ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Согласовано

Проректор по УМР

 

_______________Н.А. Вершинина

 

«____»_____________20___г.

 

Дисциплина:Основы духовно-нравственного образования

Специальность:все

Форма обучения: очная

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

  1. Этика как наука. Сущность этической проблематики.
  2. Нравственность и духовность. Христианское понимание духовности.
  3. Ценностные ориентиры в жизни человека.
  4. Проблемы смысла жизни.
  5. Естественный нравственный закон и христианская этика.
  6. Наука и религия: диалог или противостояние?
  7. Этические аспекты в современной науке.
  8. Происхождение религии. Атеистические концепции.
  9. Положительный взгляд на происхождение религии.
  10. Божественное Откровение как источник нравственного знания.
  11. Благо как сущность нравственного бытия.
  12. Понятие счастья. Блаженство.
  13. Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания.
  14. Совесть как категория нравственного сознания. Теории совести.
  15. Нравственное учение о долге.
  16. Ответственность как принцип отношения к жизни.
  17. Место добродетели в системе нравственных ценностей.
  18. Природа зла. Грехопадение и его последствия.
  19. Понятия греха и страсти. Взгляд на грех в Священном Писании.
  20. Ветхий Завет – дозаконная нравственность.
  21. Десять Заповедей (1 – 4 заповеди).
  22. Десять Заповедей (5 – 10 заповеди).
  23. Отличия новозаветной этики от ветхозаветного закона.
  24. Евангельские нравственные категории.
  25. Нагорная проповедь. Заповеди Блаженств.
  26. Иисус Христос и человеческая личность.
  27. Христианское учение о личности. Образ Божий.
  28. Свобода как основа нравственного становления личности.
  29. Свобода человека и воля Божия. Свободен ли раб Божий?
  30. Достоинство и назначение человека в христианстве.
  31. Любовь как высшая нравственная категория.
  32. Понятие любви в библейской традиции. Заповедь любви в Ветхом Завете.
  33. Христианское учение о любви. Заповедь о любви в Новом Завете.
  34. Любовь и искажения любви.
  35. Этика взаимоотношения полов.
  36. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности.
  37. Христианское понимание веры и упования. Молитва.
  38. Художественная культура Православия.
  39. Нравственные понятия (грех и добродетель) в современном человечестве.
  40. Особенности этического сознания в современном мире. Автономная мораль.

 

 

Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол № 1 от «30» августа 2012 г.

 

Зав. кафедрой _________________________(Л.Г. Поддубная)

 

Ответы:

1. Этика – это философская наука (иначе «практическая философия»), которая отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер). Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как прямой аналог греческого термина “этика”. Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).

Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Своеобразие этики состоит еще и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т. е. отражает в виде этических теорий и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Другими словами, она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой жизни, определяя, на что она должна быть направлена. Поэтому этику надо изучать не только для того, чтобы знать мораль, но и для того, чтобы стать моральным.

Этическая проблематика в трудах древнегреческих философов появляется примерно в VIII-V вв. до н.э., причем этика и философия в этот период еще неразрывны друг с другом. Однако окончательное становление этики происходит только в классическую эпоху (IV в дол н.э.), когда в большинстве греческих городов-государств (полисов) утвердилось демократическое правление. Происходит перемещение философских интересов с области космологических и натурфилософских проблем на положение человека в обществе. Демократия порождает новый взгляд на человека, когда его ценность и достоинство определяются не происхождением и знатностью, а личными заслугами. Новый образ жизни требует от человека способности осознавать свои интересы, формулировать свои позиции и доказывать их истинность. Это вызывает появление к жизни софистов (V в. до н. э.), учителей философии. Этическую концепцию софистов можно свести к тезису, провозглашенному Протагором: « Человек, мера всех вещей», согласно которому человек сам является критерием добра и зла, нет никакого объективного содержания добродетелей, моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, т. е. являются относительными. Эта позиция в этике получила название моральный релятивизм.

2. Нравственность, по значению - набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.

Духовность — это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

 

3. Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поискцели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причёмценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, рядсовременных философов и психологов категорически отрицают возможностьпостановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте.Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильнасмерти. Представления о смысле жизни у каждого человека своё. Но в этихиндивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленноецелями и интересами общества, к которым принадлежит человек. 4. Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.

5. В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм.

В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Принимая естественный нравственный закон, Церковь подтверждает его значимость как принципа, ограждающего целостность структуры бытия от нравственного растления и распада.

Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, — это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной.

Правовые и этические нормы, характерные для структур как патриархальных, так и новых обществ и выполняющие функции регуляции человеческих отношений на самых различных уровнях личной и общественной жизни, представляют собой не что иное, как видимое проявление и конкретное обнаружение естественного нравственного закона. Основными источниками учения Церкви о естественном нравственном законе являются Божественное Откровение и патриотическая письменность, а также памятники церковного права.