АВС – теория Эллиса
G –цель (фундаментальные и первичные)
А – активизирующие события (стрессоры)
В – убеждения (рациональные, иррациональные)
С – последствия (эмоциональные и поведенческие реакции)
D – дискутирование (оспаривание иррациональных установок)
Е – эффективная новая философия жизни
Эта теория была разработана с целью показать механизм реагирования на стрессоры и механизм изменения иррациональных установок на рациональные.
Иррациональная система убеждений действует на 4 уровнях:
1.Первичное жестко требующие убеждение
Долженствования:
- «Я должен…»
- «Другие должны…»
- «Условия, в которых я работаю, учусь, живу должны быть…»
Все долженствования имеют последствия:
- Эмоциональные последствия: тревога, враждебность и др.
- Поведенческие последствия: активность, депрессия
2.Производные первичного жестко требующего убеждения
Генерализованные нереалистичные убеждения:
- нагнетание ужаса и страха;
- недооценка своих ресурсов («Я не смогу этого выдержать!»);
- ощущение собственной никчемности и ненависти к себе (аутоагрессия);
- прогнозирование дальнейших неудач и др.
Эллис выделил две группы всех невротических проблем:
1.Нарушение душевного Эго («Мира нет в душе») – является результатом установки «Я должен преуспеть и добиться одобрения всех моих действий». Эллис считал, что в основе такой установки лежит стремление быть совершенным, сверхчеловеком (нарциссы, невротики).
2.Низкая фрустрационная толерантность – является следствием нарушения равновесия Эго и порождает внутреннюю установку «Моя жизнь должна быть более легкой и интересной» и т.п.
3. Вторичные требующие установки – когда отрицательные последствия преобразуются в новые активизирующие события (С А). Например, люди тревожатся по поводу своей тревоги, человек страдает от своей депрессии.
4.Производные вторичных требующих установок – хроническая форма («Я – законченный неудачник»).
Понимание Эллисом самоактуализирующейся личности
- люди, которые ценят личные интересы;
- люди с развитыми социальными интересами;
- толерантность;
- гибкость мышления и поведения;
- принятие неуверенности;
- творческий потенциал и оригинальность;
- научное мышление (рациональное, объективное);
- самопринятие;
- риск – открытость новому опыту;
- принятие животного начала в человеке (уважение своих инстинктов);
- перспективный гедонизм;
- высокая фрустрационная толерантность;
- собственная ответственность за нарушение душевного равновесия.
Режим консультирования:
Консультации – от 20 до 40 минут. Еженедельные встречи в течение 3-6 месяцев.
Отношения между клиентом и консультантом – отношения учителя и ученика; активная, директивная позиции консультанта, консультант толерантен.