Анализ учебников и учебных программ по литературе
Цели занятия: научить студентов анализировать действующие программы и учебники, сравнить их с предыдущими программами и учебниками.
Вопросы для анализа программы:
- Каковы цель, задачи, концепция программы?
- Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
- Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
- Каковы принципы изучения литературных произведений?
- Монографические и обзорные темы в программе.
- Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
- Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
- Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
- Системность программы.
- Соответствие программы требованиям стандарта.
Вопросы для анализа учебника:
1. Кто авторы учебника?
2. В какой мере учебник реализует концепцию программы?
3. Каковы принципы построения и структура учебника? Аппарат учебника.
4. Разделы учебника. Содержание разделов.
5. Каков характер вопросов и заданий к текстам? Какие способы освоения текста рекомендует учебник?
6. Каковы принципы введения сведений по теории литературы?
7. Насколько учебник способствует формированию знаний, умений, навыков, аналитических, читательских и литературно-творческих способностей, развитию речи учащихся, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.?
8. Чем отличаются учебники для 5 - 9 классов от учебников для 10 - 11 классов?
9. Какова роль иллюстративного материала?
Практические задания:
- Познакомиться с новой школьной программой по литературе; выполнить ее анализ сравнить современную программу с предыдущими программами,
- Выполнить анализ одного из учебников (см. список учебников) (письменно).
- Ответить на вопрос: "Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?" (устно).
Литература:
1. Державний стандарт базової і повної середньої освіти. Характеристика освітніх галузей // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2004. – № 2. – С. 60-62.
2. Программы средней общеобразовательной школы. Русская литература. 5-11 классы./ Сост. Л. Симакова, В. Гречинская, Н. Дорофеева. – Киев: Освіта, 1992. – 136 с.
3. Симакова Л.А., Снегирева В.В. Литература (русская и зарубежная). Интегрированный курс: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005. – 192 с
4. Школьные учебники по литературе.