Денежных средств
Движение наличности аптеки обобщается на активном счете 30 "Касса», который имеет такие субсчета:
301 - "касса в национальной валюте»;
302 - "касса в иностранной валюте».
По дебету этих счетов отражают поступление наличности в кассу, а по кредиту - ее расход.
^ Учет безналичных расчетов.
В соответствии с законодательством все предприятия (в т.ч. аптеки), независимо от форм собственности и хозяйствования, обязаны хранить свободные денежные средства в банках.
Для открытия счета в банке предприятие должно предъявить учреждению банка такие документы:
заявление на открытие счета;
копию свидетельства о государственной регистрации;
копию документа, который подтверждает постановку предприятия на налоговый учет;
копию справки о внесении предприятия в единый государственный реестр предприятий Украины;
копию документа о регистрации предприятия в органах Пенсионного фонда и социального страхования;
копию устава, заверенную нотариально;
карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттискам печати предприятия (2 экземпляра), заверенную нотариально.
^ Виды банковских счетов:
временный - открывается для зачисления денежных средств на формирование уставного
капитала;
текущий - открывается для хранения денежных средств и осуществления по этому счету всех операций, которые не противоречат действующему законодательству;
бюджетный – открывается для предприятий, которым из государственного или местных
бюджетов выделяются средства для целевого использования;
валютный— открывается для хранения денежных средств в иностранной валюте;
карточный - открывается для проведения операций с денежными средствами с помощью
платежных карточек;
депозитный - представляет собой депозитный договор банка, который удостоверяет право
владельца по окончании срока действия на получение суммы депозита и процентов по нему;
ссудный - открывается для учета ссуд, перечисленных на счета банка согласно условиям
кредитного договора.
Перечисление со счета и зачисление на него осуществляется банком на основании расчетно -
платежных документов.
Наиболее распространены такие из них:
заявление на внесение наличных – используется при внесении наличных для зачисления на текущий счет; объявление состоит из двух частей: первая (собственно объявление)
остается в банке, вторая (квитанция) – передается лицу, которое вносит наличность, и возвращается предприятию вместе с выпиской банка, которая служит подтверждением зачисления наличных на счет;
денежный чек - приказ банка о выдаче с текущего счета указанной суммы наличных;
расчетный чек - предназначен для перечисления на счет получателя указанной в чеке суммы с текущего счета предприятия;
платежное поручение - приказ банка о перечислении указанной в поручении суммы с текущего счета предприятия на счет получателя.
Кроме указанных банковских документов, могут также использоваться и другие. Банк в
установленные сроки выдает предприятию - клиенту выписки с его текущего счета с перечнем проведенных операций.
К выписке прилагаются документы, на основании которых были проведены операции по зачислению и списанию денежных средств с текущего счета предприятия.
На предприятии выписка банка проверяется. Если найдены ошибки при зачислении или
списании суммы, то это в письменном виде сообщается банку для проведения соответствующих исправлений.
^ Инвентаризация безналичных расчетов.
Инвентаризация средств на счетах проводится путем сверки остатков сумм по данным бухгалтерского учета аптеки с данными выписок банка. Инвентаризационная комиссия проверяет отмеченные долговые суммы и все неуплаченные авансы. Одновременно контролирует денежные суммы, которые находятся на расчетных и других счетах аптеки в банке; расчеты с банком; суммы кредиторской, дебиторской, депонентской задолженности; расчеты по заработной плате; расчеты с поставщиками и покупателями, подотчетные суммы, неуплаченные авансы. При инвентаризации этих расчетов составляются акты которые направляются для подтверждения дебиторам. Дебиторы обязаны на протяжении 10 дней со дня получения актов подтвердить остаток задолженности.