ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Согласовано
Проректор по УМР
_______________Н.А. Вершинина
«____»_____________20___г.
Дисциплина:Основы духовно-нравственного образования
Специальность:все
Форма обучения: очная
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
- Этика как наука. Сущность этической проблематики.
- Нравственность и духовность. Христианское понимание духовности.
- Ценностные ориентиры в жизни человека.
- Проблемы смысла жизни.
- Естественный нравственный закон и христианская этика.
- Наука и религия: диалог или противостояние?
- Этические аспекты в современной науке.
- Происхождение религии. Атеистические концепции.
- Положительный взгляд на происхождение религии.
- Божественное Откровение как источник нравственного знания.
- Благо как сущность нравственного бытия.
- Понятие счастья. Блаженство.
- Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания.
- Совесть как категория нравственного сознания. Теории совести.
- Нравственное учение о долге.
- Ответственность как принцип отношения к жизни.
- Место добродетели в системе нравственных ценностей.
- Природа зла. Грехопадение и его последствия.
- Понятия греха и страсти. Взгляд на грех в Священном Писании.
- Ветхий Завет – дозаконная нравственность.
- Десять Заповедей (1 – 4 заповеди).
- Десять Заповедей (5 – 10 заповеди).
- Отличия новозаветной этики от ветхозаветного закона.
- Евангельские нравственные категории.
- Нагорная проповедь. Заповеди Блаженств.
- Иисус Христос и человеческая личность.
- Христианское учение о личности. Образ Божий.
- Свобода как основа нравственного становления личности.
- Свобода человека и воля Божия. Свободен ли раб Божий?
- Достоинство и назначение человека в христианстве.
- Любовь как высшая нравственная категория.
- Понятие любви в библейской традиции. Заповедь любви в Ветхом Завете.
- Христианское учение о любви. Заповедь о любви в Новом Завете.
- Любовь и искажения любви.
- Этика взаимоотношения полов.
- Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности.
- Христианское понимание веры и упования. Молитва.
- Художественная культура Православия.
- Нравственные понятия (грех и добродетель) в современном человечестве.
- Особенности этического сознания в современном мире. Автономная мораль.
Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.
Протокол № 1 от «30» августа 2012 г.
Зав. кафедрой _________________________(Л.Г. Поддубная)
Ответы:
1. Этика – это философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер). Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как прямой аналог греческого термина “этика”. Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).
Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Своеобразие этики состоит еще и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т. е. отражает в виде этических теорий и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Другими словами, она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой жизни, определяя, на что она должна быть направлена. Поэтому этику надо изучать не только для того, чтобы знать мораль, но и для того, чтобы стать моральным.
Этическая проблематика в трудах древнегреческих философов появляется примерно в VIII-V вв. до н.э., причем этика и философия в этот период еще неразрывны друг с другом. Однако окончательное становление этики происходит только в классическую эпоху (IV в дол н.э.), когда в большинстве греческих городов-государств (полисов) утвердилось демократическое правление. Происходит перемещение философских интересов с области космологических и натурфилософских проблем на положение человека в обществе. Демократия порождает новый взгляд на человека, когда его ценность и достоинство определяются не происхождением и знатностью, а личными заслугами. Новый образ жизни требует от человека способности осознавать свои интересы, формулировать свои позиции и доказывать их истинность. Это вызывает появление к жизни софистов (V в. до н. э.), учителей философии. Этическую концепцию софистов можно свести к тезису, провозглашенному Протагором: « Человек, мера всех вещей», согласно которому человек сам является критерием добра и зла, нет никакого объективного содержания добродетелей, моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, т. е. являются относительными. Эта позиция в этике получила название моральный релятивизм.
2. Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.
Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.
3. Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поискцели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причёмценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, рядсовременных философов и психологов категорически отрицают возможностьпостановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте.Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильнасмерти. Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этихиндивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленноецелями и интересами общества, к которым принадлежит человек. 4. Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.
В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.
5. В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм.
В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Принимая естественный нравственный закон, Церковь подтверждает его значимость как принципа, ограждающего целостность структуры бытия от нравственного растления и распада.
Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, — это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной.
Правовые и этические нормы, характерные для структур как патриархальных, так и новых обществ и выполняющие функции регуляции человеческих отношений на самых различных уровнях личной и общественной жизни, представляют собой не что иное, как видимое проявление и конкретное обнаружение естественного нравственного закона. Основными источниками учения Церкви о естественном нравственном законе являются Божественное Откровение и патриотическая письменность, а также памятники церковного права.