АВС – теория Эллиса

G –цель (фундаментальные и первичные)

А – активизирующие события (стрессоры)

В – убеждения (рациональные, иррациональные)

С – последствия (эмоциональные и поведенческие реакции)

D – дискутирование (оспаривание иррациональных установок)

Е – эффективная новая философия жизни

Эта теория была разработана с целью показать механизм реагирования на стрессоры и механизм изменения иррациональных установок на рациональные.

Иррациональная система убеждений действует на 4 уровнях:

1.Первичное жестко требующие убеждение

Долженствования:

- «Я должен…»

- «Другие должны…»

- «Условия, в которых я работаю, учусь, живу должны быть…»

Все долженствования имеют последствия:

- Эмоциональные последствия: тревога, враждебность и др.

- Поведенческие последствия: активность, депрессия

2.Производные первичного жестко требующего убеждения

Генерализованные нереалистичные убеждения:

- нагнетание ужаса и страха;

- недооценка своих ресурсов («Я не смогу этого выдержать!»);

- ощущение собственной никчемности и ненависти к себе (аутоагрессия);

- прогнозирование дальнейших неудач и др.

Эллис выделил две группы всех невротических проблем:

1.Нарушение душевного Эго («Мира нет в душе») – является результатом установки «Я должен преуспеть и добиться одобрения всех моих действий». Эллис считал, что в основе такой установки лежит стремление быть совершенным, сверхчеловеком (нарциссы, невротики).

2.Низкая фрустрационная толерантность – является следствием нарушения равновесия Эго и порождает внутреннюю установку «Моя жизнь должна быть более легкой и интересной» и т.п.

3. Вторичные требующие установки – когда отрицательные последствия преобразуются в новые активизирующие события (С А). Например, люди тревожатся по поводу своей тревоги, человек страдает от своей депрессии.

4.Производные вторичных требующих установок – хроническая форма («Я – законченный неудачник»).

Понимание Эллисом самоактуализирующейся личности

- люди, которые ценят личные интересы;

- люди с развитыми социальными интересами;

- толерантность;

- гибкость мышления и поведения;

- принятие неуверенности;

- творческий потенциал и оригинальность;

- научное мышление (рациональное, объективное);

- самопринятие;

- риск – открытость новому опыту;

- принятие животного начала в человеке (уважение своих инстинктов);

- перспективный гедонизм;

- высокая фрустрационная толерантность;

- собственная ответственность за нарушение душевного равновесия.

 

Режим консультирования:

Консультации – от 20 до 40 минут. Еженедельные встречи в течение 3-6 месяцев.

Отношения между клиентом и консультантом – отношения учителя и ученика; активная, директивная позиции консультанта, консультант толерантен.