Основные этапы изучения художественного произведения на уроках литературы
Цель занятия: помочь студентам овладеть основными этапами изучения художественного произведения в школе, показать отличие школьного анализа от вузовского, учить различным путям анализа литературного произведения на уроке.
Вопросы для обсуждения:
1. Вступительные занятия. Функции вступительных занятий.
2. Работа с текстом. Пути анализа и интерпретации художественного произведения, предложенные методикой преподавания литературы, литературоведением. Отличие школьного анализа от литературоведческого.
3. Восприятие и анализ. Анализ и развитие читателя-школьника
4. Проблемный анализ, пообразный, "вслед за автором", анализ эпизода, сопоставительный. Сопоставление путей анализа.
5. Группы вопросов на эмоциональное отношение к тексту, на понимание сюжета, поэтики текста. Язык и стиль писателя как предмет анализа
6. Заключительные занятия
. Литература:
1. Голубков В.В. «Методика преподавания литературы». М., 1962.
2. Искусство анализа художественного произведения./В кн.: Искусство общения учителя и ученика на уроке литературы. Метод. беседы. Составитель Т.Г. Браже. М., 1971.
3. Методика преподавания литературы. В 2 ч. Под ред. В.Г.Маранцмана, О.Ю.Богдановой. М., 1995. Ч.1. С. 102 - 110. Ч.2. С. 182 - 205.
4. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. Л., 1985. С.263 - 278, 278 - 289.
5. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник для студентів-філологів. – К.: Ленвіт, 2000. – 240 с.
6. В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская «Проблемное изучение литературного произведения в школе». М., 1977.
Работа с литературой:
Познакомиться с названными источниками, использовать их при подготовке к занятию.
Практическое задание:
1. Разработать вариант вступительного занятия по группам (3-4 человека), по произведениям (на выбор):
· 6 класс – Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
· 8 класс – В. Шекспир «Гамлет»
· 9 класс – Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
- Разработать вариант заключительного занятия по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс).
Практическое занятие №6