Самореализация и самоактуализация личности
Психологи и представители смежных наук, в частности акмеологи, дали несколько схожих определений самоактуализации и самореализации. В частности, по мнению одного из основателей гуманистической психологии А.Маслоу «…суть развития человека (самоактуализация) – стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». А.Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистической психологии дал подробную психологическую характеристику самоактуализирующимся людям, отметив следующие их личностные особенности:
· более эффективное восприятие реальности;
· принятие себя, других и природы;
· непосредственность, простота и естественность;
· центрированность на проблеме;
· независимость и потребность в уединении;
· автономия: независимость от культуры и окружения;
· свежесть восприятия;
· вершинные или мистические переживания;
· общественный интерес;
· глубокие межличностные отношения;
· демократический характер;
· разграничение средств и целей;
· философское чувство юмора;
· креативность;
· сопротивление окультуриванию.
Акмеологи, отмечают также, что для человека важны не только процессы самореализации, но и их направленность.. С одной стороны преимущественная ориентация на самоактуализацию способствует повышению самостоятельности человека и его независимости от обстоятельств, так как она, в частности, развивает его конкурентоспособность. В то же время преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она, порой, формирует позицию презрения к слабым и зависть к сильным.
Акмеология, ориентирующая личность на гуманистическую направленность развития, ставит своей задачей оградить личность от таких психологических деформаций, в частности в акмеологическом понимании «…уровень развития определяется тем, насколько субъект является теплом и светом для других. Оценка высшего – с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях.» ( С.Л.Рубинштейн).
Самоактуализация и самореализация личности сочетаются с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в процессе вхождения человека в новую (любую) социальную среду. При этом отмечается гуманистическая направленность индивидуализации. Просто «выделиться» уже не является самоцелью, важным является достижение профессиональных, личностных или духовных вершин именно в процессе индивидуализации.
К субъективным свойствам личности, способствующим достижению высокого уровня профессионального мастерства практически независимо от вида деятельности, с точки зрения акмеологии можно отнести следующие общие личностные качества:
- развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;
- сила личности;
- высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, высокой стрессоустойчивости, постоянной готовности к стрессовым действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в любой момент;
- умение принимать решения, в том числе – смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;
- креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;
- высокая и адекватная мотивация достижений.
Таким образом, современная психология и смежные с ней науки, в частности, акмеология, дают полный и исчерпывающий ответ на вопрос, что такое самоактуализация личности, каковы ключевые этапы самореализации, подводные камни и сложности.
В соционике процесс самоактуализации и самореализации описан достаточно подробно. Под самоактуализацией понимается прежде всего осознавание своих врожденных предпочтений врожденные предпочтения у человека по соционике, а под самоактуализацией - их максимальное развитие, в том числе и в профессиональной области.
Объективные предпосылки к достижению высоких профессиональных результатов (самореализации в профессиональной области) лежат, прежде всего, в области применения сильных функций сильные и слабые функции каждого человека. Рассматривая проблему самоактуализации и профессиональной самореализации под этим углом, можно понять, почему не все люди стремятся развить свой врожденный потенциал (в данном случае имеются ввиду сильные функции психотипа).
Во-первых, в большинстве своем люди не осознают, в чем именно заключается их потенциал, т.е. какие функции у них изначально сильные, на что можно и нужно опираться.
Во-вторых, не все функции одинаково востребованы в обществе - само устройство общества предполагает более благоприятное взаимодействие с людьми одних психотипов и конфликтное – с людьми других психотипов.
4. Жизненные кризисы
Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:
1) пренатальный (внутриутробный);
2) детство;
3) отрочество;
4) зрелость (взрослое состояние);
5) преклонный возраст, старость.
В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, и имеет ряд характерных особенностей.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами по ведения и деятельности.
Пренатальный период делят на 3 стадии:
- предзародышевую;
- зародышевую (эмбриональную);
- стадию плода.
Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая — с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.
Период детства включает стадии:
- рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
- раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
- дошкольный возраст (или «второе детство» — от 3 до 6 лет), характеризуется
развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
младший школьный возраст (или «третье детство» — с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.
Отрочество подразделяется на два периода:
- подростковый (или пубертатный);
- юношеский (ювениальный).
Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11—12 до 15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения, самосознания, избрание спутника жизни.
При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13 - 14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества, |Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.
Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них — кризис 15 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации — от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен и своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.
Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45- 55 лет.
Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах — и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них — переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.
В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.
Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них — отрицания. Мысль «Нет, не я!» — обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне
Следующая стадия — «торга». Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за сноп грехи и ошибки.
Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.
После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии. Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, — наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).
Пятая стадия — «принятие смерти». Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще можно вернуть человека к жизни.
Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и ею контроля над различными функциями организма, и результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.