназначенные специально для работы с рапидографами и рейсфедерами, должны иметь кромки с подсечкой. Такое устройство препятствует затеканию туши под плоскость угольника, линейки, лекала. Лучшие образцы таких инструментов изготавливаются из прозрачной пластмассы особой прочности.

Для стирания тушевых изображений с поверхности кальки и бумаги применяются специальные ластики – простые и с электроприводом (нечто вроде фрезы, срезающей загрязненную поверхность бумаги).

Фломастеры широко применяются в настоящее время в черчении и рисовании, хотя качество линий, полученных с помощью фломастера, отличается своими особенностями – линия имеет нечеткие, расплывчатые границы, подплывает при работе на любой бумаге (кроме ватмана и кальки). Фломастером можно чертить и рисовать с любым наклоном, чем достигаются разные по своей выразительности графические эффекты (рис. 5). Эти свойства фломастера учтены и использованы в конструкции нового инструмента типа «вариограф», который представляет собой заправляемый специальной тушью инструмент с фетровыми игольчатыми оголовниками толщиной 0,2; 0,3; 0,5; 0,7 мм. Длину фетра можно регулировать, при снашивании фетр можно заменять. С помощью вариографа удобно рисовать, наносить на бумагу линии и штрихи с переменным нажимом.

Рис. 5. Различные типы фломастеров: вариограф (1), заправка вариографа (2)

С помощью тонких автоматических карандашей «микрографов» осуществляется подавляющая часть карандашной чертежной графики. Автоматические карандаши имеют маркировку 0,3; 0,5; 0,7 мм и т. д. Следует помнить, что тонкие графитные стержни, заправляемые в автоматический карандаш, очень хрупки, из-за чего необходимо осторожно регулировать длину грифеля при его выдвижении из цанги. При любом жестком нажи­ме на грифель его конец обламывается.

Работа с автоматическим карандашом допускает держание инструмента наклонно по отношению к плоскости бумаги. Грифели микрографа выпускаются в нескольких вариантах мягкости – 2Н, Н; Г; В; 2В. Чертеж и рисунок, исполненные микрографом, отличаются особым изяществом и сдержанной простотой.

Требования к бумаге.Для линейного черчения в карандаше необходима бумага с плотной поверхностью, позволяющая легко стирать резинкой карандашные линии. Чем хуже качество бумаги, чем более ворсиста ее поверхность, тем мягче должен быть грифель. На хорошей бумаге легко можно чертить жесткими карандашами (ЗН, 2Н, Н). Качественный чертеж на плохой бумаге можно получить только при условии использования мягких грифелей (F, НВ, В, 2В).

Рисунок мягким грифелем (4В, 5В, 6В), угольным стержнем, сангиной не требует особого качества бумаги. Для этих целей могут быть использованы крафт, обои, тонкий картон, калька. При выборе бумаги следует исходить из того, какие цели преследует данный чертеж или рисунок. Если от линейной композиции не требуется четкого изображения объекта, а необходимо отобразить лишь его общие параметры и признаки, то можно использовать для работы бумагу с рыхлой, ворсистой поверхностью. Если линейный рисунок должен сравнительно точно отражать параметры объекта, то бумага для его исполнения должна иметь относительно плотную и гладкую поверхность.

При работе рейсфедером и фломастером особенно жестких требований к качеству бумаги нет. Желательно чертить на бумаге с плотной поверхностью (ватмане или картоне), но и на плохой бумаге с рыхлой, ворсистой поверхностью рейсфедеры и фломастеры можно применять для начертания линий. Чем ниже качество бумаги, тем шире и с более округлым окончанием должны быть лопасти рейсфедера, тем толще должен быть фетр фломастера.

Особое внимание на качество бумаги следует обращать при работе графосом, рапидографом, вариографом, микрографом. Эти инструменты хорошо функционируют при черчении на бумаге с гладкой, плотной поверхностью (чертежном ватмане), специальной карандашной и тушевой кальке, миллиметровке. На поверхность таких листов хорошо ложится тушь; перо графоса, трубка рапидографа, тонкий грифель автоматического карандаша движутся без затруднения, не царапая бумагу. Если пытаться работать перечисленными инструментами на бумаге с рыхлой, крупнофактурной, ворсистой поверхностью, то перо графоса, трубчато-игольчатая насадка рапидографа засорятся, тушь идет с затруднениями, контуры линий расплываются. Тонкие грифели автоматических карандашей при работе на грубой бумаге обламываются.