Изучение поэтического текста на уроках литературы

Цель занятия: помочь студентам овладеть методикой изучения поэтического текста в средней школе, показать отличия изучения поэзии в средних и старших классах.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности восприятия поэзии подростками и старшими школьниками.
  2. Поэтические произведения в программе основной школы.
  3. Основные задачи работы над поэтическими произведениями в средних классах.
  4. Возможные пути анализа поэтических произведений.
  5. Методика работы над поэтическим текстом в средних классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (сравнить).
  6. Пути анализа и интерпретации поэтического текста на уроках литературы в старших классах.
  7. Варианты последовательности анализа поэтического текста на уроках литературы в старших классах.
  8. Формирование теоретико-литературных понятий в ходе анализа поэтического текста на уроках литературы в старших классах.

Литература:

  1. Методика преподавания литературы. Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.
  2. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1984.
  3. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.
  4. Рез З.Я. Изучение лирики. Характер изучения лирических произведений в 4 - 7 классах. Приемы анализа. Освоение теоретических знаний о стихе // Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. Л., 1985. С. 203 - 208; 211 - 214.
  5. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. 4 - 7 классы. Л., 1968.
  6. Эткинд Е.Г. Материя стиха. Париж, 1985.

Работа с литературой:

  1. Познакомиться с названными источниками.
  2. Выполнить сопоставительный анализ методики работы над поэтическим текстом в средних классах З.Я.Рез и В.Г.Маранцмана (письменно).

Практическое задание:

  1. Разработать два фрагмента урока литературы (5 - 6 классы): введение (5 класс) и углубление (6 класс) понятия рифмы.
  2. Составить вопросы для анализа стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и А.С.Пушкина "Зимнее утро»
  3. Разработать конспект урока обучения анализу отдельного стихотворения (11 класс) (стихотворение П. Верлена "Осенняя песня").

 

Практическое занятие №7