ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Для студентов 1 года обучения 2011-2012 уч. год (заочное отделение)
Преподаватель – к.эк.н., доцент Поройко Л. И.
Все направления: Форма итогового контроля - ЗАЧЕТ
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Становление региональной экономики как науки.
Предмет и методы исследования региональной экономики .
Условия, принципы и факторы размещения производительных сил. Теории размещения производительных сил.
Природно-ресурсный потенциал РФ и его экономическая оценка.
Трудовые ресурсы и методы их оценки.
Отраслевая структура народно-хозяйственного комплекса РФ, матери-альное и нематериальное производство, инфраструктура. Территориальная структура хозяйства.
Оценочные показатели размещения производительных сил и и их роль в социально-экономическом развития регионов.
Регион как объект хозяйствования и управления. Классификация российских регионов . Регион и районирование. Проблемное райониро-вание в условиях современной России.
Административно-территориальное районирование России.
Субъекты РФ и тенденции их изменения.
Федеральные округа и цели их выделения.
Экономические районы.
Свободные (особые) экономические зоны и их виды в РФ. Цели создания , механизм функционирования и условия успешного применения режима особых зон. Оффшоры и причины применения оффшорных режимов в РФ.
Кластеры: сущность, конкурентные преимущества, цели формирования. Кластеризация как проявление региональной отраслевой специализации и фактор регионального развития в современной России.
Оценочные показатели размещения производительных сил и и их роль в социально-экономическом развития регионов.
Экономические, социальные и экологические показатели-индикаторы региона. Валовый региональный продукт. Экономическая безопасность региона. Виды и признаки кризисных ситуаций в регионе.
Региональная политика: сущность, цели, виды, средства реализации.
Территориальные финансы , их сущность и составеые части. Финансовая политика как важнейшая составляющая экономической политики региона. Фискальный (бюджетный) федерализм и проблемы его реализации в РФ. Сущность, состав и источники территориальных финансов. Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ о системе формирования доходов региональных бюджетов. Собственные (закрепленные) и регулирующие доходы бюджета. Региональные бюджеты – финансовая база региональных органов власти. Функции региональных бюджетов, состав их доходов и расходов. Бюджетно-налоговые проблемы регионов. Межбюджетные трансферты. Дотации, субсидии и субвенции и их роль в решении финансовых проблем регионов. Межбюджетные отношения и повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в современной России.
Рекомендуемая литература
(все указанные издания имеются в библиотеке)
Региональная экономика России: Учебник.- М.:
Финансы и статистика, 2006.
Региональная экономика: Учебник /под ред.В.И.Видякина, М.В.Степанова.-М.,ИНФРА-М,2002.
Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Г.Морозовой- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Электронный учебник
Региональная экономика: учебное пособие/ К.Н.Юсупов, А.Р.Таймасов,А.В.Янгиров, Р.Р.Ахунов.-М.: КНОРУС.
Рейтинговая оценка знаний:
Общее(максимальное) количество баллов по итогам изучения дисциплины –100
- до 20 баллов: посещаемость занятий
- самостоятельная работа студентов в форме контрольной работы (тестирования -тест 40 вопросов) : каждый правильный ответ на вопросы теста оценивается 2 баллами . Максимальное количество баллов по этой форме аттестации 80 баллов
Студенты, выполнившие в межсессионный период письменное задание и набравшие к началу сессии не менее 70 баллов (посещаемость + тест- не менее 50 баллов, т.е.25 правильных ответов), аттестуются по их результатам.
Студенты, выполнившие тест с результатом от 60 до 70 баллов без посещения лекций в результате самостоятельной подготовки, могут быть аттестованы (получить зачет) по итогам текущей работы в семестре.
Студенты, не присутствовавшие на установочной сессии и не выполнившие задание по самостоятельной работе, сдают зачет по региональной экономике (письменное тестирование) в период сессии
в соответствии с расписанием учебного процесса.
Письменная работа должна быть выполнена и представлена на проверку не позднее чем за 2 недели до начала учебной сессии. Она может быть сдана в учебную часть заочного отделения (методист Жанна Николаевна) либо передана на проверку преподавателю Поройко Л.И. по электронной почте роroyko_luda@mail.ru
Работа должна выглядеть следующим образом: лист формат А4 , обозначены все данные студента – фамилия, имя, отчество, курс, специальность и затем ответы на вопросы теста
Пример: 1а 2б 3в 4а 5б 6в 7б и т.д.
Работы студентов, поступившие позднее обозначенного срока, проверяться не будут, а студент обязан явиться на зачет в определенное расписанием время.
Тест по “Региональной экономике”
1. Региональная экономика как самостоятельное направление
экономической науки впервые появилась
а- в России в период рыночных реформ
б-в США в 50-ые годы ХХ века
в- в Европе во время формирования Евросоюза
2. Приоритетное значение в научных исследованиях региональной экономики принадлежит
а- экономической географии и демографии
б- экономике, политологии и юриспруденции
в- региональная экономика как прикладная наука основывается на междисциплинарных исследованиях
3. Первые в мировой истории теоретические исследования рационального размещения производительных сил проводились
а- в Германии в ХIХ столетии
б- в России в период реформ Петра I
в- при разработке пятилетних планов в СССР
4. Рациональное размещение производительных сил не предполагает
а-комплексное развитие хозяйства региона
б-стимулирование узкой производственной специализации региона
в- рациональное и наиболее эффективное размещение производств.
5. Первый проект экономического районирования появился в России
а- после отмены крепостного права
б- при разработке плана ГОЭЛРО
в- в период коллективизации .
6. Регион- это
а- ограниченная часть твердой поверхности земли, которая характеризуется определенной площадью и географическим положением б- часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий
в- любая территория, объединенная каким-либо общим признаком
7. В современной России наибольшее значение для регулирования
экономического развития региона имеет
а- картографический метод
б- исторический и описательный методы
в- метод математического моделирования экономических процессов
8. Важнейшее значение для региональной экономики как приклад-
ной науки имеет
а- административно-территориальное деление РФ
б- проблемное районирование
в- экономическое районирование
9. В соответствии с Конституцией РФ собственную конституцию
и законодательство имеют
а-города федерального значения
б- каждый край и область
в- только республики в составе России
10. В настоящее время РФ состоит из
а-79
б– 83
в- 86 субъектов РФ
11. Количество субъектов РФ имеет тенденцию к
а- сокращению
б- росту
в- не меняется с 1992 года
12. Субъекты Федерации –
а –области, республики, края, автономные области, автономные округа, города федерального значения
б- области и республики
в-области и муниципальные районы
13. Субъектами РФ
а- являются два города федерального значения Москва и Санкт-Петербург
б- не могут быть города
в- нет правильного ответа
14. Целью учреждения федеральных округов в РФ в 2000 году является
а оптимизация экономического районирования в стране
б-стимулирование культурного и социального прогресса
в-укрепление вертикали власти
15. Экономическое районирование – это
а составление экономической карты страны
б-процесс контроля за социально-экономическим положением регионов
в-выделение территорий, отличающихся специализацией в террито-риальном разделении труда
16. Отраслевая структура страны прежде всего определяется
соотношением между отраслями
а- материального и нематериального производства
б- народнохозяйственного комплекса
в- отраслями и подотраслями
17. .Финансово-бюджетный федерализм – это
а- разграничение полномочий по компетенциям и доходам бюджетов разных уровней
б- самостоятельность и равноправие бюджетов всех уровней власти
в- оба ответа верны
18. В функции региональных органов власти не входит проведение
а- инвестиционной политики в регионе
б- решение проблем пенсионного обеспечения граждан
в- решение миграционных проблем территории
19. Депрессивные регионы –
а- старопромышленные
б- малодиверсифицированные
в- приграничные территории
20. Признаком кризисного состояния региона является
а- галопирующая инфляция
б- дефицит регионального бюджета
в- безработица свыше 15% экономически активного населения региона
21. К прямым методам регионального управления относится
а- развитие транспортной инфраструктуры в регионе
б- размещение государственных заказов на производство продукции
в- налоги
22. Основным направлением развития межбюджетных отношений в
современных условиях является
а- улучшение качества финансового менеджмента исполнения бюджетов
б- укрупнение регионов и рост налоговой базы
в- увеличение ставок региональных налогов
23. Регулирующие доходы регионального бюжета – это
а- налоги, оказывающие определяющее воздействие на состояние бюджета
б-налоги, по которым устанавливается норматив отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год
в-трансферты для финансовой поддержки регионов
24. Сборы, поступающие в региональные бюджеты, отличаются о
налогов тем, что это-
а- обязательные и обезличенные платежи
б-целенаправленные платежи
в-безадресные платежи
25. Бюджетные кредиты предоставляются на
а- возвратной и возмездной основе
б- безвозвратной основе
в- безвозмездной основе
26. Качественноре изменение ситуации в регионе – это
а- экономический рост
б- рост налоговых поступлений в бюджет
в- изменения в социальной структуре общества
27. Регионы-рецепиенты
а- перечисляют в федеральный бюджет больше средств, чем получают
б-получают из федерального центра больше средств, чем перечисляют
в-отсутствуют в РФ
28. Количество регионов-доноров в современной России
а- имеет тенденцию к росту
б- сокращается
в- стабильно
29. Расходы региональных бюджетов могут быть
а- только текущими
б- как текущими, так и капитальными
в- утверждаются федеральным центром
30. Доходы региональных бюджетов могут формироваться только за счет
а- налоговых и неналоговых поступлений
б- добровольных пожертвований
в- оба ответа верны
31. Закрепленные налоги
а- полностью поступают в региональный бюджет
б- формируют региональные и местные бюджеты
в- правильный ответ отсутствует
32. Свободные (особые) экономические зоны
а- зоны наибольшего экономического благоприятствования
б-зоны с особым экономическим режимом хозяйствования
в- оба ответа верны
33. В настоящее время в РФ различают
а- 2
б- 4
в- 7 типов особых экономических зон (ОЭЗ)
34. В современной России отсутствуют ОЭЗ
а- технико-внедренческие или промышленные
б- банковские
в- портовые зоны
35. Условия, необходимые для обеспечения успешного функционирования особых зон:
а- локальность , специализация, участие иностранных инвесторов
б-приграничное расположение , специализация, безвизовый режим
в-обеспечение особого правового статуса и экономических льгот
36. Кластер – это
а- группа предприятий взаимосвязанных отраслей, объединенных по географическому признаку
б-группа предприятий, объединенных финансовыми ресурсами и обязательствами
в- группа предприятий , развивающихся в рамках инновационных проектов при финансовой поддержке региональных властей
37. В Ярославской области при поддержке координационного совета с участием региональных властных структур принято решение о развитии
а- фармацевтического кластера
б- текстильного и лесного кластеров
в- туристского-рекреационного кластера
38. В настоящее время Министром регионального развития РФ является
а-Д.Н. Козак
б- Г.С. Полтавченко
в- В.Ф.Басаргин
39. Система межбюджетных трансфертов приводит в РФ к
а- распространению иждивенческих настроений в субъектах РФ
б- выравниванию бюджетной обеспеченности территорий
в-способствует социальной стабильности в обществе
40 . Главным показателем экономического развития региона является
а- количество предприятий в регионе
б- уровень безработицы
в- валовый региональный продукт на душу населения