ВОПРОСЫ ШУКИ

(Большой текст Санкхьи и йоги)

231.Космогония. Брахмо есть основа миропроявления. Исчисление времени. Теория мировых циклов. Характеристика юг в отношении длительности и проявления закона (дхармы).

232.Последовательность произведения сутей (бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши, как целокупности таттв. О причинности. Диалектика причинности: свобода воли и причинный ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от юги.

233.Учение о днях и ночах Брахмо и окончании мировых циклов (пралае).

234.(Браманическая вставка). Соблюдение обязанностей домохозяина — средство достичь неба. Список прославленных даятелей.

235.Поведение брамина, желающего перейти через поток жизни.

236.Поток жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообла­дании. Йогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания па некоторых точках тела (на переносице и пр.). О при­знаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, вет­ре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и. Пракрити (познающий поле и поле). Саттва и познающий поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости прев­зойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали).

237.Разъяснение Вьясы о трояком знании самостного и освобожденного чело­века. О внешней и внутренней власти, достигаемой знанием. О двойст­венном определении существ (диалектика проявления): подвижные—непо­движные, многоногие—двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу превос­ходит Брахмо, который поэтому и есть истинный брамин.

238.Диалектика свободы воли. Необходимость как закономерность природы. Формула обязанностей вари (каст). Веды в конце юги.

239.О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, само­обуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положе­ние саттвы, так как гуны — пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый — Атман. Два состояния. Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста).

240.Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия — познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки).

241.Продолжение текста, близкого Упанишадам. О соблюдении ведических обря­дов и о знании. Два пути обрядности: для экстравертированных (мирян) и интравертированных (йогинов). Уподобление Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия периодов воплощения с промежуточными стадиями фаз луны.

242.О ступенях жизни. Обязанности послушника.

243.Обязанности .домохозяина. Четыре стадии состояния домохозяина: собираю­щих зерно в закрома, в горшки, питающихся оставленными колосьями, пов­торяющих Пранаву (священный слог).

244.Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост, принесение жертвоприношения в три огня тела. Время перехода к четвертой стадии. Подготовка к ней.

245.Обязанности, санньясина. Жизнь санньясина. Практика отрешенности, со­средоточия. Символическая жертва, ввергаемая в огонь «ВайшваНары».

246.Разъяснение о познающем поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть «конечный столб». О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Йогасутрами). Тайна всех Вед — Атман, уче­ние которое предназначено для немногих.

247.Космология и психология. Связь бхутов, -индрии, предметов. Характеристика гун.

248.Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизмененная буддхи, которая распределяется в индриях. Индрии экстра-вертйрованы, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрии. Атман — творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба — вода, мошка — лист (ранний вариант Санкхьи).

249.Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобожденный не привязан к внешнему.

250.Познание Все-Атмана есть высшая дхарма, в этом тайна Упанишад и Вед. Это познание достигается сосредоточием и интраверсией. Таков путь для достижения небытия. Это. можно открывать только достойному сыну или ученику.

251.Сущность Освобождения — рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед — правда; правды — самообуздание; самообуздания — отдача; отда­чи — тапас; тапаса — отрешенность; отрешенности—счастье; счастья — умиротворенность.

252.Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с органами. Одиннадцатый в теле — Атман (выраженные буддийские мотивы глав.

253.О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма. Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрити), но прозревается в ней.

254.Притча о городе и горожанах (индриях). Властительница — буддхи; градо­правитель — манас. Манас предает чувства—страсти (Атману не отводится места в «городе»).

255.О свойствах плотных сутей (махабхутов), манаса, буддхи. (Текст обры­вается. Счет глав нарушен, возможно, вследствие утраты главы обор­вавшегося текста).