ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Психологическая служба образования, или школьная психология, су­ ществует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.

В нашей стране первые попытки практического использования психо­ логии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX ве­ ков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время бы­ ли сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практи­ ческого психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-прак­ тики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране во­ зобновился активный поиск форм практического участия психологов в рабо­ те школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому по­ тенциалу.

В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комите­ та СССР по народному образованию о введении ставки школьного психоло­ га во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю сис­ тему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и дет­ ские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, шко­ лы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.

В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному об­ разованию было утверждено «Положение о психологической службе в сис­ теме образования», которое определило ее статус, структуру, права и обя­ занности работников этой службы, содержание их деятельности и продол­ жительность различных видов работы школьного психолога.

Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации сво­ ей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особен­ ностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологиче-


 

екая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-вос­ питательной работы, формированию социально активной личности. Работ­ ники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задача­ ми его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть на­ правлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллекту­ ального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нару­ шений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалиста­ ми, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагоги­ ческого обучения и психологического консультирования. Педагоги, привле­ ченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свиде­ тельством соответствующего высшего учебного заведения.

Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.

В соответствии с основными целями психологической службы образо­

вания содержание ее работы определяется:

- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интел­ лектуального развития детей .на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;

- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребен­ ку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изуче­ ния детей;

- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуаль­

ном и личностном развитии детей.

 

 

Современные концепции школьной психологической службы

 

Существует несколько концепций деятельности школьной психологи­ ческой службы. Наиболее известные из них - это концепция И. В. Дуброви­ ной и концепция Л. М. Фридмана.

С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе - воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обес­ печение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. - организация, по­ строение и проведение этого процесса на основе современных психолого-пе­ дагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.


Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую уча­ ствует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое само­ управление.

Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:

1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;

2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;

3) изучение процесса личностного развития учащихся;

4) оценку воспитанности учащихся.

Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье де­ тей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современ­ ного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья - человеч­ ность индивида - понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полно­ ценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедея­ тельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психо­ логической службы образования. Основное средство достижения указанной цели - создание психолого-педагогических условий, способствующих полно­ ценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каж­

дого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей - их интересов, спо­

собностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная ге-

 


нерация - практические психологи образования, которые должны быть воо­ ружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «ка­ ким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологи­ ческой оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система ис­ ходных профессиональных ценностей и целей).

 

 

Основные направления деятельности

 

Работа психологической службы осуществляется по следующим ос­

новным направлениям.

 

Психопрофилактическая работа

В русле психопрофилактического направления работники психологи­

ческой службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родите­ лям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптаци­ онный период;

- проводят обследование детей в плане их подготовленности к школь­ ному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подго­ товке к школе;

- участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями

намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармони­ ческого развития в процессе школьного обучения;

- проводят психологическое обследование детей при переходе из на­ чальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителя­ ми, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;

- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегруз­ ки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;

- организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного рас­ крытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способ­ ностей;

- ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в пе­ дагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;

- консультируют педагогов, воспитателей и других работников обра­ зовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личност­ ных проблем;


 

- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональ­ ной деятельности педагогов; осуществляют мероприятия по предупрежде - нию и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллек­ тива;

- проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и прове­ денных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соот­ ветствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

 

Психодиагностическая работа

В русле психодиагностического направления работники психологиче­

ской службы решают следующие конкретные задачи:

- проводят в случае необходимости психологическое обследование ре­ бенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

- проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения;

- совместно со специалистами соответствующего профиля осуществ­ ляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно меди­ цинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм!,, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

 

Развивающая и психокоррекционная работа

Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:

- психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.' на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

- психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, на­ правленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^'. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у"« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в про­ цессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка.

В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно па­

топсихологическую, дефектологическую природу или носят характер откры-


 

тьгх правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психо­ лога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

 

Консультативная работа

В рамках данного направления работники психологической службы

- консультируют администрацию учебно-воспитательного учрежде­ ния, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;

- проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопреде­ ления, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

- способствуют повышению психологической культуры педагогов, ро­ дителей, мастеров, представителей общественности путем проведения инди­ видуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;

- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопро­ сов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соот­ ветствующими инстанциями обоснованных решений;

- в качестве консультантов принимают участие в планировании учеб­

но-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

 

 

Права, обязанности и ответственность работника психологической службы образования

 

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об оче­ редности проведения различных видов работ, выделении приоритетных на­ правлений работы;

- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания ус­ ловий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязан­ ностей;

- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех слу­ чаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы;

- знакомиться с документацией;

- обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреж­

дения;

- участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психо­

лого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу де-


тей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право дове­

сти свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;

- участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психо­

коррекции и других видов, оценке их эффективности;

- проводить групповые и индивидуальные психологические обследо­

вания и эксперименты для исследовательских целей;

- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и науч­

но-популярных журналах, газетах и пр.;

- вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;

- иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в со­

ответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;

- обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайст­ вами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью де­ тям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.);

- обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.

Психолог обязан:

- руководствоваться правительственными и нормативными докумен­ тами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, По­ ложением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию;

- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах сво­ ей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей дру­ гих специальностей;

- знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повы­ шать свою профессиональную квалификацию;

- препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответ­ ствующей профессиональной подготовкой;

- в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

- выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной ли­ нии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять рас­ поряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психо­ логической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;


.,,.; - оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педа­ гогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспе­ чением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать кон­ кретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность на­ несения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;

- хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, по­ лученные в результате диагностической и консультативной работы, если оз­ накомление с ними не является необходимым для осуществления педагоги­ ческого аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

- работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений;

- вести запись и регистрацию всех видов работ.

Ответственность работника психологической службы:

- психолог несет персональную ответственность за правильность пси­ хологического диагноза, адекватность используемых диагностических и кор- рекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;

- психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследо­

ваний, документации службы, оформление их в установленном порядке.

 

 

Структура психологической службы образования

 

Психологическая служба образования представляет собой единую сис­ тему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психо­ лог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении; 2) психо­ логический кабинет управления образованием (районный, городской, обла­ стной); 3) центр психологической службы образования.

Центр является головной организацией, руководящей деятельностью псиологов воспитательно-образовательных учреждений и специалистов дру­ гих психолого-педагогических служб определенного региона, отвечает за научно-методическое и организационное обеспечение этих служб. Центр це­ лесообразно организовать для обслуживания большого города, области или небольшой республики из расчета один Центр на 5-8 млн жителей.

Центр состоит из следующих подразделений: отдел индивидуальной помощи; отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных уч­ реждений и медико-психолого-педагогических комиссий; отдел психологи­ ческой диагностики; стационар; инженерно-математический отдел; библио­ тека; административно-управленческий аппарат. Центр может существовать на бюджетной, хозрасчетной и комбинированной основе, возможен также постепенный переход от бюджетного финансирования к полному хозрасчету и самофинансированию.


 

Отдел индивидуальной помощи осуществляет диспетчерский прием лиц, обратившихся в Центр с индивидуальным запросом, с целью диффе­ ренциации случаев с психологической проблематикой от случаев, требую­ щих медицинской, юридической, социальной и тому подобной помощи; оп­ ределения подразделения Центра, которое в дальнейшем будет курировать каждый конкретный случай.

Консультативный сектор данного отдела ведет индивидуальное кон­ сультирование родителей; педагогов, детей, подростков и юношей. При кон­ сультативном секторе работают телефон доверия для подростков и юношей и группа консультирования по переписке.

Сектор психологического развития и коррекции отдела осуществляет психологическую помощь в разных формах: групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологический тренинг, коррекция развития от­ дельных психологических функций и процессов, профессиональный тренинг учителей, арттерапия и др.

Отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных уч­ реждений и медико-психолого-педагогических комиссий включает два сек­ тора.

Сектор работы с практическими психологами осуществляет науч­ но-методическое и организационное руководство деятельностью низовых звеньев психологической службы школы и других детских образовательных учреждений, а также психологов в медико-психолого-педагогических комис­ сиях. В функции сектора входят обеспечение работников низовых звеньев необходимыми средствами и методами работы, контроль за их применением, экспертная оценка деятельности психологов, работающих в учебно-воспита­ тельных учреждениях и медико-психолого-педагогических комиссиях, их аттестация. Сектор ведет работу по повышению квалификации практических психологов, организуя семинары, стажировки, группы профессионального тренинга, практику начинающих специалистов.

Сектор оперативной психологической помощи учреждениям образо­ вания по запросам руководства этих учреждений осуществляет психологиче­ скую помощь в решении задач улучшения психологического климата, пре­ одоления конфликтных ситуаций, массовой комплексной диагностики, про­ ведения деловых игр и тому подобное посредством выезда на места бригад специалистов соответствующего профиля.

Отдел психологической диагностики также состоит из двух секто­

ров.

Сектор диагностики осуществляет психологическую диагностику и комплексную диагностику (с привлечением специалистов смежных специ­ альностей).

Сектор психологических методик ведет работу по подбору и разработ­ ке диагностических методик, а также необходимой документации для всех видов психологических служб, разработке и изготовлению аппаратуры для психологической диагностики.


В стационаре проводится диагностико-коррекционная работа с деть­

ми, подростками и юношами в наиболее сложных случаях.

Инженерно-математический отдел, оснащенный компьютерной техникой, осуществляет инженерное и математическое обеспечение всех подразделений Центра.

Библиотека обслуживает работников Центра и низовых практических звеньев, курируемых Центром. Может иметь фонд видеозаписей.

В целях эффективного обеспечения деятельности Центра он должен иметь разветвленную систему внешних связей, в том числе и юридически оформленных. В эту систему входят вышестоящие организации (Госкомитет по образованию, Министерство здравоохранения); научные учреждения и соответствующие кафедры вузов психологического, медицинского, педаго­ гического, социологического профилей, по отношению к которым Центр вы­ ступает в качестве заказчика тем научных и методических исследований и разработок; учреждения образования (органы опеки и попечительства, ко­ миссии по делам несовершеннолетних, городские и районные отделы обра­ зования и т. п.); медицинские учреждения, органы внутренних дел (инспек­ ции по делам несовершеннолетних, спецшколы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, спецПТУ и др.) - как возможные заказчики, с одной стороны, и учреждения, куда могут направляться дети, подростки, юноши по рекомендации Центра, - с другой; консультации по вопросам се­ мьи и брака, центры по профориентации молодежи, суицидальные центры для подростков и юношей, наркологические диспансеры, психиатрические клиники - для осуществления- консультаций и взаимной помощи в решении сложных случаев, носящих пограничный характер..

Психологический кабинет управления образованием. Психологи данного структурного подразделения ведут методическую работу с психоло­ гами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятель­ ность по профессиональной линии, обеспечивают оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ; органи­ зуют и проводят постоянно действующий семинар практических психоло­ гов; консультируют по различным психолого-педагогическим вопросам ад­ министрацию учебно-воспитательных учреждений; обеспечивают проведе­ ние различных форм психологической работы с педагогами; ведут работу по пропаганде психолого-педагогических знаний; участвуют в работе районных психолого-медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовер­ шеннолетних.

Психолог-методист районного управления образованием обязан ока­ зывать необходимую помощь психологам учебно-воспитательных учрежде­ ний и заботиться об обеспечении их необходимыми средствами работы (ме­ тодики, бланки, формы); способствовать внедрению новых методов и прие­ мов в работу психологов образовательных учреждений. Психолог-методист несет ответственность за работу психологов в учебно-воспитательных учре-


ждениях района. Он имеет право ставить перед руководством районного управления образованием вопрос о назначении и снятии психолога образо­ вательного учреждения с должности.

Практический психолог образовательного учреждения. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении. На долж­ ность практического психолога образовательного учреждения зачисляется специалист с высшим образованием, с квалификацией «психолог» без предъ­ явления требований к стажу работы.

Практическая работа психолога образовательного учреждения опира­ ется на его исследовательскую деятельность в условиях конкретного учеб­ но-воспитательного заведения.

Психолог образовательного учреждения не должен выполнять функ­ ции заместителя директора по учебной работе и других ответственных лиц. Его задачи в области обучения и воспитания - психологический анализ учеб­ но-воспитательного процесса и составление обоснованных научных реко­ мендаций и проектов программ. Важнейшей задачей психолога является планомерное устранение барьеров на пути всестороннего и гармоничного развития личности учащегося. Психолог помогает преподавателям в изуче­ нии личностей учащихся, в выборе оптимальных методов учебно-воспита­ тельной работы.

Работа психолога образовательного учреждения осуществляется по следующим основным направлениям: организационно-психологическая ра­ бота; развивающая и психофасилитационная работа; психопрофилактиче­ ская работа, психодиагностическая и психокоррекционяая работа.

В русле организационно-психологического направления психолог ведет следующую работу:

- проводит психологический анализ планов учебной и воспитательной работы, а также текущего учебно-воспитательного процесса с точки зрения психологической обоснованности, их практической эффективности в разви­ тии личности и способностей учащихся;

- участвует в аттестации педагогов образовательного учреждения;

- дает рекомендации администрации образовательного учреждения: по кандидатурам преподавателей на должности заведующих отделениями и на­ значению классных руководителей; по оздоровлению психологического кли­ мата в образовательном учреждении; по оптимизации нагрузки преподавате­ лей и учащихся в учебное и неучебное время; по методике комплектования учебных групп; по вопросам гуманизации и демократизации всего учеб­ но-воспитательного процесса;

- участвует в работе психолого-педагогических консилиумов и мето­

дических объединений;

- устанавливает и поддерживает связь с ведущими психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.

В рамках развивающего и психофасилитационного направления психо­

лог выполняет следующие функции:


- оказывает помощь педагогам в выработке методов, методик и форм общения с учащимися и воспитанниками;

- анализирует межличностные отношения на уровнях педагог - ребе­ нок, ребенок - ребенок, педагог - педагог, педагог - администратор и гото­ вит предложения по коррекции данных позиций;

- проводит исследования по определению развивающего эффекта при­ меняемых в учебно-воспитательном заведении форм, средств и методов воспи­ тания и обучения и информирует о полученных результатах членов педсовета;

- консультирует педагогов по составлению развивающих программ;

- проводит обучение психологическим основам применения педагоги­

ки сотрудничества и активных методов обучения;

- консультирует педагогов, родителей и учащихся по вопросам само­ образования, самовоспитания, по проблемам развития личности и ее отдель­ ных сторон.

Психопрофилактическое направление работы предусматривает сле­

дующие конкретные мероприятия:

- пропаганду психолого-педагогических знаний среди педагогов и детей;

- руководство кружками для учащихся по изучению вопросов психо­

логии;

- выявление источников негативного влияния на личность учащихся, воспитанников и подготовку рекомендаций для их устранения;

- выявление учащихся, воспитанников с запущенным развитием спо­ собностей и помощь педагогам в составлении индивидуальных программ выравнивания развития данной категории детей;

- совместно с педагогами разработка научно-обоснованных программ по адаптации детей к условиям жизни в учебно-воспитательном заведении и участие в их реализации;

- помощь работникам библиотеки в комплектовании ее фондов психо­

лого-педагогической литературой;

- проведение работы по предупреждению психологической перегрузки и невротических симптомов у детей, связанных с условиями их жизни, вос­ питания и обучения;

- своевременное прогнозирование и предупреждение вероятных нару­ шений в становлении личности, в поведении учащихся и воспитанников. Данный вид работы проводится преимущественно с педагогами, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на детей.

В русле психодиагностической и психокоррещионной работы психо­

лог решает следующие задачи:

- проводит диагностику общения учащихся с преподавателями и свер­

стниками, выявляет психологические причины нарушения общения;

- проводит исследование структуры, состояния взаимоотношений и психологического климата в детских группах (классах);

- проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, развития его личности или ее отдельных сторон;


 

- проводит исследование способностей, интересов, склонностей уча­ щихся с целью оказания им помощи в личностном и профессиональном са­ моопределении;

- разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии учащихся или в их пове­ дении.

 

 

Статус практического психолога образовательного учреждения

 

Практические психологи образовательного учреждения имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Средняя норма их рабочего времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответст­ венно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, оформление документации, работа со специалистами смежной квалифика­ ции, коллегиальное консультирование, участие в региональных мероприяти­ ях и т. д.).

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется спе­ циальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, коррекционной, развивающей и консультативной работы. Оформление и содержание психологического кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с норма­ тивами, установленными для педагогов-предметников.

Со дня зачисления на работу практическому психологу предоставляет­ ся подготовительный период работы сроком два месяца для составления проекта программы работы психологической службы образовательного уч­ реждения. На данный период распорядок работы определяется самим психо­ логом при согласовании с директором учебно-воспитательного заведения или лицом, его заменяющим. Подготовительный период считается завер­ шенным со дня принятия педагогическим советом первого варианта про­ граммы работы психологической службы.

 

 

Формы учета деятельности и отчетность психологов образовательного учреждения

 

Психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1) План работы психолога образовательного учреждения.

2) Заключения по результатам проведенных психодиагностических ис­

следований.

3) Журнал консультаций психолога.

4) Журнал учета групповых форм работы.

5) Психологическая карта.


6) Программа работы психолога с группой.

7) Коррекционная работа.

8) Программа коррекционно-развивающих занятий.

9) Аналитический отчет о работе психолога по итогам года, который предоставляется руководителю образовательного учреждения и руководите­ лю муниципальной психологической службы.

 

Требования к плану работы психолога образовательного учреждения

При составлении плана необходимо учитывать:

- цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведе­

ния;

- приоритет прав и интересов ребенка;

- нормы расхода времени на каждый вид деятельности. План работы должен включать следующие графы:

 

№ п/п Название работы Условия проведения   Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат

 

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собра­ ние, консультация, беседа, урок), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического об­ следования или сопровождения класса коррекции и т. п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и ре­ зультат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, до­

пускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответствен­ ности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т. д.).

План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в дан­ ном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал или на учебную четверть.

Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

 

Психологическая карта

Психологическая карта заводится на каждого ребенка, с которым рабо­ тает психолог; хранится в папке-скоросшивателе. Карта ведется по годам (классам, группам, курсам), материалы подшиваются в порядке поступления.

В карту заносятся все результаты психологических обследований, дан­

ные бесед с ребенком, его педагогами, родителями и другими лицами; при-


меняющиеся развивающие и психокоррекционные методы, основные на­ правления и результаты психологической работы с ребенком. Карта включа­ ет также данные об особенностях развития, обучения и воспитания ребенка на предшествующих этапах.

В соответствующие разделы карты вносятся протоколы обследований и других видов работы; протоколы должны заканчиваться кратким выводом психолога на основании результатов обследования. В тех случаях, когда психолог дает заключение и рекомендации по поводу ребенка, предназна­ ченные для родителей, учителей, воспитателей или для различных инстан­ ций, в психологической карте должны оставаться копии. В карте также хра­ нятся заключения специалистов, сделанные в ответ на запросы психолога.

Как выглядит психологическая карта? Сначала в ней представлены са­ мые общие сведения. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс (группа, курс).

Для предотвращения утечки психологической информации карту целе­ сообразно зашифровать. В этом случае данный лист хранится отдельно, а в психологической карте указывается только ее шифр, ключ к которому хра­ нится у психолога.

Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», в которой содержатся сведения об основных этапах психологической работы с ребен­ ком и которая заполняется постоянно на протяжении всего времени пребы­ вания ребенка в данном учреждении.

 

  Дата Причины проведения обследования, других видов работы   Цель мероприятия и результат Вопросы дальнейшей работы

 

Сводные данные о работе с ребенком

 

 

Далее идут разделы, в которых представлены конкретные результаты работы с ребенком:

I. Данные об особенностях развития, обучения и воспитания на пре­

дыдущих этапах.

П. Сведения о состоянии здоровья.

III. Данные о проведении диагностической работы (использовавшиеся методы, результаты).

IV. Данные о психокоррекционной и развивающей работе.

V. Данные о совместной работе с педагогами (запись бесед с учителя­ ми, воспитателями, характеристика, которую они дают ребенку, рекоменда­ ции психолога, совместно принятые решения, анализ хода и результатов вы­ полнения решений и рекомендаций).

VI. Данные о совместной работе с родителями (запись бесед с родите­ лями, рекомендации, данные психологом, совместные решения, анализ хода и результатов их выполнения).


VII. Копии заключений для третьих лиц и инстанций, данных психо­

логом по поводу ребенка.

VIII. Заключения специалистов, полученные в ответ на запрос психо­

лога по поводу ребенка.

IX. Дополнительные данные. Особые отметки.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессио­ нальной линии. Администрация образовательного учреждения, педагоги мо­ гут пользоваться этими данными только по согласованию с психологом.

При переходе ребенка в другое учебно-воспитательное учреждение карта может передаваться психологу этого учреждения.

 

Структура и основы содержания заключения по результатам проведения психодиагностического исследования

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

  №   Названи е шкал ы   Названи е и авто р теста   Исследуемая функци я Фактор , влияющи й на результат

 

5. Применение методики описывается по следующей схеме:


 

  Да­ та   Время проведения   Консультируемы й Повод обра­ щени я   Проблем а Результа т консуль­ тировани я Кон ­ суль­ тан т
    воз­ раст   пол   им я        
I З а 3 6   З в

 

Журнал консультаций психолога

 

Графа Зв заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций, общий для всех психологов.

Отметка о времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, в год и, следовательно, учи­ тывать это при планировании работы на следующий год.

 

Журнал

Список участников № п/п, Ф.И.О. Тема или название мероприятия Даты встреч   Отметки О т , ВедJущий посещениях   Примечание
           

 

учета групповых форм работы


 

 


 

 

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном иссле­ довании (например, вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

а) количественные данные должны быть представлены в таблицах на каждый класс (группу). (См. схему учета результатов тестирования);

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полу­

ченных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

 

№ п/п Ф.И.О . тестируемого Результат ы выполнени я диагностического задания   Заключение
    1 | 2 | 3  

 

Схема учета результатов тестирования

 

 

Дата; Ф.И.О., должность составителя заключения; подпись.


К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести: тренинг с детьми и взрослыми (педагогами, родителями); коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной про­ грамме; семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

 

Программа

работы психолога с группой

1. Составлена психологом Ф.И.О.

2. Описание класса (группы):

- психологическая характеристика детей;

- общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления Подпись психолога


 

Результаты психологической работы

в классе (группе)вучеб. году

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические ис- следования:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Задачи и содержание работы психологической службы предприятия


Время проведения Тест


Название исследуемой

тестом характеристики


 

Деятельность психологической службы промышленного предприятия с

1986 года начинает регламентироваться «Положением о службе социального


2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе

(группе): _______ _

Время проведения Название тренинга Тема занятий

 

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались):

|Время проведения Тема занятий Цели занятий Участники

 

4. Название форм индивидуальной работы с детьми:

  Время проведения   Тема занятий   Цель занятий Ф.И.О. ребенка (если это была работа с отдельными детьми)

 

5. Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в ви­ де, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.

6. Рекомендации по дальнейшей работе с этим классом (группой).

7. Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата составления Подпись психолога

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Когда была введена должность психолога в учебно-воспитательные учреждения?

2. Какой документ определяет статус психологической службы образо­

вания, ее структуру, права и обязанности работников этой службы?

3. Назовите права и обязанности психолога образовательного учреж­

дения.

4. Определите основные цели психологической службы образования.

5. Перечислите основные направления деятельности психологической службы образования.

6. Какова структура данной службы?

7. Перечислите формы учета деятельности психолога образовательного учреждения.


развития предприятия, организации, министерства», согласно которому пси­ хологическая служба промышленного предприятия является подструктурой службы социального развития.

Сегодня практические психологи промышленных предприятий выде­ ляют три аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства. Эти аспекты работы психолога предприятия связаны с решением трех основных задач:

1) психологического отбора кандидатов на трудоустройство; 2) психо­ логического сопровождения карьеры персонала; 3) психологической оценки сотрудников предприятия.

Психологический отбор кандидатов при трудоустройстве имеет своей целью получение информации о психологических особенностях претенден­ тов и позволяют сделать заключение о степени ценности данного специали­ ста в данной организации или в различных профессиональных областях.

Для этой цели проводится первичный отбор кандидатов. В ходе рабо­ ты, в которой участвуют сотрудники кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются различные формализованные ан­ кеты. Все это позволяет сформировать так называемый банк данных, в кото­ ром содержатся сведения о специалистах, чьи знания и опыт работы могут быть полезны предприятию в будущем. Такой подход позволяет быстро най­ ти необходимые замены в случае кадровых перестановок, экономя деньги, не прибегать к услугам кадровых агентств.

Далее кандидат проходит процедуру психологического тестирования с целью получения информации о качествах, существенно обусловливающих поведение человека и его профессиональную эффективность в организации. Используются и критериально ориентированные тесты, регистрирующие на­ личный уровень развития каких-либо характеристик, навыков, определяю­ щих готовность человека к деятельности, которой он собирается заниматься, а также тесты для выделения у претендента сензитивных и «критических, запретных» сфер, видов деятельности. В качестве необходимых критериев могут выделяться следующие: интеллект, эмоциональная устойчивость, адаптивные свойства, нормативность поведения, отношение к себе, общая установка на людей, лидерские тенденции, конфликтность, контактность, способность работать в команде, уровень лояльности по отношению к орга­ низации, уровень интернальности (т. е. уровень субъективного контроля че­ ловека над значимыми для него событиями в различных областях социаль­ ной жизни: производстве, семье, межличностных взаимодейсташх). По ре-


 

зультатам исследования составляется заключение, в котором представляется интерпретация полученных данных. Описывается степень соответствия кан­ дидата на трудоустройство требованиям профессии; насколько психологиче­ ские особенности претендента отвечают требованиям подразделения органи­ зации и подходит ли он к работающей команде. Заключение должно носить рекомендательный характер. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.

Задача психологического сопровождения карьеры персонала включает три направления работы психолога предприятия: исследовательское, кор- рекционное и просветительское.

Исследовательская работа проводится в соответствии с социальным заказом администрации предприятия.

Коррекционный блок работы состоит в развертывании программ под­ держки психологического здоровья сотрудников предприятия. Эти програм­ мы применяются для предотвращения последствий стрессов, вызываемых различными производственными причинами. Содержанием этих программ являются в основном следующие мероприятия:

- разработка и реализация адаптационной программы для ускорения процесса привыкания вновь принятых работников к новым условиям дея­ тельности и к коллективу;

- групповые и индивидуальные занятия по оптимизации социаль­

но-психологической атмосферы на предприятии;

- индивидуальное сопровождение карьеры сотрудника;

- мониторинг процесса организационного развития (способность орга­ низации становиться самообновляющейся системой, изменяющейся в зави­ симости от изменения ее целей, условий рынка).

Целью коррекционных мероприятий является развитие и повышение спо­

собностей сотрудников справляться с причинами и симптомами дезадаптации.

Методами реализации служат занятия по релаксации, обучение спосо­ бам эмоциональной разгрузки, тренинг навыков решения проблем, комму­ никативный тренинг, тренинг настойчивости, индивидуальные консульта­ ции, «Телефон доверия».

В рамках просветительского направления ведется лекционная и семи­ нарская работа по информированию о психологических факторах, влияющих на повышение эффективности трудовой деятельности.

Следующая задача психологической службы предприятия- оценка персонала.

Функциями психолога в этом направлении могут быть:

- участие в оценочных процедурах сотрудников при повышении их ка­ тегории, переводе на другую должность, при определении степени соответ­ ствия психологических особенностей и способностей специалистов требова­ ниям новой должности или новым условиям работы;

- участие в создании банка специалистов, претендующих на карьерный


Иными словами, психолог на предприятии выступает как социальный инженер. В качестве социального инженера психолог принимает участие не только в проектировании систем организации труда на предприятии, органи­ зации рабочих мест с учетом эргономических требований, но и в совершен­ ствовании системы материального имморального стимулирования, в разра­ ботке методов управления кадрами и социальным развитием предприятия. Психологи, практикующие на предприятиях, могут работать в качестве ор­ ганизационных консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренинг-менеджеров (люди, которые занимаются профессиональным обуче­ нием и развитием персонала внутри организации).