Аккредитация в Таджикистане

За период деятельности Таджикстандарта значительно выросла его материально- техническая база, что позволяет достаточно полно удовлетворять потребности народного хозяйства республики в области стандартизации, управления качеством и обеспечения безопасности продукции метрологического обеспечения производства, поверочных работ, сертификации продукции и услуг, аккредитации испытательных и метрологических служб юридических и физических лиц.

В Таджикистане начат процесс внедрения СМК серии ИСО. Этому способствует Программа Международного Торгового Центра «Продвижение торговли в Таджикистане», в рамках которой в 2007 году и в 2008 году ведущим аудиторам страны, которые представляли местные компании и госструктуры была представлена возможность пройти профессиональное обучение международным стандартам серии ИСО. После успешно сданных экзаменов участники получили сертификаты международного уровня, выданные британской компанией «Найджел Бауер энд Ассошиэтс».

В настоящее время в Таджикистане внедрением международного стандарта ИСО 9001 версии 2000 г. занимается ISD Consulting, имеющая в своем составе сертифицированных специалистов.

В течении проектного периода международным консультантом госпожой Элизабет Паркани и национальным консультантом оказано содействие испытательным лабораториям Таджикстандарта в г. Душанбе и г. Худжанд в подготовке документов, необходимых для аккредитации согласно требованиям ИСО/МЭК 17025:2005.

Работы по аккредитации в Республике Таджикистан Таджикистане проводятся в соответствие с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 июня 1994г. №249 «О национальной системе сертификации Республики Таджикистан» и Постановлением Правительства Республики Таджикистан №615 от 28 декабря 2006 «Об Агентстве по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Правительстве Республики Таджикистан»

Основными задачами Таджикстандарта в сфере аккредитации являются:

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и выдача им разрешений на право проведения определенных видов работ, а также установление порядка проведения процесса аккредитации и выдачи разрешений на проведение работ по сертификации.

Проведение работ по аккредитации метрологических лабораторий, предприятий и организаций по поверке и калибровке средств измерений и выдачи им разрешений на право проведения работ согласно области аккредитации.

Проведение экспертизы и утверждение национальных стандартов, распространение международных и межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по аккредитации.

Участие в установленном порядке при разработке проектов законодательных и других нормативных актов по аккредитации.

При проведении данных работ Таджикстандарт руководствуется следующими нормативно-техническими документами:

СТ РТ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025–2011 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»

СТ РТ ГОСТ Р ИСО/МЭК 62–2005 «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества»

СТ РТ ГОСТ Р ИСО/МЭК 65–2005 «Общие требования к органам по сертификации продукции»

СТ РТ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011–2005 «Общие требования к органам по аккредитации»

СТ РТ ГОСТ Р ИСО 15189-2009 «Частные требования к качеству и компетентности»

СТ РТ ИСО/МЭК 17021-2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента»

СТ РТ 5.7 - 2005 «Общие требования к метрологическим службам и порядок их аккредитации»

СТ РТ 5.2 - 2008 Национальная система сертификации РТ «Требования к Органу по сертификации и порядок его аккредитации»

Нормативная база Таджикистана в области аккредитации испытательной лаборатории приведены в таблице 1

3. Требования к менеджменту...Организация –элемент стандарта ИСО МЭК 17025-2009 пункт 4.1 содержит требование к организации.

Рассмотрение этих требований приведены в таблице 2

4.1.1Лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность. 1. Юридической ответственностью в России обладают юридические и физические лица. В соответствии с п.3 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и государственной регистрации. Организационные формы юридических лиц определены Гражданским кодексом. 2. Лаборатория может либо сама быть юридическим лицом, либо входить в состав юридического лица в качестве обособленной структурной единицы (рис.3).
 
   

 

УСТАВ ПОЛОЖЕНИЕ

Рис.3

В первом случае правовой основой деятельности лаборатории является устав предприятия или документ его заменяющий (для ряда организационных форм предприятий таким документом является положение, утвержденное учредителем).

Во втором случае правовой основой деятельности лаборатории является документ о создании структурного подразделения юридического лица (Положение о лаборатории). Следует заметить, в связи с этим, что прекращение действия Положения о лаборатории означает ее ликвидацию, поэтому, если возникает необходимость внесения изменений в Положение о лаборатории, нельзя просто выпустить новый документ. Распространенной ошибкой является написание Положения о лаборатории «для аккредитации», которое существует параллельно с «настоящим», «основным» или «официальным» Положением.

Принятие любого нового варианта Положения должно сопровождаться отменой предыдущего. Следует обязательно продумать, каким образом будет сохранена преемственность от ранее действовавшего Положения. Такая преемственность может быть реализована путем указания, например, на титульном листе, что Положение выпущено взамен ренее действовавшего, или путем указания номера редакции

4.1.2 В обязанности лаборатории входит проведение испытаний и калибровки таким образом, чтобы выполнялись требования настоящего стандарта и удовлетворялись требования заказчика, а также предписания регулирующих органов или организаций, осуществляющих официальное признание. Ориентация на потребителя – организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
4.1.3 Система менеджмента лаборатории должна охватывать работы, выполняемые на основной территории, в удаленных местах, а также на временных или передвижных точках. Реализовывая это требование, лаборатории следует иметь ввиду, что существует два вида работ, выполняемых, как правило, вне основной территории лаборатории. Первый – пробоотбор. Второй – экспресс-анализ. Соответственно, если лаборатория осуществляет эти виды деятельности, то она должна предусмотреть, каким образом будет реализовываться управление.
4.1.4 Если лаборатория входит в состав организации, осуществляющей деятельность, отличную от испытаний и/или калибровки, то обязанности руководящего персонала организации, принимающего участие или имеющего влияние на деятельность лаборатории по проведению испытаний и/или калибровки, должны быть четко определены, чтобы идентифицировать потенциальные конфликты интересов. 1. Конфликт интересов внутри организации явление довольно обычное и даже естественное. В силу того, что разные подразделения организации имеют различные частные цели и задачи, весьма вероятно, что временами эти цели начинают конфликтовать друг с другом. Часто для поддержания баланса целей такой конфликт даже программируется. Поэтому ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 не ставит задачу полного выведения лаборатории из системы взаимодействий внутри организации, а требует только четко определить рамки такого взаимодействия. При этом другие подразделения организации не должны оказывать отрицательного воздействия на соответствие лаборатории требованиям ИСО 17025. 2. Существуют различные способы установления порядка взаимодействия различных подразделений организации, из которых можно выделить два основных. Первый – посредством описания схемы взаимодействия в Положении о лаборатории. Второй – через систему организационных стандартов предприятия. Часто эти два способа дополняют друг друга.
4.1.5 Лаборатория должна: а) располагать руководящим и техническим персоналом, который вне зависимости от других обязанностей имеет полномочия и ресурсы, необходимые для выполнения своих обязанностей, включая внедрение, поддержание и улучшение системы менеджмента, и выявления случаев отступлений от системы менеджмента или процедур проведения испытаний и/или калибровки, а также для инициирования действий по предупреждению или сокращению таких отступлений (см. 5.2); b) располагать мерами, обеспечивающими свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказывать отрицательное воздействие на качество их работы; c) определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить конфиденциальность информации и прав собственности ее заказчиков, включая процедуры защиты электронного хранения и передачи результатов; d) определять политику и процедуры, позволяющие избежать вовлечения в деятельность, которая снизила бы доверие к ее компетентности, беспристрастности ее суждений или честности; e) определять организационную и управленческую структуру лаборатории, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между менеджментом качества, технической деятельностью и вспомогательными службами; f) устанавливать ответственность, полномочия и взаимоотношения сотрудников, занятых в управлении, выполнении или проверке работ, влияющих на качество испытании и/или калибровки; g) обеспечивать надзор за персоналом, проводящим испытания и калибровку (включая стажеров), со стороны лиц, знакомых с методиками и процедурами, целью каждого испытания и/или калибровки, а также с оценкой результатов испытания или калибровки; h) иметь техническую администрацию, несущую общую ответственность за техническую деятельность и предоставление необходимых ресурсов для обеспечения требуемого качества работы лаборатории; i) назначать одного из сотрудников менеджером по качеству (как бы он ни назывался), который независимо от других функций и обязанностей должен нести ответственность и располагать полномочиями, обеспечивающими внедрение системы менеджмента качества и ее постоянное функционирование; менеджер по качеству должен иметь прямой доступ к высшему руководству, принимающему решения по политике или ресурсам; j) назначать заместителей руководящего персонала (см. примечание); k) обеспечивать осознание персоналом значимости и важности своей деятельности и свой вклад в достижение целей системы менеджмента. . а)Лаборатория должна располагать руководящим и техническим персоналом, уполномоченным на выполнение им своих обязанностей, а также на выявление случаев отступлений от установленных процедур и на возбуждение действий по предупреждению или сокращению таких отклонений. – Имеется ввиду, что каждый сотрудник лаборатории должен иметь перечень своих прав и обязанностей (должностную инструкцию), среди которых должны быть права и обязанности по участию в работах по совершенствованию системы качества. b)В качестве таких мер могут быть рассмотрены: - ограничение доступа в лабораторию или в ее отдельные части (перечни лиц имеющих доступ, кодовые замки, ответственность персонала); - шифровка проб; - ограничение доступа к данным; - контроль промежуточных и окончательных результатов; - анализ контрактов. с)Для реализации этого требования необходимо определить перечень документов (включая компьютерные файлы), содержащих конфиденциальную информацию, и в отношении этих документов установить специальную процедуру хранения и доступа. Также, в случаях, когда лаборатория передает результаты по линиям связи, следует предусмотреть защиту от возможных ошибок в адресации при передаче информации. d)Реализовать это требование возможно, например, путем тщательного анализа всех контрактов (договоров, заданий, графиков и т. п.) на выполнение испытаний и отказа от сомнительных работ. e)Для этого реализации этого требования необходимо разработать: - схему административного подчинения персонала; - функциональную схему управления лабораторией. Необходимо описать функции каждой структурной единицы и ее взаимодействие с другими структурными единицами лаборатории. Если лаборатория не имеет внутреннего структурного деления, то могут быть описаны функции отдельных сотрудников. Такое описание может быть дано в Положении о лаборатории или в Руководстве по качеству. f) Лаборатория должна устанавливать ответственность, полномочия и взаимоотношения всех сотрудников, занятых в управлении, выполнении или проверке работ, влияющих на качество испытаний. Все это можно установить в должностных инструкциях. g) Лаборатория должна обеспечить контроль сотрудников, проводящих испытания со стороны лиц, способных выполнять такой контроль. Технически такой контроль может выражаться в следующих формах: - контроль полноты регистрации технических данных (рабочих журналов); - контроль правильности расчетов; - контроль сотрудников через контрольные пробы (образцы) h)Необходимо возложить ответственность за решение общих технических вопросов на конкретного сотрудника. К общим техническим вопросам следует относить: - организацию технического (в том числе и метрологического) обслуживания оборудования и его ремонта; - организация обслуживания инженерных сетей лаборатории (электросеть, вентиляция, отопление, водоснабжение и канализация, газовые сети, заземление, сигнализация); - организация работ по поддержанию необходимых условий в помещениях лаборатории. В терминах отечественной производственной практике это функции главного инженера, который отвечает за то, чтобы все работало. Часто руководители лабораторий оставляют эту ответственность за собой. i) Лаборатория должна назначить одного сотрудника управляющим по качеству, который должен нести ответственность и иметь права для внедрения системы обеспечения качества результатов и ее постоянное функционирование. 1. Как правило, руководители лабораторий оставляют эту ответственность за собой, однако с увеличением количества сотрудников, работающих в лаборатории, целесообразным становится возложение функций управляющего по качеству на специально назначенного сотрудника. 2. Управляющий по качеству должен иметь прямой доступ к руководству лабораторией j) Лаборатория должна назначить заместителей управляющего персонала. К руководящему персоналу следует относить руководителей всех уровней, а также ответственных за специальные направления деятельности (управление документами, контроль выходных документов, управляющий по качеству, и т. п.). Замещение должно быть автоматическим и вступать в силу вне зависимости от причин отсутствия соответствующего руководителя на рабочем месте. k)Отдельные сотрудники могут выполнять более одной функции, и может оказаться нецелесообразным назначать заместителей по каждой функции
4.1.6 Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента. Внутренний обмен информацией Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы систему ме­неджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ следует включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.  

4. Технические требования…Персонал –элемент стандарта ИСО МЭК 17025-2009 пункт 5.2 содержит требование к организации.

return false">ссылка скрыта

Рассмотрение этих требований приведены в таблице 3

5.2.1 Руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.   Необходимо различать понятия квалификации и компетентности, как доказанной способности применять квалификационные знания для выполнения конкретных работ в лаборатории, так или иначе связанных с получением результата испытаний (калибровки). Чтобы обеспечить компетентность персонала, который работает со специальным оборудованием, проводит испытания, калибровки, оценивает результаты и подписывает отчеты (протоколы) нужно: − сформулировать в лаборатории требования к квалификации и компетентности персонала (например, в должностных инструкциях); − оценивать и подтверждать соответствие квалификации и компетентности персонала, установленным требования и, в случае необходимости, принимать меры к повышению квалификации и приведению уровня компетентности к установленным в лаборатории требованиям (установить период и периодичность подтверждения квалификации). В некоторых случаях требования к квалификации могут быть установлены в методиках, стандартах или описаниях к оборудованию.
5.2.2 Руководство лаборатории должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена. Руководство должно уполномочить специально подобранный персонал для проведения отбора образцов конкретных видов испытаний для составления отчетов об испытаниях и выдачи сертификата о калибровках, для подготовки мнений и толкований и для управления оборудованием конкретных типов.
5.2.3 Лаборатория должна использовать персонал, нанятый ею или приглашенный по контракту. Если используется персонал, приглашенный по контракту или оказывающий дополнительную техническую или профессиональную помощь, лаборатория должна удостовериться, что он компетентен, работает под контролем и в соответствии с системой менеджмента лаборатории. Компетентность временно работающего персонала должна быть подтверждена аналогично тому, как подтверждается компетентность постоянно работающего персонала.
5.2.4 Лаборатория должна иметь описания текущих проводимых работ для руководящего, технического и вспомогательного персонала, участвующего в проведении испытаний и калибровки. Требования, изложенные в должностных инструкциях, подходы к оцениванию и компетентность персонала должны постоянно совершенствоваться для повышения степени удовлетворительности заказчиков. Описание работ может быть проведено различными способами. Как минимум, следует определить следующее: 1. обязанности по проведению испытаний; 2. обязанности по планированию испытаний и по оценке результатов; 3. обязанности по формулированию мнений и толкований; 4. обязанности по модификации и разработке методов, а также по оценке новых методов; 5. требуемую экспертизу и опыт; 6. квалификацию и программы подготовки;
5.2.5 Руководство должно уполномочить специально подобранный персонал для проведения конкретных работ по отбору проб (образцов), испытаниям и/или калибровке, оформлению протоколов испытаний и выдаче сертификатов о калибровке, подготовке мнений и толкований и эксплуатации конкретного оборудования. Лаборатория должна вести записи о полномочиях, компетенции, профессиональном и образовательном уровне, обучении, мастерстве и опыте всего технического персонала, включая специалистов, работающих по контракту. Эта информация должна быть всегда доступна и содержать дату подтверждения полномочий и компетенции. Документация и данные должны служить доказательством выполнения изложенных требований, понимая, что целью применения требований к персоналу есть гарантирование того, чтобы персонал обеспечивал получение в лаборатории технически правильных результатов.