Изучение поэтического текста на уроках литературы
Цель занятия: помочь студентам овладеть методикой изучения поэтического текста в средней школе, показать отличия изучения поэзии в средних и старших классах.
Вопросы для обсуждения:
- Особенности восприятия поэзии подростками и старшими школьниками.
- Поэтические произведения в программе основной школы.
- Основные задачи работы над поэтическими произведениями в средних классах.
- Возможные пути анализа поэтических произведений.
- Методика работы над поэтическим текстом в средних классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (сравнить).
- Пути анализа и интерпретации поэтического текста на уроках литературы в старших классах.
- Варианты последовательности анализа поэтического текста на уроках литературы в старших классах.
- Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа поэтического текста на уроках литературы в старших классах.
Литература:
- Методика преподавания литературы. Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.
- Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1984.
- Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
- Рез З.Я. Изучение лирики. Характер изучения лирических произведений в 4 - 7 классах. Приемы анализа. Освоение теоретических знаний о стихе // Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. Л., 1985. С. 203 - 208; 211 - 214.
- Рез З.Я. Изучение лирики в школе. 4 - 7 классы. Л., 1968.
- Эткинд Е.Г. Материя стиха. Париж, 1985.
Работа с литературой:
- Познакомиться с названными источниками.
- Выполнить сопоставительный анализ методики работы над поэтическим текстом в средних классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (письменно).
Практическое задание:
- Разработать два фрагмента урока литературы (5 - 6 классы): введение (5 класс) и углубление (6 класс) понятия рифмы.
- Составить вопросы для анализа стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и А.С.Пушкина "Зимнее утро»
- Разработать конспект урока обучения анализу отдельного стихотворения (11 класс) (стихотворение П. Верлена "Осенняя песня").
Практическое занятие №7