ВОПРОСЫ ШУКИ
(Большой текст Санкхьи и йоги)
231.Космогония. Брахмо есть основа миропроявления. Исчисление времени. Теория мировых циклов. Характеристика юг в отношении длительности и проявления закона (дхармы).
232.Последовательность произведения сутей (бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши, как целокупности таттв. О причинности. Диалектика причинности: свобода воли и причинный ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от юги.
233.Учение о днях и ночах Брахмо и окончании мировых циклов (пралае).
234.(Браманическая вставка). Соблюдение обязанностей домохозяина — средство достичь неба. Список прославленных даятелей.
235.Поведение брамина, желающего перейти через поток жизни.
236.Поток жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообладании. Йогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания па некоторых точках тела (на переносице и пр.). О признаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, ветре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и. Пракрити (познающий поле и поле). Саттва и познающий поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости превзойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали).
237.Разъяснение Вьясы о трояком знании самостного и освобожденного человека. О внешней и внутренней власти, достигаемой знанием. О двойственном определении существ (диалектика проявления): подвижные—неподвижные, многоногие—двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу превосходит Брахмо, который поэтому и есть истинный брамин.
238.Диалектика свободы воли. Необходимость как закономерность природы. Формула обязанностей вари (каст). Веды в конце юги.
239.О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, самообуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положение саттвы, так как гуны — пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый — Атман. Два состояния. Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста).
240.Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия — познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки).
241.Продолжение текста, близкого Упанишадам. О соблюдении ведических обрядов и о знании. Два пути обрядности: для экстравертированных (мирян) и интравертированных (йогинов). Уподобление Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия периодов воплощения с промежуточными стадиями фаз луны.
242.О ступенях жизни. Обязанности послушника.
243.Обязанности .домохозяина. Четыре стадии состояния домохозяина: собирающих зерно в закрома, в горшки, питающихся оставленными колосьями, повторяющих Пранаву (священный слог).
244.Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост, принесение жертвоприношения в три огня тела. Время перехода к четвертой стадии. Подготовка к ней.
245.Обязанности, санньясина. Жизнь санньясина. Практика отрешенности, сосредоточия. Символическая жертва, ввергаемая в огонь «ВайшваНары».
246.Разъяснение о познающем поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть «конечный столб». О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Йогасутрами). Тайна всех Вед — Атман, учение которое предназначено для немногих.
247.Космология и психология. Связь бхутов, -индрии, предметов. Характеристика гун.
248.Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизмененная буддхи, которая распределяется в индриях. Индрии экстра-вертйрованы, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрии. Атман — творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба — вода, мошка — лист (ранний вариант Санкхьи).
249.Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобожденный не привязан к внешнему.
250.Познание Все-Атмана есть высшая дхарма, в этом тайна Упанишад и Вед. Это познание достигается сосредоточием и интраверсией. Таков путь для достижения небытия. Это. можно открывать только достойному сыну или ученику.
251.Сущность Освобождения — рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед — правда; правды — самообуздание; самообуздания — отдача; отдачи — тапас; тапаса — отрешенность; отрешенности—счастье; счастья — умиротворенность.
252.Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с органами. Одиннадцатый в теле — Атман (выраженные буддийские мотивы глав.
253.О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма. Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрити), но прозревается в ней.
254.Притча о городе и горожанах (индриях). Властительница — буддхи; градоправитель — манас. Манас предает чувства—страсти (Атману не отводится места в «городе»).
255.О свойствах плотных сутей (махабхутов), манаса, буддхи. (Текст обрывается. Счет глав нарушен, возможно, вследствие утраты главы оборвавшегося текста).